Эволюционные идеи в России в XIX-XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Эволюция означает постепенный, закономерный переход от одного состояния в другое. Под биологической эволюцией понимают изменение популяций растений и животных в ряду поколений, направляемое естественным отбором. В течение многих миллионов лет, начиная с возникновения жизни на Земле, в результате непрерывного, необратимого, естественного процесса смены одних видов другими сформировались животные и растительные формы благодаря чему возникает что-то новое, разнородное, стоящее на более высокой ступени развития, существующие в настоящее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2-3
Глава I Эволюционные идеи в России в XVIII в. (додарвиновский период)
1.1 Эволюционные идеи М.В. Ломоносова……………………………..….4-5
1.3 Эволюционные идеи К. Ф. Вольфа……………………………………….6

Глава II Эволюционные идеи в России в XIX-XX вв.
2.1 Эволюционные идеи А.Н.Северцова…………………………………..7-8
2.2 Эволюционные идеи С.С.Четверикова………………………………...9-12
2.3 Эволюционные идеи К.Ф. Рулье……………………………….……..13-19
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат для Владика по биологии.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………2-3

Глава I Эволюционные идеи в России в XVIII в. (додарвиновский период)

1.1 Эволюционные идеи М.В. Ломоносова……………………………..….4-5

1.3 Эволюционные  идеи К. Ф. Вольфа……………………………………….6 

Глава II  Эволюционные идеи в России в XIX-XX вв.

2.1  Эволюционные идеи А.Н.Северцова…………………………………..7-8

2.2 Эволюционные идеи  С.С.Четверикова………………………………...9-12

2.3 Эволюционные идеи  К.Ф. Рулье……………………………….……..13-19

Заключение…………………………………………………………………….20

Список  использованной литературы…………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.    
 

     Эволюция означает постепенный,  закономерный переход от одного  состояния в другое. Под биологической  эволюцией понимают изменение  популяций растений и животных  в ряду поколений, направляемое  естественным отбором. В течение  многих миллионов лет, начиная  с возникновения жизни на Земле,  в результате непрерывного, необратимого, естественного процесса смены  одних видов другими сформировались  животные и растительные формы благодаря чему возникает что-то новое, разнородное, стоящее на более высокой ступени развития, существующие в настоящее время. Именно тогда рядом насчитывающей много веков географией появляется биология, содружество с которой сыграло значительную роль в эволюции научной географии и до сих пор положительно сказывается на географии, особенно на биогеографию, ландшафтоведение и некоторые другие ее отрасли.

     Эволюция научной географии и история объектов, изучаемых географией, неразрывно связана с эволюцией жизни на Земле. Твердое знание процесса эволюции организмов и их сообществ, включая сюда также эволюцию человека, является необходимым условием плодотворного развития географической науки. . Эволюционное учение привело к появлению экологии. В свою очередь, экология сильно повлияла на эволюционную теорию, сделала ее более материалистичной, освободила ее от схематизма, обогатила огромным конкретным материалом о связях образа жизни организмов с историей окружающей среды. Почти все крупнейшие эволюционисты до Дарвина, сам Дарвин и его последователи проводили экспедиционные исследования, изучая природу как целое, были не только биологами, но и, в той или иной степени, географами. В одинаковой степени и биологии и географии принадлежат Ломоносов, Дарвин, Рулье, Северцов, и многие другие.

    Эволюционное учение, становление и развитие экологии дали географии мощный стимул к изучению жизни, к рассмотрению органического мира как наиболее важного компонента природы в целом.  
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I  Эволюционные идеи в России в XVIII в. (додарвиновский период)

1.1 Эволюционные идеи М.В. Ломоносова 

      В России в додарвиновский период высказывались эволюционные идеи, признающие материальные факторы развития органического мира. В России XVIII в. примечателен появлением новых научных идей. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов, философ-материалист А. Н. Радищев, академик К. Ф. Вольф и другие видные ученые высказывали представления об эволюционном развитии и изменяемости природы.

         Весь материальный мир — от  огромных космических образований  до мельчайших материальных частичек, из которых состоят тела, Ломоносов рассматривал в процессе непрерывного движения. Это в одинаковой мере относилось как к неодушевленным веществам природы, так и к живым организмам.

         Русский ученый рассматривал  животный и растительный мир  природы, все живые и развивающиеся  организмы как конгломерат, т. е. механическое соединение, состоящее из простых неорганических тел, которые, в свою очередь, представляли собой совокупность мельчайших частиц. Ломоносов утверждал, что «хотя органы животных и растений весьма тонки, однако они состоят из более мелких частиц, и именно из неорганических, т. е. из смешанных тел, потому что при химических операциях разрушается их органическое строение и из них получаются смешанные тела. Таким образом, все смешанные тела, которые производятся из животных или растительных тел природою, или искусством, так же составляют химическую материю. Отсюда явствует, как широко распространяются обязанности и сила химии во всех царствах тел».

         В многочисленных исследованиях  и высказываниях, характеризующих существо процессов движения в их взаимосвязи с материей, Ломоносов значительно опережал выводы современного ему естествознания. В его работах были сделаны первые шаги в раскрытии диалектики природы, которую он пытался рассматривать не как застывшую, окостенелую систему, а в процессе непрерывного развития. «Тела,— писал он,— не могут ни действовать, ни противодействовать взаимно без движения... Природа тел состоит в действии и противодействии... а так как они не могут происходить без движения... то природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением». Однако Ломоносов, как уже говорилось, жил в век механистического материализма. Он понимал движение как простое механическое перемещение тел. В этих условиях не представлялось возможным полностью раскрыть подлинную физическую картину диалектического единства, глубокой неразрывной связи материи и движения. Ломоносову принадлежит не только формулировка всеобщего закона природы, но и осуществление экспериментального подтверждения этого универсального закона. Опытную проверку принципа сохранения вещества наиболее убедительно можно было произвести путем исследования химических процессов. Именно при химических превращениях вещество одного тела частично или полностью переходит в другое тело. Давнишнюю философскую идею о вечности и неуничтожимости материи он подкрепил данными физико-химических экспериментов. Благодаря этому отвлеченные философские построения приняли конкретную форму естественнонаучного закона.

    Он  утверждал, что изменения ландшафта  Земли вызывали изменения климата, в связи с чем изменялись животные и растения, ее населяющие. 
     
     
     
     
     

    1.3 Эволюционные идеи  К. Ф. Вольфа 

       Академик К. Ф. Вольф не располагая еще достаточным научным материалом высказал предположение, гениально предвосхитившее полное научное эволюционное учение будущего. Он утверждал, что во время развития зародыша цыпленка все органы появляются в результате развития, а не предопределены заранее (теория эпигенеза), а все изменения связаны с питанием и климатом. К. Ф. Вольф естествоиспытатель, один из основоположников учения об индивидуальном развитии организмов.  В 1759 опубликовал диссертацию «Теория зарождения», в которой на основе изучения развития цыплёнка и роста растений подверг критике идею преформации и обосновал Эпигенез. Изучая на бобовых «историю цветка», В. проследил образование всех его частей, установив, что они представляют собой видоизменённые листья. Таким образом, В. предвосхитил учение о Метаморфозе, сформулированное в 1790 И. В. Гёте.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава II  Эволюционные идеи в России в XIX-XX вв.

2.1  Эволюционные идеи А.Н.Северцова  

     В 1912 г. Алексей Николаевич Северцов (1866-1936) опубликовал работу "Этюды по теории эволюции", в которой изложил теорию филэмбриогенезов. Иван Иванович Шмальгаузен (1884-1963), ученик А.Н.Северцова, продолжил это направление в работе "Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии" (1938). Стало понятным, что эволюция совершается путем изменения онтогенеза. К имеющимся у предков стадиям развития в ходе эволюции присоединяются новые. В дальнейшем, в результате рационализации и автономизации онтогенез перестраивается и упрощается, но при этом остаются неизменными "корреляции общего значения" (формообразовательные аппараты). Именно по подобным "узловым" точкам мы и судим о повторении филогенеза в онтогенезе.

     Разработанные А.Н.Северцовым принципы филогенетических изменений органов (1931) позволили объяснить, как в ходе эволюции возникают новые органы и функции. Например, одна из дополнительных (второстепенных) функций, которая не оказывала определяющего влияния на морфологию предковой структуры, у потомков в ходе эволюции может стать главной, вызвав соответствующие морфологические изменения органа.

      В работе о главных направлениях эволюции (1925) А.Н.Северцов показал, что эволюционный процесс складывается из двух разных процессов:

  • биологического прогресса (повышение приспособленности) и
  • морфофизиологического прогресса (повышение уровня организации).

    Стало понятным, что биологический прогресс вовсе не обязательно сопровождается повышением уровня организации. Он может достигаться как путем ароморфоза, так и идиоадаптацией или общей дегенерацией.  И.И.Шмальгаузен (1939) несколько уточнил критерии путей биологического прогресса и предложил выделять ароморфоз, алломорфоз и специализацию. Это позволило объяснить факт одновременного существования форм, находящихся на разных уровнях организации, и неравномерность темпов эволюции. Разработанная И.И.Шмальгаузеном, теория стабилизирующего отбора также объяснила механизм фиксации адаптивных модификаций (ранее рассматривались как основное доказательство соматической индукции). Выяснилось, что устойчиво адаптивные модификации постепенно замещаются совпадающими по фенотипу мутантными формами.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Эволюционные идеи  С.С. Четверикова

  Толчком к синтезу генетики и эволюционной теории Дарвина послужила блестящая работа советского генетика Сергея Сергеевича Четверикова (1880-1959) "О некоторых моментах эволюционного учения с точки зрения современной генетики" (1926). С.С. Четвериков рассуждал следующим образом:

  1. вновь возникающие мутации, как правило, рецессивны, а так как мутирует один из аллельных генов, данная мутация не будет проявляться в фенотипе;
  2. согласно закону Харди-Вайнберга, мутации не исчезают из генофонда популяции, а, следовательно, доля гетерозигот по редкому аллелю должна быть во много раз выше доли гомозигот ("популяция впитывает мутации, как губка впитывает воду");
  3. под покровом гетерозиготности могут возникать самые разные их комбинации, которые и могут подвергаться отбору.

     В результате изменения частот аллелей в генофонде популяции под действием отбора резко возрастает вероятность появления определенных комбинаций. Вскоре С.С.Четвериков и его ученики получили полное экспериментальное подтверждение этих теоретических выводов – природные популяции насыщены рецессивными мутациями. Идеи С.С.Четверикова послужили основой для дальнейшего развития генетики популяций в работах С.Сайта, Р.Фишера, Н.П.Дубинина, Ф.Г. Добржанского, Дж. Хаксли и др. Переосмысление ряда положений теории Дарвина с позиций генетики начала 20 века оказалось чрезвычайно плодотворным. В наиболее известной форме результаты "нового синтеза" изложены в книге Ф.Г.Добржанского "Genetics and the Origin of Species" (1937).

     Этот год считается годом возникновения " синтетической теории эволюции". Впервые было сформулировано понятие об "изолирующих механизмах эволюции" – тех репродуктивных барьерах, которые отделяют генофонд одного вида от генофондов других видов. Термин "современный" или "эволюционный синтез" происходит из названия книги Дж.Хаксли «Evolution: The Modern synthesis» (1942). Выражение "синтетическая теория эволюции" в точном приложении к данной теории впервые было использовано Дж.Симпсоном в 1949 году.

В настоящее  время синтетическая теория является доминирующей эволюционной теорией в биологии. Однако многие авторы отмечают, что принимаемые упрощения в рамках данной теории ведут к значительному несоответствию между ее предсказаниями и результатами наблюдений. Подобные противоречия касаются темпов эволюции таксонов, дискретности биологического разнообразия (дискретность партеногенетических видов), эпигенетических процессов в онтогенезе и др. ( Шишкин, 1987, 1988а,б; Раутиан, 1993; Расницын, 2002).

 В  результате, в конце 20 века в  продолжение идей Шмальгаузена-Уоддингтона, М.А.Шишкиным выдвинута " эпигенетическая теория эволюции" "Согласно этой концепции, непосредственным предметом эволюции являются не гены, а целостные системы развития, флуктуации которых стабилизируются в качестве необратимых изменений. На уровне особей материалом отбора служат носители разнонаправленных формообразовательных реакций (морфозов), реализуемых системой при уклонении условий от нормальных. Отбор на осуществление предпочтительной аберрации, реализуемой неидентичными носителями, превращает ее в наследуемое изменение, постепенно замещающее прежнюю норму. Устойчивость (наследуемость) нормы зиждется здесь на регулятивных взаимодействиях внутри системы, создаваемых отбором и канализирующих определенную траекторию развития. Таким образом, наследственность в этой теории - не партнер естественного отбора, а его продукт, выступающий как целостное свойство нормального развития. Эволюционные изменения начинаются с фенотипа и распространяются по мере их стабилизации в направлении генома, а не наоборот".

Исследования  в области эволюционной биологии в конце 20 века показали что, на уровне организма, в силу сложности взаимодействия его подсистем, многие эволюционные изменения не удается объяснить  ни прямым действием отбора, ни коррелятивными изменениями признаков, связанных  функционально или морфогенетически с теми, на которые непосредственно действует отбор по приспособленности. Для описания механизмов подобных изменений, группой ученых под руководством А.С.Северцова, ученика И.И.Шмальгаузена, была начата разработка "эписелекционной теории эволюции". Эписелекционная теория рассматривает следующие феномены:

Информация о работе Эволюционные идеи в России в XIX-XX вв