Шпаргалка по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Биологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по биологии.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Человек - часть природы и должен бережно к ней относиться. С  этой целью созданызаповедники,заказники,национальные парки,ботанические сады.

Многие растения занесены в Красную Книгу и находятся под охраной нашего государства.

Охрана среды и рациональное природопользование - общее дело всего  человечества.

В 1948 году был создан Международный  союз охраны природных ресурсов ,который  изает Красную книгу редких и  находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Подобная природоохранная деятельность приносит положительные результаты, и есть надежда,что глобальные экологические  проблемы человечества будут решены!  

 

3.Пищеварительная система…

Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Ферменты - это биологически активные соединения, способные ускорять протекание биохимических реакций. Так, расщепление в пищеварительном тракте компонентов пищи, протекает с участием пищеварительных ферментов. Их названия зависят от природы расщепляемого вещества: протеины расщепляют протеазы; липиды – липазы; углеводы – амилазы; нуклеиновые кислоты – нуклеазы. 

Пищеварительная система состоит : Полость рта Глотка Пищевод Желудок Кишечник (тонкий и толстый) Печень Поджелудочная железа

Функции пищеварительной системы: ) секреторная; 2) двигательная; 3) всасывательная 

В полости рта пища измельчается , перетирается зубами, увлажняется  слюной и превращается в пищевой  комок.

Язык проталкивает пищевой комок  в глотку , а далее в пищевод и желудок…

Глотка - мышечная трубка , состоит  из трех частей носовой , ротовой и  гортанной.

Пищевод (25 см) – мышечная трубка , по ней пищевой комок движется к желудку.

Желудок - - расширенный отдел пищеварительного канала , расположен в брюшной полости ; у него есть дно и тело ; выпуклая часть(большая кривизна) и вогнутая часть (малая кривизна); вместимость желудка – 1,5 – 2 литра ; есть два сфинктера ( сжиматели) вначале и в конце , регулирующие передвижение пищи; В желудке вырабатывается желудочный сок ,его фермент – пепсин(расщепляет сложные вещества до простых)…

Кишечник : — состоит из 2 отделов (тонкого и толстого);

— Тонкий кишечник (длина 5-6 м) , имеет отделы: — 1) 12-перстная кишка; — 2) тощая; — 3) тонкая . — Функция – всасывательная.  

— Толстый кишечник( 1,5 м) ,имеет отделы: — 1) аппендикс(слепая кишка); — 2) сигмовидная; — 3) прямая.

Профилактика пищевых отравлений: Не пить воду с водоемов, кипятить ее; Правильно хранить продукты питания; Мыть руки перед едой; Не есть просроченные продукты питания…  

Вирусный гепатит- острое, вирусное воспаление печени( вызывается вирусами А, В,С) Его осложнение- цирроз печени, что может привести к гибели.. Вирус гепатита А –передается пищевым путем, вирусы гепатита В,С- через кровь, при переливании крови, при операциях…  
Профилактика: соблюдение пищевой гигиены, проверка крови доноров, стерилизация медицинского инструментария, проверка работников питания на носительство вирусного гепатита...

 
Билет № 19 

1.Место и роль человека в системе органического мира…

Царство – животные

Тип – хордовые

Подтип –позвоночные

Класс – млекопитающие 

Отряд – приматы 

Семейство- люди

Род – человек 

Вид- Человек Разумный (Homo sapiens). 

Сходство человека с млекопитающими(приматами):   

4 -е группы крови; наличие аппендикса; порядок прорезывания зубов; забота о потомстве (99% сходства).

Отличия: ) речь; 2)мышление; 3)сознание; 4)прямохождение ; 5)плоская стопа; 6)изгибы позвоночника; 7) большой палец противопоставлен 4-ем остальным (это связано с трудом). 

ž Рудименты-- органы , которые утратили свое значение. ž - зубы мудрости ž - аппендикс ž - умение шевелить ушами , как делают животные… ž Атавизмы-- органы , которые доказывают ,что человек произошел от животных. ž - сплошной волосяной покров ž - наличие хвостика - дополнительные молочные железы…

2. Членистоногие,их классификация…

Тип членистоногие- самый многочисленный (более 1,5 млн видов)

Он делится на 3 класса:

Класс Ракообразные 

Класс Паукообразные 

Класс Насекомые. 

Тело членистоногих покрыто  хитиновым покровом,оно состоит из сегментов, а конечности состоят из члеников, предротовая лопасть слилась с двумя первыми сегментами тела- возник головной отдел,ответственный за ориентацию в среде и захват пищи. Средний отдел тела взял на себя функцию передвижения с помощью ног,задний отдел- функцию пищеварения и размножения. Кровеносная система незамкнутая,раздельнополые животные,хорошо развиты органы чувств. Членистоногие играют важную роль в биоценозах,имеют важное практическое значение.(опыляют растения…)

Класс Насекомые- этот класс занял господствующее положение на Земле,так как у них более совершенная нервная система(более крупный надглоточный нервный узел и брюшная нервная цепочка), дышат- трахеями, есть дыхальца по бокам брюшка,выделительная система- мальпигиевые сосуды, кровеносная система незамкнутая, сердце в виде трубочки с перегородкой внутри,пищеварительная система- рот,глотка,пищевод,желудок,кишечник,средний и задний,анальное отверстие.

У насекомых 3 пары ног(шесть),у пауков- 4 пары ног(восемь) ,у раков- 5 пар ходильных ног(десять).

К общественным насекомым относят- пчел и муравьев…

3.Зрительный анализатор…

Он состоит из 3 частей: рецепторы  сетчатки,  зрительный нерв,  затылочная доля коры больших полушарий головного мозга. Глаз орган зрения находится в глазнице , на защищает глаз от повреждений.  

— Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата: — шесть мышц — слезный аппарат — брови — веки — ресницы

— Глазное яблоко имеет три оболочки:  

— 1) белочная(склера) оболочка(наружная , ее передний отдел переходит в прозрачную роговицу , за ней – радужка , в его центре - зрачок);

— 2)сосудистая оболочка (состоит из 3 отделов: собственно сосудистая , ресничное тело , радужная оболочка);

— 3)сетчатка(внутренняя , в ней находятся светочувствительные клетки – палочки и колбочки). Палочки (125 -130 млн). -отвечают за сумеречное зрение; -при нарушении функции палочек возникает заболевание куриная слепота; Колбочки (7 млн). -отвечают за яркое освещение; - различают цвета; - при нарушении их функции возникает заболевание дальтонизм (не различают зеленый и красный цвет).

— В сетчатке есть желтое и слепое пятно. — Слепое пятно – место выхода зрительного нерва, в нем нет ни палочек , ни колбочек! — Желтое пятно – содержит большое количество колбочек, и является местом наибольшего видения!

Преломляющие среды глаза: — ) хрусталик — -двояковыпуклая, прозрачная линза, — -преломляет лучи и собирает их на сетчатке. — 2) стекловидное тело — - прозрачное , студенистое вещество , вся полость глазного яблока заполнена им, функция -преломляющая. 3) водянистая влага - заполняет переднюю камеру глаза(между роговицей и радужкой) и заднюю камеру(между хрусталиком и радужкой).  

Как мы видим?

— Лучи проходят через светопреломляющие среды и на сетчатке появляется уменьшенное изображение в перевернутом виде. — Далее импульсы по зрительному нерву передаются в затылочную долю коры головного мозга , где происходит зрительное ощущение и мы видим изображение! Заболевания глаз – близорукость (лучи преломляются впереди сетчатки) и дальнозоркость – лучи преломляются позади сетчатки. Нужно правильно сидеть за партой, держать книгу на расстоянии 30 см от глаз,освещение должно быть хорошим и падать на книгу слева, не читать лежа, работать на компьютере нужно 1,5 – 2 часа ,а затем делать длительный перерыв. Если не соблюдать все эти правила, то зрение будет ухудшаться.  

 

Билет № 20.

1. Различие организмов по способу питания..

Питание – это совокупность процессов,включающих поступление в оргнизм питательных веществ,их переваривание,всасывание и усвоение. Питательные вещества расходуются на все процессы жизнедеятельности организма.

По способу питания живые организмы делятся на 2 большие группы:

1) Автотрофы- участвуют в фотосинтезе,производят органическое вещество(растения,синезеленые водоросли)

2) Гетеротрофы- используют готовые органические вещества (животные,грибы,бактерии) 

2. Беспозвоночные животные....

К беспозвоночным животным относят животных у которых нет хорды и в процессе эволюции не образуется позвоночник.

К беспозвоночным относят следующие основные типы: 

Тип Кишечнополостные(медузы,гидра,актинии,коралловые полипы)

Тип Плоские черви( свободноживущие - планария.., паразиты- бычьий цепень, свиной цепень, печеночный сосальщик)

Тип Круглые черви ,среди них есть паразиты- аскарида,острицы,трихинеллы.

Тип Кольчатые черви ( нереида,пескожил - морские и  дождевой червь)

Тип Моллюски( класс Двустворчатые-мидии,Класс Брюхоногие-улитки,класс Головоногие-кальмары,осьминоги,каракатицы)

Тип Членистоногие ( Класс Ракообразные,класс Паукообразные,Класс Насекомые)

Представители этих типов сильно отличаются друг от друга и по внешнему, и по внутреннему строению,по происхождению и образу жизни.

Тип Кольчатые черви. 

Он состоит из 2 классов:

1.Многощетинковые(морские-нереида  и пескожил)

2. Малощетинковые (дождевой червь)  

Дождевой червь участвует в  почвообразовании. Дождевые черви проделывая норки ,способствуют проникновению  в глубь почвы воды и воздуха, которые нужны растениям Продвигаясь  вперед ,дождевые черви заглатывают  землю, пропуская ее через кишечник ,и выбрасывают позади себя, измельчая, перемешивая и обогащая перегноем. Все это делает почву более благоприятной для жизни растений. Один дождевой червь может переработать за сутки около 0,5 г почвы. Если в почве нет дождевых червей – растения дают плохой урожай.Поэтому дождевых червей надо охранять как полезных животных!

3.Слуховой анализатор….

Строение :

ž 1)Наружное ухо: ž Ушная раковина ž Наружный слуховой проход ž Барабанная перепонка  

ž 2)Среднее ухо: ž Слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) ž Евстахиевы трубы

ž 3)Внутреннее ухо: ž Овальное окно; улитка, заполненная жидкостью; слуховые рецепторы ž Вестибулярный аппарат ž (полукружные каналы, расположенные в трех взаимоперпендикулярных областях и 2 мешочка). 

ž Слуховой анализатор состоит из 3 частей:

1. Периферическая часть – рецепторы  улитки;  
2. Проводниковая часть – слуховой нерв;  
3. Центральная часть – височная доля коры больших полушарий головного мозга  
Как мы слышим?

Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха достигают слуховых рецепторов_(рецепторов улитки). Нервные импульсы по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры в височной доле головного мозга. Там звуки опознаются, анализируются и мы слышим звук.

Билет № 21. 

1.Клетка,вид,экосистема.

Клетка- структурная единица всех живых организмов. Все живые организмы имеют клеточное строение(одноклеточные - состоят из одной клетки,например - инфузория туфелька,эвглена зеленая...,а многоклеточные организмы- состоят из множества клеток,которые образуют ткани.)

Клетки живых организмов - делятся (соматические - путем  митоза, а половые - путем мейоза .

Клетки живых организмов растут,развиваются..

Вид- группа особей, имеющая общее строение происхождение,обитающие на определенной территории,скрещивающиеся между собой и дающие плодовитое потомство.

Вид- наименьшая систематическая категория.

Например:Заяц беляк или заяц -русак

Имя существительное - обозначает их род(Заяц),а имя прилагательное- их вид(русак,беляк)

Все живые организмы обитают  в  биоценозах (биоценоз- леса,луга,болота,водоема) ,а они образуют экосистему( биогеоценоз).

Экосистема- совокупность  совместно обитающих огранизмов и условий их существования,находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и функционирующих как единое целое.

2. Растение - целостный организм.

Первые растения вышедшие на сушу были -псилофиты,они были способны к  фотосинтезу,т.е. поглощали углекислый газ и выделяли в атмосферу  кислород.

С выходом на сушу у них появляются ткани(покровная,основная,механическая...) и органы: генеративные(цветок и плод у покрытосеменных растений-вишня,шиповник...) и вегетативные(корень и побег) .

Побег - сложный орган,состоящий  из корня,листья,стебля.

Функции корня:

поглощение воды с растворенными  вней минеральными веществами, транспортная,синтез органических веществ...

Функции стебля:

опрора для растения(защитная),участие  в фотосинтезе, запасающая,транспортная...

Функции листа:

фотосинтез и транспирация(испарение  воды)...

Если колорадский жук съест  листья картофеля, то листья не смогут участвовать в таком важном процессе как фотосинтез, органические вещества не будут образовываться, а значит масса клубней картофеля не будет увеличиваться.

3.Нервная система человека делится на : 

1).центральную(головной и спинной  мозг)

2).периферическую (нервы и нервные узлы, которые отходят от головного и спинного мозга.)

Периферическая нервная система делится на соматическую и вегетативную(деят. внутренних органов).

Вегетативная делится на симпатическую и парасимпатическую нервную системы. 

Центральная нервная система:

1. Спинной мозг. 

Спинной мозг находится внутри позвоночного канала и представляет собой тяж, который вверху переходит в продолговатый  мозг , а внизу заканчивается на уровне 2 поясничного позвонка. — Внутри спинного мозга есть узкий канал , заполненный спинномозговой жидкостью. — На передней и задней стороне спинного мозга есть продольные борозды , они делят его на правую и левую части.

— Спинной мозг состоит из серого ( тела нейронов) и белого ( отростки нейронов)вещества. Серое вещество расположено внутри и имеет форму «бабочки», а снаружи- белое вещество — На поперечном разрезе в сером веществе различают передние и задние рога , а в грудном отделе есть и боковые рога.

— От спинного мозга отходит 31 пара спинно -мозговых нервов.

— Каждый нерв начинается от спинного мозга 2 корешками передними(двигательными) и задними ( чувствительными)

Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"