Формирование логических учебных действий у учащихся при изучении биологии на примере темы: «Эволюция строения органов и их систем»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – методика формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: дать понятие методики формирования логических универсальных учебных действий в курсе биологии 8 класса, рассмотреть формирование универсальных учебных действий в практической части урока по теме: «Эволюция строения органов и их систем».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретический аспект формирования логических универсальных учебных действий
1.1 Универсальные учебные действия и их классификация 6
1.2 Возрастные особенности учащихся 8-9 классов 15
1.3 Характеристика логических универсальных учебных действий 17
Выводы по главе 1 18
2 Практическая часть
2.1. Методические разработки уроков «Эволюция строения органов и их систем» 19
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по методике.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Учитывая все вышесказанное, мы представляем модель уроков, на которых имеются достаточные возможности для формирования логических универсальных учебных действий.

 

2.1. Разработки урока «Эволюция строения органов и их систем»

 

А) Цели:

Обобщение знаний по теме, а именно:

- движение крови по кругам кровообращения;

- связь между строением сердца и его функцией;

- причины движения крови, природа пульса;

- физиологические основы укрепления сердца и сосудов, оказание первой помощи при кровотечениях.

Оборудование:

- таблицы “Круги кровообращения”;

- тонометр;

- реквизиты для сценки (жгут, бинт, йод, перекись водорода).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Запись домашнего задания

– прочитать осмысленно п.26, ответить на вопросы на стр.138(опережающее обучение);

– составить кроссворд по теме: “Кровеносная и лимфатические системы” [11, c. 83-86].

II. Работа над темой  урока.

1. Тема нашего сегодняшнего урока “Кровеносная и лимфатические системы”. В самом начале занятия “учителя” (из числа учащихся) принимают зачёты по теме “Круги кровообращения”. (Ребята оценивают знания 4-5 учащихся).

2. Проведение блиц - опроса.

Опрос проводит 1 учащийся, за каждый правильный ответ ставит “+”.

Вопросы блиц - опроса:

- какие сосуды вы знаете?

-у каких сосудов один слой клеток?

- у какого сосуда самые толстые клетки?

- кто впервые доказал, что кровь движется по сосудам?

- что такое перикард?

- что такое миокард?

- что такое эпикард?

- что такое эндокард?

- где находятся трёхстворчатые клапаны?

- где находятся митральные (двухстворчатые) клапаны?

- где находятся полулунные клапаны?

- какова толщина левого желудочка? Почему?

- какова толщина правого желудочка?

- какова толщина предсердий?

- как называется прибор для измерения давления?

- что такое инфаркт, инсульт?

- что такое гипертония, гипотония?

- что такое “перемежающая хромота”?

“Знаток” медицины (из числа учащихся) рассказывает интересные данные о курении.

- как отличить венозное кровотечение от артериального?

- как правильно накладывается жгут? Что такое закрутка?

3. Подведение итогов блиц –  опроса.

4. Устные ответы учащихся у  доски на вопросы:

– почему сердце не устаёт?

– артериальное давление. Принципы его измерения.

(“Знаток” медицины дополняет  ответы ребят занимательной информацией  о сердце и его силе).

5. Розыгрыш сценки.

На учительском столе оборудован “ Пункт оказания первой медицинской помощи”. Здесь находится всё необходимое: тонометр, йод, бинт, жгут, лекарственные препараты в виде таблеток, перекись водорода, справочники, медицинская энциклопедия. За столом – студенты одного из медицинских институтов.

Появляется первый “пациент”, который держится за плечо. У него – рана. Студенты быстро определяют, что это венозное кровотечение. Один обрабатывает рану, второй – туго бинтует руку, при этом чётко комментирует свои действия ученикам.

Второго “пациента” ведут под руки, он весь испачкан кровью, держится за предплечье. Будущие медики, проведя осмотр, определяют, что на этот раз к ним обратился больной с артериальным кровотечением. Необходимо срочно наложить жгут, но куда? Выше или ниже раны? (с юмором). В судорогах студенты ищут необходимые разъяснения в медицинском справочнике и сообщают, что, жгут накладывается выше раны. Наконец, перебинтованный больной покидает медицинский пункт.

У третьего “пациента” в самый неподходящий момент открылось носовое кровотечение. Он, еле-еле ступает, запрокинув голову назад, издавая при этом нечленораздельные звуки. Студенты с ужасом начинают вспоминать порядок действий при носовом кровотечении. Помогает медицинская энциклопедия – в носовые проходы вставлены ватные турунды, смоченные перекисью водорода. Первая помощь с успехом оказана.

Отдохнуть студентам не приходится. На пороге четвёртый “пациент”. Кровотечения на сей раз, нет, но самочувствие у больного очень плохое: его слегка покачивает, язык заплетается. С помощью тонометр студенты вмиг измеряют больному давление:150 /100. Да ведь это гипертонический криз! Что делать? Выясняют, какие препараты пациент принимал ранее, дают ему это лекарство и во избежание несчастного случая срочно вызывают бригаду скорой помощи. Больного уносят на носилках [5, с. 25].

7. Подведение итогов урока.

Объявляются оценки ребят за работу.

 

Б) Цель урока: изучить особенности строения внутренней среды организма, ее функции.

Задачи урока:

1.Образовательные: сформировать знания  учащихся о составе внутренней  среды организма; познакомить учащихся  с функциями крови, тканевой жидкости  и лимфы, изучить роль внутренней среды и значение постоянства ее состава.

2.Воспитательные: формирование научного  мировоззрения, гигиенического воспитания.

3.Развивающие: сформировать умения  самостоятельно работать с текстом; логически мыслить, сравнивать и  оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи; развитие понятий «ткань», «кровь».

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация изобразительных объектов, использование анимации), игровые технологии.

Оборудование: бинты, доска, косынка, лёд, ножницы, жгут, эластичный бинт; презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Домашнее задание

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего  задания

Ролевая игра «Окажи первую помощь»

Материал и оборудование: Бинты, доска, косынка, лёд, ножницы, жгут, эластичный бинт.

Действующие лица: «врачи» (3 ученика из класса), «больные» (3 ученика из класса), «эксперты» (весь класс).

К доске вызываются 3 учащихся. Это «врачи». На доске прикреплено 3 рисунка (ушиб, закрытый перелом, растяжение связок). Каждый выбирает себе помощника - «больного» которому будет оказана первая медицинская помощь.

После оказания первой помощи, «врач» рассказывает о «диагнозе», а остальные учащиеся - «эксперты» проверят, не допустили ли они ошибку.

Учитель наблюдает за действием учащихся, оценивает ответы. Если «врачи» ошибаются в ответе, на помощь приходят «эксперты». Каждый ответ оценивается.

3.Изучение нового материала

Сегодня мы переходим к изучению новой главы. Она называется внутренняя среда организма. Вы узнаете, что такое кровь, из чего она состоит, про переливание крови и много чего интересного. Тема сегодняшнего урока – ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА.

Учитель проводит беседу:

Учитель: Как вы думаете, что собой представляет внутренняя среда?

Ученик: Это жидкость.

Учитель: А где она может находиться?

Ученик: Во всём организме.

Учитель: Из чего она может состоять?

Ученик: Кровь, лимфа

Учитель: К какому виду ткани относиться кровь?

Ученик: К соединительной.

Учитель: Верно, а какие ещё виды тканей входят в её состав?

Ученик: Хрящевая, жидкая, эластичная рыхлая соединительная ткань, жировая и плотная соединительная ткань.

Учитель: Так что же такое ткань?

Ученик: Ткань это группа клеток и межклеточное вещество, имеющее сходное строение и происхождение, выполняющие общие функции.

Цель сегодняшнего урока: изучить особенности строения внутренней среды организма, ее функции.

Что вы должны узнать на уроке?

  • Состав внутренней среды организма;
  • роль внутренней среды и значение постоянства ее состава;
  • состав и функции крови, тканевой жидкости и лимфы.

А на уроке вы научитесь:

  • определять компоненты внутренней среды организма;
  • распознавать на наглядных пособиях клетки крови, лимфы;
  • сравнивать химический состав крови, лимфы, тканевой жидкости.

Так что же такое внутренняя среда? Давайте запишем определение в тетрадь.

Внутренней средой организма называют совокупность биологических жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), омывающих клетки и структуры тканей и принимающих участие в процессах обмена веществ.

Учитель демонстрирует рисунок «Состав и объем жидкостей». Посмотрите как много жидкости у нас в организме! А если сложить, то сколько получится литров? Верно 19-20. Это среднее значение.

Работа с текстом учебника [11, c. 84].

Первый ряд будет заполнять в таблице колонку «Кровь», второй ряд – «Тканевая жидкость», третий – «Лимфа». Пользуясь полученным текстом и учебником, заполните таблицу, работая в парах. Время работы 10 минут [11, c.85-87].

После этого представители от каждого ряда выходят рассказывать у доски, что у них получилось, а остальные дополняют пропуски в таблице (таблица 1). Заполненная таблица выводится для проверки полученных данных.

 

Признаки

КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА

Кровь

Тканевая жидкость

Лимфа

1

2

3

4

1

2

3

4

Состав

Плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты

95 % воды, 0,9 % минеральных солей, 1,5% белков, кислород и углекислый  газ

Вода с растворенными в нейпродуктами жизнедеятельности, белки -1-2%, лимфоциты,

Место нахождения

Сердце и кровеносные сосуды

Промежутки между клетками всех тканей

Лейкоциты, лимфотическая система

Функции

Транспортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегулятор-ная, защитная, гуморальная регуляция.

Дыхание клеток; питание клеток; очищение от продуктов распада клеток.

Защита организма от болезнетворных микроорганизмов


Таблица 1. «Внутренняя среда организма»

Взаимосвязь компонентов внутренней среды организма.

С клетками граничит тканевая жидкость. По составу она сходна с плазмой крови, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. Тканевая жидкость составляет 26,5 % от массы тела. Через нее осуществляется контакт с цитоплазмой клетки и для них служит средой существования. Из крови выходит тканевая жидкость, и она поступает в крошечные лимфатические сосуды. В лимфе увеличивается количество жиров и белков. Лимфа по лимфатическим сосудам переносится в кровеносное русло [11, с. 15-17].

Гомеостаз – (от греч. «гомеос» - подобный, «стазис»- состояние)- постоянство внутренней среды организма. Данное понятие ввел американский физиолог У.Кеннон в 1929 году.

Постоянство внутренней среды достигается благодаря нервной и эндокринной систем, которые «следят» за составом и свойствами внутренней среды и при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной, дыхательной и других систем организма таким образом, чтобы эти изменения были устранены. При изменении концентрации какого-либо вещества, происходит, путем нервно-гуморальной регуляции, восстановление постоянства внутренней среды. Например, при потере большого количества жидкости путем потоотделения, срабатывают рецепторы кровеносных сосудов и мозга, отвечающие за сохранение постоянства осмотического давления плазмы. Возникает чувство жажды, выделяется повышенное количество антидиуретического гормона, почки уменьшают выделение воды с мочой.

Закрепление. Работает весь класс.

 

Вопросы

Варианты ответов

1. Что их перечисленного относится к внутренней среде организма?

А. Гомеостаз

1 - Б, В, Г.

2. Какие клетки содержатся в составе крови?

Б. Лимфа

2 - Д, Е, З.

3. Что останется, если из крови удалить клетки?

В. Кровь.

3 - Ж

4. Из чего образуется лимфа?

Г. Тканевая жидкость.

4 - Г

5. Как называется жидкая часть крови?

Д. Лейкоциты

5 - Г

6. Транспортируют кислород?

Е. Эритроциты.

6 - Е

7. Постоянство состава вещества клеток?

Ж. Плазма.

7 - А

8. Из чего образуется лимфа?

З. Тромбоциты.

8 - Г

Информация о работе Формирование логических учебных действий у учащихся при изучении биологии на примере темы: «Эволюция строения органов и их систем»