Сущность жизни. Становление и развитие биологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:43, реферат

Краткое описание

Современное естествознание представляет собой совокупность многих наук, которые тесно связаны между собой. К ведущим отраслям естествознания относится биология, изучающая живую материю и представляющая собой совокупность наук о живой природе. Интерес к познанию живого у человека возник очень давно, но именно в XVIII–XIX вв. произошел прорыв в развитии биологии, сделаны открытия составляющие основу современного естествознания. Многие направления биологии, возникшие в XVIII–XIX вв. получили дальнейшее развитие в последующие периоды. Именно поэтому раскрытие темы «Развитие биологии в XVIII–XIX вв.» очень важно

Содержание

Введение
Сущность жизни
Зарождение научной биологии

Вложенные файлы: 1 файл

реферат софи.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

УО «Гомельский  Государственный университет имени  Ф. Скорины»

Кафедра философии 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине:

«Основы современного естествознания»

Сущность  жизни. Становление  и развитие биологии как науки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Выполнила:

                                      Студентка А-24

                                      Факультета иностранных  языков

                                      Артёменко С.А.

                                      Проверил:

                                      Старший преподаватель

                                      Новоложилов В.С. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

            Гомель 2012 г.

            План: 

    Введение

  1. Сущность жизни
  2. Зарождение научной биологии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Современное естествознание представляет собой  совокупность многих наук, которые  тесно связаны между собой. К  ведущим отраслям естествознания относится  биология, изучающая живую материю  и представляющая собой совокупность наук о живой природе. Интерес  к познанию живого у человека возник очень давно, но именно в XVIII–XIX вв. произошел прорыв в развитии биологии, сделаны открытия составляющие основу современного естествознания. Многие направления биологии, возникшие в XVIII–XIX вв. получили дальнейшее развитие в последующие периоды. Именно поэтому раскрытие темы «Развитие биологии в XVIII–XIX вв.» очень важно.

     В своей работе я обращаю внимание на несколько аспектов. Используя  учебник по биологии под редакцией  В.Н. Ярыгина, а также учебник «Концепции современного естествознания» С.Х. Карпенкова, опишу сущность биологии как науки, ее понимание в настоящее время, предмет и объект изучения биологии. Поскольку «…нет еще учебного пособия по истории развития самой биологии» (Юсуфов А.Г. История и методология биологии, 2003, стр. 4) раскрыть данную тему достаточно сложно. На мой взгляд изложение истории развития биологии упирается в необходимость ее периодизации, поэтому я приведу этапы развития биологии согласно учебнику под редакцией В.Н. Лавриненко, а так же С.Т. Мелюхина «Философские проблемы естествознания». Основу работы составят материалы учебного пособия для вузов «История и методология биологии» Юсуфов А.Г., поскольку в нем наиболее подробно и полно представлена информация о развитии науки о жизни. Так как сложно переоценить значение эволюционного учения Ч. Дарвина в биологии и системе естественных наук в целом, я уделю этой теме особое внимание. Изложение материала основной части работы я разделю на ряд периодов, в рамках которых раскрою достижения в отдельных областях биологии, что позволит сформировать наиболее целостное представление о развитии биологии в XVIII–XIX вв. 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность  жизни

     Жизнь – одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Однако при всей очевидности, казалось бы, и наглядности феномена жизни познание сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития -- дело чрезвычайно сложное. Показателем этой сложности служит факт, что до сих пор отсутствует определение жизни, которое удовлетворяло бы научным требованиям. Современная наука во взгляде на жизнь исходит из представлений о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у растительного и животного мира, включая человека. Естественнонаучное познание жизни осуществляется по многим направлениям. Практически в него вовлечены все науки. И все же основная тяжесть выпадает на биологию -- науку о жизни.

     Познание  жизни -- первоочередная в числе задач, к решению которых человек приступил с момента своего осознанного существования. И это понятно, ибо жизнь для него -- первейшая ценность; она породила самого человека и ее биологические механизмы в совокупности с социальными факторами составляют суть человеческой природы.

     Жизнь -- это естественный природный процесс, что предопределяет его познание средствами и методами науки, используемой для изучения всех природных явлений. Вместе с тем жизнь обладает специфическими свойствами, которые делают ее принципиально отличной от всех иных проявлений материального порядка, то есть речь идет о качественном своеобразии жизни.

     Жизнь на Земле представлена громадным  разнообразием форм, которым присуща  возрастающая сложность строения и  функций. Всем живым организмам свойственны  два признака: целостность и самовоспроизведение. В ходе индивидуального изменения (онтогенеза) организмы приспосабливаются  к внешним условиям, а смена  поколений приобретает эволюционно-исторический характер (филогенез). Организмы выработали способность к относительной  независимости от внешней среды (автономность). Одно из главных свойств  всякого живого организма -- обмен веществ. Наряду с ним существенными признаками жизни являются раздражимость, рост, размножение, изменчивость, наследственность. Всякий живой организм как бы стремится к главному -- воспроизведению себе подобных.

     Сущность  жизни есть функция определенной материальной организации. Познание жизни  выявило сложную структурно-функциональную природу биологических организмов. Долгое время в науке применялось  понятие жизни, предложенное Ф. Энгельсом: “Жизнь есть способ существования  белковых тел, и этот способ существования  состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных  частей этих тел”.

     По  мере совершенствования методов  и средств познания живых структур уточнялись представления о природе  белка, характере обменных процессов в живом организме и взаимодействии его с окружающей средой. К познанию жизни подключились физика и химия, что позволило выделить молекулярный уровень биологической организации. Активно внедряются представления о физико-химической природе жизни, что якобы предопределяет возможность ее познания исключительно средствами физики и химии.

     И пока ученые не выработали единого  определения жизни воспользуемся  таким понятием: жизнь -- это частичная, непрерывная, прогрессирующая и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов.

     Философский интерес к проблеме жизни продиктован  следующими обстоятельствами: во-первых, философским объяснением природы  самого человека, что требует привлечения  естественнонаучных представлений  о жизни; во-вторых, необходимостью использования методологических принципов  в ходе научного познания жизни; в-третьих, уяснением закономерностей структурно-функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один из актуальнейших  философских, мировоззренческих вопросов -- в чем смысл жизни человека?

     Важным  результатом философского и естественнонаучного  познания жизни является вывод о  единстве жизни на Земле.

     Проблема  происхождения жизни на Земле  и возможности ее существования  в других областях Вселенной издавна  привлекала внимание как ученых и  философов, так и простых людей. За последние годы интерес к этой "вечной проблеме" значительно  возрос.

     Это обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, значительными успехами в лабораторном моделировании некоторых  этапов эволюции материи, проведшей  к зарождению жизни, и во-вторых, стремительным развитием космических исследований, делающих все более реальным непосредственный поиск каких-либо форм жизни на планетах Солнечной системы, а в будущем и за ее пределами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Биология как наука.  Этапы развития  биологии 

     Термин  биология (от греч. биос – жизнь, логос – наука) введен в начале в 1802 независимо Ж.-Б. Ламарком и Г. Тревиранусом для обозначения науки о жизни как особом явлении природы. С этого момента можно говорить о биологии как о комплексной науке, хотя ее история восходит к глубокой древности. Долгое время сведения о живой природе накапливались в рамках натурфилософии, медицины и всвязи с запросами растениеводства и животноводства. Наиболее древними следует считать такие области как сравнительная анатомия, морфология и систематика.

     В настоящее время термин биология используют и, относя к группам организмов вплоть до вида (биология микроорганизмов, биология северного оленя, биология человека), биоценозам (биология арктического бассейна), отдельным структурам (биология клетки). В современном представлении  биология – совокупность наук о  живой природе – об огромном многообразии вымерших и ныне населяемых Землю  живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и  развитии, связях друг с другом и  с неживой природой.

     Биология  устанавливает общие и частные  закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.) Объект изучения биологии – живая природа в  ее естественном состоянии и целостности. Предметом биологии как научной  дисциплины служит жизнь во всех ее проявлениях: строение, физиология, поведение, индивидуальное и историческое развитие организмов, их взаимоотношение друг с другом и с окружающей средой.

     Вопрос  о периодизации истории развития биологии еще не решен. Биология неоднозначно периодизируется в разных изданиях.

     Так, например, согласно В.Н. Лавриненко в биологии выделяют три основных этапа: 1) систематики (К. Линней), 2) эволюционный (Ч. Дарвин), 3) биологии микромира (Г. Мендель). Каждый из них связан с изменением представлений о мире живого, самих основ биологического мышления, со сменой биологических парадигм.В пособии С.Т. Мелюхина указано, что история развития биологии разделяется на пять основных этапов. Каждый из этапов связан с доминированием определенных мировоззренческих установок, накоплением доказательств самого факта эволюции, формированием первых эволюционных представлений, а затем и эволюционных концепций, крупными открытиями и обобщениями в изучении причин и закономерностей эволюции и, наконец, созданием развитой, фактически обоснованной современной научной теории эволюции, базирующейся на принципах диалектико-материалистической методологии.

     Первый  этап, охватывающий период от античной натурфилософии до возникновения первых биологических дисциплин в науке  Нового времени, характеризовался сбором сведений об органическом мире и господством  креационистских и наивно трансформистских представлений о происхождении органического многообразия форм. Представления наивного трансформизма о самозарождении живых существ, возникновении сложных организмов путем случайного сочетания отдельных органов (Эмпедокл), внезапном превращении видов (Анаксимен) бесконфликтно уживались с мифологическими и религиозными представлениями о том, что органический мир и Вселенная в целом остаются неизменными после божественного сотворения.

     Второй  период связан с переходом к систематизации накопленного в ботанике и зоологии материала и построению первых таксономических  классификаций. На смену наивным  трансформистским представлениям пришла метафизическая концепция неизменности видов, построенная на философском принципе Г. Лейбница о гармонии в природе. В это время происходило накопление доказательств факта эволюции. Под влиянием этих доказательств, а также философских идей эпохи просвещения началось формирование исторического подхода к объяснению целесообразности живого. Первая попытка построения целостной концепции развития органического мира была предпринята Ж.-Б. Ламарком. Основу его концепции составляли идеалистические положения об изначальной целесообразности живого, о внутренней цели и стремлении живого к совершенствованию как основных причинах органической эволюции.

     Третий  период, начавшийся с опубликования  труда Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) и завершившийся на рубеже XIX–XX вв., был временем революционного перелома в биологии, утверждения в ней идеи развития и превращения ее в руководящий метод научного познания, возникновения целого комплекса отраслей эволюционной биологии и острой идейной борьбы между различными эволюционными течениями.

     Четвертый этап (с начала XX в. до середины 30-х годов) ознаменовался переходом к систематическому экспериментальному изучению отдельных факторов эволюции, ожесточенными нападками на теорию естественного обора, попытками противопоставить ей новые данные и обобщения генетики и экологии.

     Пятый этап характеризуется формированием  в конце 30-х – начале 40-х годов  и развитием в последующее  время современного дарвинизма на основе всеобъемлющего синтеза знаний о  факторах, движущих силах и закономерностях  эволюции, полученных в разных областях эволюционной биологии. Поэтому современный  дарвинизм называют «синтетической теорией эволюции».  
 
 
 
 
 

     3 Развитие биологии  в XVIII–XIX вв. 

     Рассмотрим  более подробно развитие биологии в XVIII–XIX вв.

     Основные  направления изучения живой природы  в XVIII в.

     XVIII в. характеризуется углублением капиталистических производственных отношений и дальнейшим ростом промышленности, раскрепощением идеологии и ослаблением давления церкви на науку. Активно развиваются все отрасли естествознания, углубляются знания о живой природе. В селекции начинается эра применения методического отбора, которая привела к невиданным успехам в сорто- и породовыведении (Франция и Англия).

Информация о работе Сущность жизни. Становление и развитие биологии как науки