Среда обитания и экология человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:03, реферат

Краткое описание

Для изучения окружающей среды(среды обитания и производственной
деятельности человека)целесообразно выделить следующие ее основные
составляющие:воздушную среду; водную среду(гидросферу); животный
мир(человек,домашние и дикие животные,в том числе рыбы
и птицы);растительный мир(культурные и дикие растения в том числе растущие
в воде);почву(растительный слой);недра(верхняя часть земной коры,в пределах
которой возможна добыча полезных ископаемых); климатическую и акустическую
среду.

Вложенные файлы: 1 файл

по биологии.docx

— 62.05 Кб (Скачать файл)

  В настоящее время ноосферогенез  осуществляется достаточно противоречивым , несовершенным образом . Социум (особенно в связи с существованием капиталистической  общественной системы ) , планетарная  природная среда , околоземный космос имеют компоненты , которые являются эпицентрами противоречий ïî значительным разрушительным потенциалом .

  Устранение  современных противоречей ноосферогенеза предполагает в качестве необходимой  предпосылки социальную реорганизацию  человечества , создание нового уровня организованности биосферы в целом , максимально отвечающего социальной реорганизации , развитие психобиологической природы самого человека а также , переустройство космопланетарной среды  в широком смысле ( ноокосмогенез ).

  В соответствии с этим могут быть выделены ( в значительной мере ) некоторые  стадии ноосферогенеза.

  Стадия 1 . Она имеет подготовительный характер и берет начало в современном  историческом периоде . Здесь имеет  место значительная противоречивость , разнонаправленность многих социально  – исторических процессов ( борьба прогресса и регресса ) , противоречивые взаимоотношения определенных общественных процессов с космопланетарной средой .

  Стадия 2 . Следует полагать , что стадия 1 завершится реорганизация человечества на основе наиболее прогрессивных социальных законов . Эта предпосылка создает  возможности для переустройства планетарной и прилегающей космической  среды на основе оптимальных сочетаний  социально – исторических и естественно  – природных законов.

  Стадия 3 . Развитие научного знания и совершенствования  технологических и энергетических возможностей в более отдаленной перспективе приведет , вероятно , к  максимальной реализации автотрофности  человечества , освобождению его от зависимости от ресурсов биосферы , к освоению дальнего космоса , а также  к максимально возможной саморегуляции  и развитию психической и физической природы людей.

1.2.4. Функции здоровья  и социльно –  трудовой потенциал  населения

  Ключевым  звеном в рамках этого объекта  служит человеческое здоровье как явление , определяемое взаимодействием фундаментальных  социально – исторических и естественно - природных процессов на Земле . Человеческое здоровье следует рассматривать  как один из главных , интегральных показателей преобразований , происходящих в современную эпоху. В то же время  оно есть первостепенной важности объект управления в обществе, руководствующемся  наиболее прогрессивными социальными  законами.

  Необходимо  подчеркнуть то важное обстоятельство , что здоровье изучается на индивидуальном и популяционном уровнях.

  Под здоровьем индивида понимается динамическое состояние ( процесс ) сохранения и развития его психофизиологических функций , оптимальной трудоспособности и  социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни .Под здоровьем популяции понимается процесс социально – исторического  развития биологической и психосоциальной  жизнеспособности населения , проживающего на определенной территории , в ряду поколений повышения его трудоспособности и производительности коллективного  труда , роста экологического доминирования  совершенствования вида Homo sapiens .

  С позиции экологии человека комплексное  видение феномена здоровья человеческой популяция рассматривается как  самоорганизованная на основе социальных законов целостность ( система ) во взаимодействии с задающей ее целостность социально  – производственной средой и природной  средой , обеспечивающими жизнедеятельность  популяций в отдельных регионах и биосфере в целом в ее антропогенной  динамике .

  Иными словами , исследование здоровья популяции , его сохранения и развития во взаимодействии социльно – исторических и естественно  – природных процессов требует  анализа основных функций , которые  обеспечивают здоровую жизнедеятельность  самоорганизованной популяции . Назовем  такие основные функции целевыми функциями здоровья популяции .

  Оценка  здоровья населения ( популяций ) в настоящее  время строится на основе широкого теоретико-социологического и естественнонаучного  видения проблемы , которому следует  и экология человека. Выделяется совокупность общественных социально – исторических и естественно – природных  показателей здоровья популяции , в которую как обязательные элементы входят медицинские и социально – гигиенические показатели.

  Затраты здоровья популяции в процессах  общественно – трудовой деятельности должны обеспечивать поддержание и  воспроизводство его состояния  не ниже некоторых пределов , за которыми происходит уменьшение возможностей осуществления  основных социально – экономических  целей общественной системы . Задачи развитого социалистического общества в настоящее время и мирового сообщества как целого в будущем  как раз состоят в развитии здоровья ( количество и качество ) общества , его социально – трудового  потенциала в ближайшей и отдаленной перспективе.

  Имеющиеся к настоящему времени результаты в области экологии человека позволяют  сформулировать в соответствии с  понятием здоровья популяции основные функции здоровья, сочетание которых  определяет качественные и количественные характеристики данного социально-природного явления в целом.

  Функция 1 – величина конкретного живого труда

  ( психофизиологические  затраты ) , реализуемая в процессе  общественно – трудовой деятельности . Эта величина включает соотношения  стереотипных ( репродуктивных ) и творческих , эвристических компоненты труда  , которые социально обусловлены  . Увеличение компоненты творческого  труда гарантирует ( при прочных  равных условиях ) социально –  биологическое сохранение и развитие  здоровья членов популяции и  индивидуальной продолжительности  их активной жизни.

  Функция 2 сводится в процессу воспитания ,обучения и развития каждого члена популяции. Очевидно , что здоровье популяции  в целом без этой функции поддерживаться не может. Наибольшее значение для реализации функции имеют институты воспитания и обучения , адекватные индивидуальным генофенотипическим качествам, т.е. максимальной реализации индивидуальных задатков , дарований талантов.

  Функция 3 - это функция воспроизводства  популяции . С ней связаны институт семьи , количество и качество потомства . Специализированные показатели , которые  можно связать с этой функцией , разрабатываются генетикой человека , демографией , медициной и т.д. С  точки зрения экологии человека оптимизация  этой функции , вероятно , позволит осуществить  более эффективные подходы к  демографическому регулированию, разработке идей эколого – демографического проектирования управления .

  Т.о., рассмотренные выше три функции  здоровья популяции , их сочетание составляют важнейшую сторону жизнедеятельности  популяции , необходимое условие  их полноценного участия в общественном труде . Для реализации каждой из этих функций на конкретном историческом этапе общественная система расходует  часть совокупного социального  времени.

  На  основе введения представлений о  функциях здоровья может быть проанализирован  ряж важных в научно – практическом отношении проблем, например проблема трудового потенциала , активно разрабатываемая  в настоящее время в политэкономических исследованиях.

  Данная  проблема при освещении с позиций  экологии человека может быть обозначена как социально - трудовой потенциал ( СТП) населения.

  СТП населения следует рассматривать  как способ организации жизнедеятельности  популяции , при котором осуществление  различных естественно – природных  и социальных мер по организации  жизнедеятельности популяции создает  оптимальные условия для социально  полезной обшественно – трудовой деятельности индивидов и групп  населения.

  В природном аспекте они выражают закономерности , соответствующие оптимальным  вариантам перестройки биосферы в ноосферу.

  Движение  в этом новом понятийном горизонте, осуществляемое в соответствии с  задачами развития экологии человека , сохраняет прочную преемственность  с проблемами, разрабатываемыми ранее  в общественных науках и естествознании.

  Следует подчеркнуть ,что проблемы сбалансированности психофизиологических затрат живого труда ( и двух других функций здоровья ),определяющих состояние СТП , имеют  очень важное научно – практическое значение в связи с освоением  новых территорий ( например , таких  регионов , экстремальных по экологическим  условиям , но богатых природными ресурсами , как Север и др. ) Необходима большая  работа по изучению функций здоровья и состояния социально – трудового  потенциала на вновь осваиваемых  территориях.

  Т.О. , требуются : дельнейшее углубленное  изучение аспектов социльно - трудового  потенциала ; разработка мер коррекции  возможных напряженных его состояний , включая меры первичной профилактики ; рекреационные меры ; создание целесообразных маршрутов здоровья для индивидов  с повышенными психофизиологическими  затратами.

2.Экология  человека и социология

  Социология  – наука об обществе как целостной  системе , как целостной системе , об отдельных социальных институтах, группах , процессах , рассматриваемых  в их связи с общественным целым . Как и всякая наука , она имеет  общую теорию ( в марксистско –  ленинской социологии эта теория опирается на исторический материализм ) , отраслевые теории типа социологии труда , семьи , города и т.п. , наконец  инструментальные теории , обобщающие опыт эмпирических исследований на основе изучения документов и литературы , стороннего и включенного наблюдения , опроса населения и экспертов , постановочного или уже проведенного эксперимента , представления собранной  информации в виде математических и  схематических моделей и т.д.

  Социологические исследования тесно связаны с  экономическими демографическими , психологическими , педагогическими др. , в том числе  с экологическими.

  Социология  представляет для экологии человека особый интерес в связи с тем , что позволяет выявить социальные законы , обусловливающие появление, сохранение и изменение стереотипов  сознания и поведения ( в том числе  экологического характера ) , выходящие  за рамки экономических и психологических  законов .

  Изучение  жизненной среды общества в социологическом  плане позволяет выявить закономерности ее структурно – функциональных изменений.

  Без учета социальной проблематики труда  невозможно полноценно разрабатывать  проблематику экологии человека. То же самое относится к социальной проблематике семьи и быта .

  Особый  интерес представляет перспективная  проблематика социальных последствий  НТР.

3.Социальная  экология

3.1 Экологическое образование  и просвещение  населения

  Возникновение экологических проблем обусловлено  прежде всего социально экономическими факторами и решаться эти проблемы должны не только исключительно техническими средствами , но и путем переориентации ценностей , взглядов и поведения  отдельных лиц и групп населения  в отношении к окружающей среде. Речь идет о формировании на этой основе нового менталитета экологически безопасного  и устойчивого развития общества , когда общественное экологическое  сознание как средство социального  воздействия обеспечивает нормальное функционирования всех механизмов социального  контроля и когда население будет  осознано отдавать приоритет вопросам поддержания благоприятного состояния  окружающей среды .

  Приоритетность  и законодательная основа экологического образования и просвещения населения  определена Конституцией Российской Федерации  в части прав граждан на благоприятную  окружающую среду , достоверную о  ее состоянии и на возмещение ущерба приносимого их здоровью или имуществу  экологическими правонарушениями ( ст. 42 ), а также поощрение деятельности способствующей экологическому благополучию ( ст. 41 ) .

  В Российской Федерации с целью  повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается  система всеобщего , комплексного и  непрерывного экологического образования  и воспитания ( ст. 7 ) . Проведение мероприятий  в данном направлении входит в  задачу системы управления в области  охраны окружающей природной среды  в тесном взаимодействии с системой образования.

Информация о работе Среда обитания и экология человека