Сабинин Дмитрий Анатольевич (1889-1951

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:25, доклад

Краткое описание

САБИ́НИН Дмитрий Анатольевич (1889-1951), российский ботаник, основатель отечественной научной школы физиологов растений, профессор. Исследовал роль корневой системы в водном и минеральном питании; установил влияние круговорота элементов минерального питания на рост и формообразование растений.

Вложенные файлы: 1 файл

САБИНИН Дмитрий Анатольевич.docx

— 40.60 Кб (Скачать файл)

САБИНИН Дмитрий Анатольевич

 

САБИ́НИН Дмитрий Анатольевич (1889-1951), российский ботаник, основатель отечественной научной школы физиологов растений, профессор. Исследовал роль корневой системы в водном и минеральном питании; установил влияние круговорота элементов минерального питания на рост и формообразование растений.

 

САБИ́НИН Дмитрий Анатольевич 30 ноября (12 декабря) 1889, Санкт-Петербург — 22 апреля 1951, Геленджик, российский ботаник, основатель отечественной научной школы физиологов растений, профессор.

  1. Семья. Годы учения

 

Мать, Мария Войцеховна, была весьма образованным человеком, занималась просветительской деятельностью: читала лекции в Обществе народных университетов, писала популярные статьи и книги. Она недолго была замужем за врачом А. Сабининым, от которого ушла и стала фактической женой известного ихтиолога И. Д. Кузнецова. Их дети — сыновья Георгий, Дмитрий и дочь Мария, носили фамилию и отчество первого мужа матери.

Большие способности Сабинина проявились уже в гимназические годы. В 1908 он с отличием закончил гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Будучи студентом, он работал в лаборатории профессора В. И. Палладина по изучению дыхания и спиртового брожения. Большое влияние на молодого исследователя оказал ассистент Палладина приват-доцент А. А. Рихтер.

  1. Первые работы

Работы, проводимые Сабининым в лаборатории Палладина, были посвящены изучению роли водородных акцепторов в дыхании и брожении. Так, используя метиленовую синь, удалось заставить дрожжи сбраживать молочную кислоту, которая ими обычно не сбраживалась. Таким образом Сабинин участвовал в разработке основ теории дыхания Палладина. В 1913 Сабинин закончил университет и был оставлен Палладиным при его кафедре для подготовки к профессорскому званию. Одновременно Сабинин преподавал географию в частной гимназии и являлся ассистентом Рихтера в психоневрологическом институте, где тот читал лекции. В 1917 Сабинин занимает должность ассистента в Петроградском университете. Трудности жизни, вызванные послевоенной разрухой, заставляют его в 1918 переехать в Пермь по предложению Рихтера и занять место старшего ассистента в Пермском университете. Там Сабинин принял участие в создании Биологического научно-исследовательского института при университете. В 1919 Сабинин сдал магистерский экзамен и получил право читать лекции в качестве доцента по проблемам анатомии растений и микробиологии. Будучи лаборантом Камской биологической станции, а в 1920 ее директором, Сабинин проводил исследования по проницаемости плазмы клетки для красителей и солей. В начале 1924 Рихтер был приглашен в Саратовский университет для организации и руководства кафедрой физиологии растений, и Сабинин возглавил освободившуюся кафедру в Пермском университете. Вокруг него сгруппировалась талантливая молодежь, и начала создаваться научная школа по изучению вопросов физиологии корневой системы, ее поглотительной способности и процессов экзосмоса, которые в 1925 были обобщены Сабининым в виде монографии. В 1929 Димитрий Анатольевич покидает Пермь и переезжает в Ташкент, где читает лекции в Ташкентском университете и одновременно заведует отделом физиологии и микробиологии Среднеазиатской станции удобрений, где изучалось минеральное питание хлопчатника.

  1. Работа в Москве

В 1931 Сабинин переезжает в Москву и поступает в Научно-исследовательский институт удобрений, где вскоре становится заведующим лабораторией. Физиологическая группа под его руководством исследовала методы диагностики минерального питания льна по физиологическим признакам. В 1932 вместе с сотрудниками Сабинин переходит во вновь организованный Институт агрохимии и агропочвоведения (ВИУАА), где до 1941 заведует лабораторией физиологии растений. В ВИУАА под его руководством выполнялись работы по биологическому азоту: изучались условия эффективного симбиоза бобовых растений и клубеньковых бактерий.

В 1935 Сабинину без защиты диссертации была присвоена степень доктора биологических наук. С 1938 по 1941 он по совместительству руководит лабораторией минерального питания в Институте физиологии растений им. К. А. Тимирязева.

  1. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность в МГУ

В период с 1932 по 1948 Сабинин возглавлял кафедру физиологии растений в Московском государственном университете, которую в свое время возглавлял К. А. Тимирязев. Было нечто общее между Сабининым и Тимирязевым — глубина знаний, блеск ораторского таланта и педагогическое мастерство. Научный авторитет Сабинина был чрезвычайно высок. Он был не только выдающимся исследователем, но и талантливым педагогом, читал общий курс физиологии растений, спецкурсы по минеральному питанию, росту и развитию растений. Благодаря его исключительной эрудиции, критическому уму, глубокому и вдумчивому подходу к разбираемым вопросам, его лекции и теоретические семинары посещали даже студенты и сотрудники других кафедр и факультетов. Для чтения специальных курсов Сабинин приглашал и выдающихся ученых-физиологов того времени — Н. А. Максимова, Н. Г. Холодного и др. Большое внимание Сабинин уделял организации практических занятий и летних практик студентов.

  1. Вклад в науку

На протяжении своей творческой жизни Сабинин работал в различных областях физиологии растений, успешно сочетая углубленные теоретические исследования с решением практических задач сельского хозяйства. Стали классическими его работы по минеральному питанию растений: физиологии корневой системы, ее проницаемости и способности поглощать, выделять и перерабатывать минеральные вещества и некоторые органические соединения. Разработанные им физиологические основы применения удобрений сыграли важную роль в развитии земледелия в нашей стране. Большое значение имели его работы по изучению внутренней организации растительной клетки, взаимосвязи ее структуры и метаболизма, динамичности цитоплазматических структур. Первым из отечественных фитофизиологов он увидел кардинальную роль биологических мембран в организации структуры протопласта и механизмах поступления веществ в клетку. В центре его внимания постоянно находились проблемы роста и развития растений. В противовес теории стадийного развития Т. Д. Лысенко Сабинин поставил вопрос об определяемых генотипом эндогенных ритмах у растений и показал роль нуклеиновых кислот в ритмичности ростовых процессов. Он первым указал на возможность участия веществ-ингибиторов (антиметаболитов) в регуляции роста растений. Им были предсказаны место синтеза и нуклеиновая природа новых гормонов растений, которые впоследствии были названы цитокининами.

  1. Позиция ученого и человека

Вызывает восхищение смелая и бескомпромиссная позиция Сабинина по отношению к печально известной августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года. В трудные годы, пережитые биологией и биологами нашей страны, он проявил лучшие качества ученого и человека, открыто поддерживая Н. И. Вавилова, И. И. Шмальгаузена, А. Н. Формозова, А. Р. Жебрака. Отстаивая научную истину и права ученого в обществе, он нашел мужество выступить против учения Лысенко, за что был снят с должности и уволен из Московского университета за «реакционную антинаучную деятельность». Около полугода он занимался переводами книг, а затем был зачислен старшим научным сотрудником и исполняющим обязанности директора Геленджикской морской станции Института океанологии АН СССР, где не было условий для полноценной творческой работы, без которой жизнь для Сабинина не имела смысла. В 1951 он покончил с собой.

После кончины Сабинина его идеи продолжали и продолжают развиваться его учениками и учениками его учеников. Будучи замечательным педагогом, Сабинин создал отечественную школу физиологов растений, среди которых: М. А. Али-Заде, С. С. Андреенко, Т. Ф. Андреева, С. С. Баславская, П. А. Генкель, В. Н. Жолкевич, М. Г. Зайцева, А. Ф. Клешнин, И. И. Колосов, Л. И. Красовский, Е. Г. Минина, Н. Г. Потапов, Ю. А. Самыгин, О. А. Семихатова, Н. З. Станков, О. М. Трубецкова, Н. К. Тильгор, О. Ф. Туева, Ю. Л. Цельникер, В. В. Церлинг и др. Мысль Сабинина намного обогнала современный ему уровень развития науки, его труды до сих пор являются настольными книгами для физиологов растений. В 1941 Президиум АН СССР присудил ему премию им. К. А. Тимирязева за монографию «Минеральное питание растений», а в 1957 (посмертно) — премию за книгу «Физиологические основы питания растений».

  1. Сочинения
  • Минеральное питание растений. М.-Л., 1940.

  • Физиологические основы питания растений. М., 1955.

  • Физиология развития растений. М., 1963.

  • Избранные труды по минеральному питанию растений. М., 1971.

 

 

  1. Литература
  • Д. А. Сабинин и его творческое наследие (по воспоминаниям современников). Новосибирск, 1979.

  • Дмитрий Анатольевич Сабинин в воспоминаниях современников. М.,1992.

  • Генкель П. А. Дмитрий Анатольевич Сабинин, 1889-1951. - М.: Наука, 1980.

 

 

 

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич

 

 

ТИМИРЯ́ЗЕВ Климент Аркадьевич (1843-1920), российский естествоиспытатель, один из основоположников русской научной школы физиологов растений, член-корреспондент РАН (1917; член-корреспондент Петербургской АН с 1890). Профессор Петровской земледельческой и лесной академии (с 1871) и Московского университета (1878-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества. Депутат Моссовета (1920). Раскрыл закономерности фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ в растении. Труды по методам исследования физиологии растений, биологическим основам агрономии, истории науки. Один из первых пропагандистов дарвинизма и материализма в России. Популяризатор и публицист («Жизнь растения», 1878; «Наука и демократия», 1920).

 

    1. Происхождение, образование

Тимирязев родился в интеллигентной дворянской семье. Происхождение фамилии Тимирязевых связывают с именем ордынского князя Темира-Гази (14 в.), потомки которого служили на видных военных и гражданских должностях в России. Его отец, сенатор, был человеком республиканских взглядов и поклонником Робеспьера. Мать — дочь эмигрировавшей в Россию английской баронессы, энергичная и предприимчивая женщина, много усилий отдавшая воспитанию детей. Тимирязев получил обычное для дворянских семей домашнее образование с изучением нескольких языков, увлекался химией, литературой, музыкой, живописью. Вместе с тем он с пятнадцати лет начал самостоятельно зарабатывать средства на жизнь переводами. В 1861 Тимирязев поступил в Петербургский университет на камеральный факультет (готовил чиновников по управлению государственными имуществами), с которого вскоре перешел на физико-маематический. За участие в студенческих волнениях он был исключен из университета, но за три года вольнослушателем окончил (1865) его по естественнму отделению физико-математического факультета, среди преподавателей которого были А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев, А. С. Фаминцин и другие выдающиеся ученые. Под влиянием прогрессивных взглядов своих учителей и коллег, а также революционно-демократического движения 60-х годов Тимирязев становится одним из видных представителей естественнонаучного позитивизма (в духе О. Конта, философия которого оказала на него большое влияние), горячим сторонником демократических свобод в университетской научной и общественной жизни. (Впоследствии Тимирязев принял Октябрьскую революцию, а в 1920 послал свою книгу «Наука и демократия» В. И. Ленину с надписью, в которой говорил о счастье «быть его современником и свидетелем его славной деятельности». Ленин ответил, что «был прямо в восторге», читая замечания Тимирязева «против буржуазии и за Советскую власть.»).

    1. Научная работа

В 1868 году Тимирязев командируется за границу (Германия, Франция) для работы в лабораториях Р. Бунзена и Г. Кирхгофа в Гейдельберге и Ж. Буссенго и М. Бертло в Париже (последнего Тимирязев считал своим учителем). Период 1870-92 гг. связан с преподаванием в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). С 1878 по 1911 Тимирязев — профессор Московского университета, из которого добровольно ушел в отставку в знак протеста против политики министерского начальства. Последние десять лет жизни занимался литературно-публицистической деятельностью.

    1. Работы по фотосинтезу. Диссертации

По широте исследовательской программы Тимирязев приближался к тем ученым-энциклопедистам второй половины 19 в., интересы которых еще могли быть реализованы в разных отраслях науки, научно-организационной деятельности и популяризации знаний, общей же гражданской установкой было стремление соединить научное познание с практикой и демократическими преобразованиями. Движимый патриотической целью — способствовать подъему земледельческого хозяйства в России — первый период творческой деятельности (1860-70-е гг.) Тимирязев посвящает исследованию фотосинтеза и засухоустойчивости растений. Исходя из положения, что подлинная физиология растений может быть создана только на прочных основаниях физики и химии, он провел оригинальные опыты по определению составных частей спектра солнечного света, участвующих в ассимиляции растением углекислого газа и образовании органических веществ. Исследованиями по специально разработанной методике Тимирязев показал функциональную связь между зеленой окраской растений (наличием хлорофилла) и фотосинтезом, а также тонкими и тщательными экспериментами доказал, что основное значение имеют не желтые, субъективно самые яркие лучи (вывод американского ученого Дж. Дрейпера), а обладающие максимальной энергией красные. Кроме того, он обнаружил разную эффективность поглощения хлорофиллом всех лучей спектра с последовательным снижением по мере уменьшения длины волны. Тимирязев предположил, что светоулавливающая функция хлорофилла эволюционно возникла сначала у морских водорослей, что косвенно подтверждается наибольшим разнообразием поглощающих солнечную энергию пигментов именно у этой группы растений. Результаты исследований фотосинтеза были представлены в двух диссертациях: магистерской «Спектральный анализ хлорофилла» (1871) и докторской «Об усвоении света растением» (1875), публиковались в отечественных и зарубежных изданиях. Итог своим многолетним исследованиям фотосинтеза Тимирязев подвел в так называемой крунианской лекции «Космическая роль растения», прочитанной в Лондонском королевском обществе в 1903. В своей последней статье он писал, что «доказать солнечный источник жизни — такова была задача, которую я поставил с первых же шагов научной деятельности и упорно и всесторонне осуществлял ее в течение полувека».

Информация о работе Сабинин Дмитрий Анатольевич (1889-1951