Роль экскурсий в развитии наблюдательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.
Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.

Содержание

Введение
1. Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьника.
2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура.
3. Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младшего школьника.
Заключение
Литература
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)
 

Содержание

Введение

  1. Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьника.
  2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура.
  3. Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младшего школьника.

Заключение

Литература 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Наблюдение как  один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной  методике преподавания не утратил своей  актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.

Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую  учитель должен реализовать при  организации изучения окружающего  мира. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.

Наблюдения могут  осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации  обучения или как часть урока. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника. Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.

Объект  исследования- природоведческие экскурсии в начальной школе.

Предмет исследования- развитие наблюдательности младшего школьника средствами экскурсий.

Цель  исследования- обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности младшего школьника.

Задачи:

- уточнить сущность  понятия «наблюдательность»;

- рассмотреть  виды, содержание и структуру  экскурсий;

- проанализировать  значение экскурсий в процессе  естественнонаучного обучения младшего  школьника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психолого-педагогическое обоснование экскурсии как средство развития наблюдательности младшего школьника

    1. Понятие  и сущность экскурсии
 

  Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

   Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

    Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия — есть - прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923г.).

   Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

   Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия — особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)».

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав».

В Толковом словаре  русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

    Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

   При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

    Материал экскурсии, профессиональное мастерство учителя в его изложении дают возможность ученикам анализировать, делать необходимые выводы. Одна из задач экскурсии — выработать у учеников отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

   Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

   Оценка экскурсии — это выводы ученика, к которым его подводит учитель.

       В краткой форме сущность экскурсии можно определить так:   экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

 

2. Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста

   Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.   В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).

   Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей.

Различия в  наблюдательности в значительной степени  зависит от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности. Наблюдение очень  тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как процесс, а наблюдательность - как качество.

   Наблюдением называется целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдения за предметами природы способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и определенные практические умения и навыки.     Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей.    Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании.

    Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т.д., восприятие само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включается в процесс активного наблюдения.

Наблюдение как  восприятие тесно связано с мышлением, поскольку основная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи.

   В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления.

Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Для развития наблюдательности необходимо активное и целенаправленное восприятие. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость. Развитие наблюдательности - важная задача формирования адекватного восприятия действительности.

   Наблюдательность развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир.

   Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указывается их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется использовать наблюдения.

   Критерии развитости наблюдательности: способность к самостоятельному нахождению новых свойств, объектов, явлений в окружающей природной и социальной среде; восприятие не только отдельных объектов, чаще всего представителей животного и растительного мира, но и как можно большего числа объектов и, в конечном счете, целостное восприятие природного и социального окружения.

   Таким образом, наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, синтезом, анализом. Развитие у детей способности к целенаправленному наблюдению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников. Наблюдение развивает у детей наблюдательность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Упражнения на  развитие наблюдательности.

1. Так, программой  начального природоведения предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:

- Рассмотрите  листья этого дерева.

- Какого они  цвета? (Ребёнок должен тщательно  рассмотреть окраску листьев).

Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок  выбрал для наблюдения 1-2 листочка и  рассмотреть его в деталях. Полезно  предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Учитель может попросить ребёнка рассказать о месте по памяти. Затем учитель предлагает вспомнить,какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Чтобы представления о летней окраске были более полными и отчётливыми , можно показать гербарий или предложить найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья, которые сохранили ещё летнюю окраску. Итак, у детей сформированы представления о летней и осенней окраске листьев. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

Информация о работе Роль экскурсий в развитии наблюдательности