Роль межпредметных связей в обучении биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить роль межпредметных связей в обучении биологией.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научную и специальную литературу, публикации и статьи по проблеме исследования.
Рассмотреть основные виды и функции межпредметных связей;
Выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ.doc

— 6.61 Мб (Скачать файл)

 Наследование некоторых личностных черт характера.

Учитель литературы:

Конфликтность, аффективность (повышенно эмоциональное состояние), упрямство были присущи предкам  поэта и со стороны матери, и  со стороны отца.

Ф. Ю. Есипова страдала эпилепсией.

Фёдор Матвеевич Пушкин был казнён.

 Александр Петрович Пушкин «умер весьма молод, в припадке сумасшествия, зарезав свою жену, находившуюся в родах».

О. В. Чичерина была натурой  импульсивной, склонной к переменам настроения.

Абрам Ганнибал круто  обходился с первой женой, истязал  её. По целому ряду свидетельств, был  он горяч, крут, требователен, отчего часто  конфликтовал с сослуживцами.

Осип Абрамович, дед  поэта, по характеру был не в меру буйным и пылким, вёл беспорядочную легкомысленную жизнь.

Надежда Осиповна, мать –  балованная, вспыльчивая, для неё  характерны были резкие перепады настроения, переходы от гнева к полному равнодушию.

Сергей Львович, отец, унаследовал от матери неприспособленность  к практической жизни, бесхозяйственность. Ему были присущи резкие спады настроения.

  Учитель биологии:

    Как  называется в генетике такое состояние резкого изменения настроения?   (Циклотимия).

Вывод: родители А. С. Пушкина, будучи кровными родственниками, оказались  сходными по характеру, генетики это называют циклотимическими личностями. Психологи говорят: цикличность составляет одну из характерных особенностей психики. Оба прадеда – личности сильные, страстные, энергичные, конфликтные. Скорее всего речь идёт о передающейся от поколения к поколению аффективности.

А что же сам Александр  Сергеевич?  Профессиональная медицинская  оценка личности поэта невозможна в  силу разных причин. Но на основании  имеющихся фактов генетики выдвигают  две точки зрения:

                             А.С.Пушкин


 

больной психозом                      идеал гармонично

                                                     развитой личности



эта болезнь исключает 

творчество, значит

 

Однако определённая цикличность в его характере  есть, но она нашла свой выход в творчестве А. С. Пушкина.

Ученик рассказывает о цикличности творчества поэта.

 Учитель биологии:

      В результате кровнородственного брака родителей поэт унаследовал предрасположение к циклотимии в сочетании с аффективностью. Вот так, соединившись в одном человеке, в его генотипе,  различные факторы (причём выражение их отличается от норм) оказались теми биологическими стимуляторами психической (творческой) деятельности Пушкина, которые, воздействуя на его необыкновенную природную одарённость, и дали нам гения. Не будь науки генеалогии и возможности её анализа, мы бы сказали, что гениальность Пушкина – случайность (обращаемся к вопросу на доске), но теперь мы знаем, что это закономерность.

4. Подведение итога урока.

Учитель литературы:

Закончим мы урок призывом изучать свои родословные: это не только увлекательно, но и является показателем общей культуры человека:

 

Два чувства дивно  близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному  пепелищу,

Любовь к отеческим  гробам.

 На них основано от века

По воле бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его

 

 

 

5. Сообщение  домашнего задания: составить родословное древо своей семьи или дать развёрнутый ответ на вопрос о гениальности Пушкина. Оценивать домашнюю работу будем с учётом работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Таким образом, были рассмотрены основные виды межпредметных связей в процессе обучения биологии, которые влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы.  
          Мы пришли к выводу о том, что межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. 
          Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей.  
            Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы общества - человека.  
         В практической части работы представлена разработка интегрированного урока биологии и литературы в 10 классе на тему «Родословная А. С. Пушкина с точки зрения генетики».

 

                БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Артюхова И.С. О предпрофильной подготовке учащихся IX классов. Биология в школе. научно-методический журнал.//Министерство образования Российской Федерации ООО Издательство «Школа-Пресс». № 6, 2005 - 102с.
  2. Беляев Д.К Биология. Общая биология Учебник. Базовый уровень  10-11 классы //Под ред. академика Д.К.Беляев и профессора Г.М. Дымшица Москва., Просвещение, 2011 – 304с.
  1. Беркинблит М. Б. , Глаголев С. М. , Голубева М. В. и др. Биология в вопросах и ответах./ Учебное пособие. М. Мирос - Междунар. отношения 1994 г. 216 с. 

  1. Всесвятский Б.В.  Системный подход к биологическому образованию в средней школе.- М.: Просвещение, 1985 – 144с.
  2. Высоцкая М. В. «Нетрадиционные уроки»/ Волгоград, Учитель  2004 - 80с.
  3. Гроссман В.С. «Пушкин» из серии «Жизнь замечательных людей» основана в 1933году М. Горьким, изд. ЦКВЛКСМ «Молодая гвардия» М., 1958 – 212с.
  4. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986 – 156с.
  5. Крамаренко О.К. Литературное творчество на уроках биологии. /Биология. Учебно-методическая и научно-популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. – М.: Издательский дом «Первое сентября», гл. ред. А. Соловейчик. № 2, 2006 – 98с.
  6. Комиссаров  Б.Д.  Методологические  проблемы  школьного  биологического образования. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с. - (Б-ка учителя биологии).
  7. Максимова В. Н. Межпредметные   связи   в  учебно-воспитательном процессе современной школы / Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1987-160 с.
  8. Максимова В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
  9. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии. – М. : Академия, 2003. – 272 с.
  10. Сивоглазов В.И. «Биология. Общие закономерности» М., «Школа - Пресс» 1996 - 183 c.
  11. Соломон Д.М. Роль межпредметных связей в развитии познавательной активности учащихся во внеклассной работе./ Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся. Сборник научных трудов (межвузовский). - Тула: изд-во Тул.гос.пед.ин-та им Л.Н.Толстого, 1983,с.160.
  12. Третьяков П.И. Формирование у учащихся понятия о естественнонаучной картине мира при условии межпредметных связей./ Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей/ Под ред. В. Н. Федоровой. - М., Просвещение, 1980. - 208 с., ил.

 16. Федорец Г.Ф. проблема интеграции в теории и практике обучения.    
         Л.:  РГПУ,1989. – 94с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Презентация к уроку

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Роль межпредметных связей в обучении биологии