Вегетативная нервная система ее функциональные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:46, реферат

Краткое описание

Психофизиология – наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики
Физиология и психофизиология - является основным предметом, в преподавательской деятельности, которая составляет основную часть моей профессии

Содержание

Введение.
Вегетативная нервная система, ее отделы функциональные особенности. Адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела на функции различных органов.
Биологическая и информационная теория эмоций. Связь эмоций с потребностями. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 37.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биологическая и информационная теория эмоций. Связь эмоций с потребностями. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

 

Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные эмоции возникают в связи с достижением  успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к  этому результату. Отрицательные  эмоции тормозят неудачные поведенческие  акты и направляют организм на поиск  новых приспособительных действий.

Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение  мозгом силы потребности и вероятные  познавательные результаты, которые  выражаются в трех формах мышления.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.

По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.

Структурной единицей практического  мышления является действие, а коммуникативной  единицей – сигнал.

В художественном мышлении структурной  единицей является образ, а коммуникативной  единицей – символ. В научном мышлении соответственно – понятие и знак.

Мыслительная деятельность может  осуществляться посредством различных  операционных процедур.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной  последовательностью элементарных операций, необходимых для решения  задач данного класса.

Эвристическое мышление – творческое решение нестандартных задач.

Дискурсивное мышление (рассудочное) – мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.

В историческом развитии мышления и  в развитии мышления ребенка различаются  три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно- действенное (сенсомоторное) ; 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.

Совершаясь по общим законам  мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным  соотношением анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое  мышление индивида.

 

Связь эмоций с потребностями

Эмоции и целенаправленное поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для их реализации задействованы  ключевые отделы коры больших полушарий  и ближайшей подкорки, определяющие, как известно, сознательное и бессознательное  в психике человека. Отсюда эмоциональное  благополучие и психическое здоровье могут рассматриваться как синонимы.

 

Связь эмоций с потребностями и их роль в формировании личности.

Личность – это понятие чрезвычайно сложное. Каждый человек обладает уникальной, присущей только ему комбинацией черт, т.е. каждый из нас - неповторимая личность. Понятие «личность» включает мысли и чувства, систему ценностей, отношение к людям и ситуациям. Ранее считалось, что личность формируется в раннем детстве, что после первых пяти лет развития человек действует по тем схемам, которые были запрограммированы им раньше. В настоящее время установлено, что развитие личности рассматривается как процесс, длящийся в течение всей жизни. Человек сохраняет способность извлекать уроки из приобретенного опыта, учиться и меняться все время пока живет. Особенно интенсивное формирование личности осуществляется в юношеский период (период студенчества), когда завершается физическое и половое созревание и наступает период активной социализации. В формировании личности эмоции занимают ведущее положение. Эмоции имеют врожденные предпосылки, но формируются под влиянием конкретной социальной среды, в процессе постепенного, последовательного удовлетворения потребностей, начиная с низшего уровня и кончая высшим.

Движущей силой человеческих поступков является желание (мотивация) удовлетворить свои потребности. В  каждый данный момент времени неудовлетворенная  доминирующая (главная) потребность  рассматривается как наиболее мощный стимул, т.к. она вызывает отрицательные  эмоции, сигнализирующие о неблагополучии организма.

Однако человеку присуще  множество потребностей различного «ранга», которые находятся в определенной иерархической взаимосвязи. В этой иерархии имеются низшие и высшие потребности. Человек в течение одного дня может перемещаться по иерархии потребностей вверх и вниз, но он будет стремиться больше энергии сконцентрировать на каких-то определенных уровнях. Развитие человеческой личности может остановиться на любом уровне. Так, многие люди на протяжении всей жизни сражаются за удовлетворение самых примитивных потребностей и это будет характеризовать уровень развития его личностных качеств.

 

Особенности эмоций в старшем подростковом возрасте.

При переходе от младшего подросткового  возраста к юношеству уменьшается  эмоциональная напряженность. Появляется потребность выделиться среди сверстников - внешностью, манерами поведения, своими знаниями, умениями, хобби. Вместе с  тем появляется серьезный интерес  к собственной личности во всех ее проявлениях, появляются рассуждения  на темы смысла жизни и устройства своего будущего. Подросток старшего возраста уже может больше контролировать свои эмоции и поведение. В то же время сохраняются еще многие черты, свойственные предыдущему периоду  – внутренние колебания настроения, неуверенность в себе, критичное  отношение к окружающим. Усиливается  сосредоточенность на своем внутреннем мире, растет потребность в общении  и одновременно повышается его избирательность  и потребность в уединении

 

Интенсивность эмоций и повышенная чувствительность к событиям.

Юношество характеризуют  повышенная чувствительность к происходящим событиям, яркие, пылкие эмоции, склонность обобщать переживаемые события: «если  плохо в данный момент, то все  плохо вообще», «если хорошо сейчас, то мир прекрасен всегда и во всем»  и т.п. Подростку старшего возраста свойственно часто ощущать чувство одиночества только потому, что в какой-то момент он был обойден вниманием, или у него появилось ощущение, что его отвергли или не поддержали. Глубокие переживания, которые испытывает подросток в этот период, формирует эмоциональность, с которой он пойдет по жизни в дальнейшем.

Дружба  и любовь в юношеском возрасте.

 Дружба в юношестве  приобретает глубокий смысл. Дружба со сверстниками одного пола способствует обмену информации об отношении к различным явлениям и способствует пониманию сложных личностных чувств. Например, подростки одного пола в дружбе могут доверительно рассказывать друг другу об испытываемых чувствах к представителям противоположного пола. В это же время формируется развитие половой идентичности и чувство принадлежности к мужскому или женскому полу под влиянием биологических, социальных и культуральных факторов. В этом возрасте подросткам характерно идеализировать своих друзей, «придумывая и приписывая» им качества, которые бы они хотели в своих друзьях видеть.

Вслед за дружбой, как со сверстниками противоположного пола, так и со сверстниками своего пола, приходит влюбленность. Юношеская любовь отличается яркими эмоциями, появлением символов взрослости – в отношениях появляются ухаживания, обмен знаками  внимания, романтические отношения. У юношей влюбленность и сексуальное  влечение не всегда проявляются по отношению к одному и тому же объекту. Юношеская влюбленность характеризуется  больше трепетным, бережным отношением, собственные фантазии по отношению  к объекту влюбленности не всегда реализуются.

Потеря друга или возлюбленного (возлюбленной) переживается как трагедия и оставляет глубокий след и воспоминания в душе формирующейся личности. Тем  не менее, взлеты и падения необходимы в жизни каждого подростка  для формирования личного опыта  и дальнейшей устойчивости к жизненным  потрясениям.

 

 

 

Заключение

В ходе проделанной работы, поставленная цель была достигнута.

Мною была подобно рассмотрена  вегетативная нервная система, ее отделы и функциональные особенности. В процессе работы я изучил адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела на функции различных органов.

Так же я ознакомился с  биологической и информационной теорией эмоций и их связью с потребностями и особенностями в подростковом возрасте.

 


Информация о работе Вегетативная нервная система ее функциональные особенности