Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 00:51, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является исследовать франчайзинг как форму бизнеса бизнеса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие франчайзинга, описать виды франчайзинга, исследовать историю франчайзинга на основе мирового опыта и отечественной практики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Франчайзинг: определение, виды франчайзинга……………….5
1.1. Определение……………………………………………….5
1.2. Виды франчайзинга……………………………………….7
2. Мировой опыт и отечественная практика……………………….12
2.1. Преимущество и недостатки работы с иностранными франчайзерами………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

ОПД Франчайзинг.docx

— 57.40 Кб (Скачать файл)

1) продолжительность отношений  франчайзора и франчайзи,

2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой,

3) кому он платит установленные  взносы.

 Другие виды  франчайзинга

Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

 

  1.  Мировой опыт, отечественная практика.

Современное состояние развития бизнеса часто приводит к возникновению противоречий между возможностью роста объемов производства качественного товара и возможностью его сбыта в достаточных объемах в рамках одной фирмы. Для того чтобы разрешить это противоречие, требуется объединение усилий группы предпринимателей либо фирм, нацеленных на производство и сбыт конкретного товара. Объединение усилий группы предпринимателей требует создания соответствующего экономического инструмента. Такой инструмент создан-это франчайзинг.

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя - начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. В настоящее время франчайзинг получил чрезвычайную популярность в развитых странах. Годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в США достигает более 40 % общего объема продаж и оценивается американскими экспертами фантастической цифрой 1 трлн. долларов США.

Можно утверждать, что франчайзинг  в настоящее время - действенный  инструмент, позволяющий повысить эффективность  малого бизнеса. Он дает возможность  объединить достоинства малого и  крупного бизнеса.

Этот экономический инструмент нельзя назвать принципиально новым. Первым прототипом современной системы  франчайзинга принято считать систему  продаж и обслуживания швейных машин  Зингера. Основатель всемирно известной  компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.  
На время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.

Cовременный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.  
В 20х годах прошлого века в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.  
После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.  
Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер — франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.  
В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

В России франчайзинг начинает получать широкое распространение  лишь в последние годы. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «ДубльГИС», фирма 1С.

Популярность франчайзинга объясняется его значительными  положительными качествами:

- развитие цепи франшизных предприятий позволяет не расширять сеть собственных предприятий и значительно экономить свой капитал и свои трудовые ресурсы;

- хозяин каждого предприятия  - франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведении затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем;

- риск, сопутствующий каждому  коммерческому делу, уменьшается  для франчайзера, так как его собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени;

- франчайзер не занимается будничными управленческими проблемами и не имеет проблем с персоналом;

- благодаря использованию  чужих ресурсов, как финансовых, так и управленческих, развитие  бизнеса идет быстрее по сравнению  с другими системами.

По данным международной  франчайзинговой ассоциации (IFA), в США в настоящее время функционирует от 2000 до 2500 франчайзинговых систем. Только за два года, с 1997 по 1999 г. общий объем франчайзинга возрос на 10%.

Опыт показывает, что франчайзинг  является достаточно устойчивой системой. Так, по данным той же IFA, из пяти открытых за последние пять лет франшиз (франчайзеров) продолжают работать 97 %.

Относится это и к франчайзи. По данным ассоциации малых предпринимателей США, в течение пяти лет 65 % малых предпринимателей, начавших свое дело, прекращают свое существование. Среди франчайзи эта цифра значительно ниже -14%.

Устойчивость франчайзинга как экономического инструмента  подтверждает еще один факт. В 1970 г. в США был опубликован список из 75 товаров, используемых во франчайзинге. Этот список актуален и сегодня.

Несмотря на позитивный мировой  опыт, франчайзинг не нашел широкого применения в России. По целому ряду объективных и субъективных причин. Развитие франчайзинга в России идет относительно медленными темпами. В течение 1991-2000 гг. на российском рынке появилось несколько десятков зарубежных компаний и всего несколько российских, работающих с применением системы франчайзинга.

Хотя в практике российского  предпринимательства франчайзинг  как вид деятельности или направление  бизнеса встречается довольно редко, в отечественной экономической  литературе этот термин достаточно давно  уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились  более десяти лет тому назад, и  уже тогда с этим направлением бизнеса связывались большие  надежды.

Первый опыт развития франчайзинга в России уходит своими корнями в 1990 г. Проявила интерес к этому  бизнесу научно-производственная фирма "Дока", производитель мини-пекарен  и оборудования для приготовления  картофельных чипсов. В 1993 г. две ее дочерние фирмы "Дока Пицца" и "Дока Хлеб" стали членами Международной  ассоциации франчайзинга.

Первоначально франчайзинг  в рамках этих фирм развивался успешно. Так, в 1996 г. "Дока Пицца" имела  более 800 пиццерий на территории СНГ.

Фирма "Дока", организатор  первых российских франчайзинговых систем "Дока Пицца" и "Дока Хлеб", была научно-производственной. Хотя франчайзинговые фирмы относились к предприятиям общественного питания, товаром - объектом франчайзинга - была технология. Причем эта технология основывалась на современном оборудовании, производимом материнской, для франчайзинговых фирм, научно-производственной фирмой "Дока".

Хотя первый опыт российского франчайзинга оказался неудачным, им нельзя пренебрегать.

Другой опыт развития франчайзинга в России - проникновение на российский рынок владельца генеральной  франшизы немецкой фирмы "Untemehmensgruppe Handelsgestllschaft GmbH", создавшей за двадцать лет сеть из более, чем двухсот ресторанов быстрого питания. Эта фирма через свою дочернюю фирму "Grillmaster Feinkost Bueschmg GmbH" передала исключительное право на работу в России по технологии, в соответствии со стандартами и с использованием торговой марки "Grillmaster" петербургской фирме "Григорьев и Grillmaster".

В 1994 г. эта фирма открыла  первый ресторан быстрого обслуживания европейского гастрономического стандарта  немецкой системы "Grillmaster".

В 1995 г. эта сеть увеличивается  на два ресторана, а в 1997 г. выходит  за пределы Санкт-Петербурга. Открываются  рестораны в Самаре, Челябинске и  Тольятти. Также открывается уже  четвертый ресторан в Санкт-Петербурге.

Развитию этой сети способствует наличие собственного центрального склада в Санкт-Петербурге, с которого производится снабжение франчайзи.

Данная сеть франчайзи развивается достаточно успешно, подтвердив экономическую целесообразность, как ресторанов системы быстрого питания, так и франчайзинга как системы предпринимательства.

В 1993 же году продает первую лицензию на открытие первого кафе-мороженого "Baskin Robins". По данным рекламы, в настоящее время в России открыто 1200 кафе.

При открытии кафе-мороженого франчайзер должен внести одноразовую плату в размере 11,0 тыс. долларов США, а инвестиции в создание одного кафе-мороженого составляют 20,0-60,0 тыс. долларов США.

Из всего сказанного выше следует: 1993 г. стал переломным для развития франчайзинга в России.

Дальнейшее развитие франчайзинга в России связано с проникновением на российский рынок иностранных  фирм, в первую очередь в сферу  общественного питания и бытового обслуживания.

Среди таких компаний можно  выделить "Росинтер Ресторанс". Эта фирма открыла 53 ресторана в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Новосибирске, Минске, Киеве, Алма-Ате.

Среди ресторанов этой фирмы  известны сети:

- "Patio Pizza" ("Патио пицца");

- "Rostiks" ("Ростикс");

- "Planet Sushi" ("Планета суши") и ряд других.

Фирма развивает франчайзинг  в системе ресторанов "Ростикс", который, с точки зрения фирмы, наилучшим образом для этого подходит. Первый ресторан по системе франчайзинга "Ростикс" был открыт в этой фирме в 1998 г., в настоящее время по системе франчайзинга работают уже 16 франчайзи.

 

    1. Преимущества и недостатки работы и иностранными франчайзерами.

Работа с иностранными франчайзерами имеет как достоинства, так и недостатки.

Несомненными достоинствами  являются:

- освоение российскими  предпринимателями способов ведения  бизнеса, принятых на западе;

- освоение принципиально  новых технологий производства  изделий и оказания услуг, особенно  в тех областях, где российский  бизнес явно отстает;

- установление широких  контактов с иностранными бизнесменами.

Основные недостатки этого  направления:

- необходимость очень  высоких инвестиций, включая выплату  франшизы. Они колеблются от 50 до 350 тыс. долларов США. Подобные  инвестиции не всегда по силам  отечественным предпринимателям;

- далеко не всегда западные  технологии ведения бизнеса соответствуют  отечественным национальным традициям  и, тем более, российскому законодательству.

В настоящее время имеется  информация о развитии франчайзинга в России следующими фирмами.

В сфере ресторанного бизнеса (как правило, это рестораны быстрого питания):

- уже упомянутые "GrillmasteT", "Baskin Robins", "Росинтер Ресторанс" ("Rostiks" ("Ростикс"));

- "Русское бистро", "Пицца  Хат", "McDonalds" и ряд других; В сфере розничной торговли: - продажа спортивных и туристических товаров "Reebok" и "Nike";

- продажа парфюмерных  товаров "Ives Rocher";

- продажа обуви "Эконика-Обувь";

- Торговый Дом "Арома" - сеть винных супермаркетов "Ароматный Мир" и другие.

В сфере обслуживания:

-1С- программное обеспечение для учета и управления предприятиями;

- ВымпелКом - операторы  сотовой связи;

- Корус-лечение волос;

- ВКС - International House Mockow, школы иностранных языков, и другие.

Подводя итоги развития франчайзинга в России, можно сделать ряд  очень важных выводов:

1. Франчайзинг в России  применяется, несмотря на целый  ряд трудностей и неудач.

2. Основными направлениями  использования франчайзинга в  России являются:

- система общественного  питания, в первую очередь - рестораны быстрого питания;

- оказание услуг, как  правило, в сфере бытового обслуживания;

- торговля продовольственными  и промышленными товарами.

3. Большая часть успешного  развития франчайзинга связана  с попытками зарубежных фирм  проникновения на российский  рынок.

4. Возможности развития  франчайзинга в России достаточно  широки и не могут быть исчерпаны  перечисленными направлениями.

5. Франчайзинг один из  самых эффективных в числе  известных экономических инструментов, способ повышения устойчивости  и надежности предприятий малого  бизнеса, особенно для начинающих  предпринимателей.

6. Франчайзинг является  очень эффективным инструментом  внешнеэкономической деятельности, в том числе проникновения  на иностранные рынки с использованием  возможности иностранных предпринимателей.

Возможности развития франчайзинга в России достаточно широки, а преимущества развития таковы, что, с одной стороны  можно использовать зарубежный опыт и тем самым избежать ошибок, а  с другой стороны -продвинуться вперед и даже обогнать западные франчайзинговые фирмы.

В России франчайзинг перспективен в следующих видах бизнеса:

1. Производство и реализация  технически сложной продукции,  предназначенной для использования  населением.

Информация о работе Франчайзинг