Финансовое планирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть процесс разработки производственно-финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и содержание планирования
Научиться оценивать финансовое состояние предприятий в настоящее время, условия и результаты их деятельности
Научиться оценивать различные направления развития предприятий, их особенности
Изучить различные ресурсы организаций, с помощью которых они достигают намеченных целей
Разработать направления совершенствования механизма планирования

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
Сущность, роль и задачи финансового планирования
Важнейшие элементы системы финансового планирования
Классификация и модели финансового планирования
2 Анализ краткосрочного и долгосрочного финансового планирования
2.1. Краткосрочное финансовое планирование
2.2. Задачи и основные этапы долгосрочного финансового планирования
2.3. Расчет долгосрочного финансового плана на примере
3 Проблема финансового планирования на предприятии
3.1. Практический пример составления финансового плана
3.2. Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

4курс.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

 

После этапа  прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят  к распределению планируемых  доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности, а также отдельных акций, связанных  с реализацией целей уставной деятельности некоммерческой организации.

Этап распределения  представляет собой последовательность процедур. В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы  и оценить их в стоимостном  выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Для наглядности  последовательность процедуры принятия решений в процессе планирования можно представить в виде схемы (рис. 6), где:, S2...… Sn - программа (в нашем примере S1 - программа «Здоровые дети - прекрасное будущее», а S2 - «Мир не без добрых людей»);, H2... …Hm - состояние ресурсов для реализации программы (H1 - наличие помещения, H2 - наличие персонала, H3 - наличие медикаментов, H4 - наличие оборудования и т.д.);- затраты (например, для ресурса H1: P11 - арендная плата, P12 - оплата коммунальных услуг, P13 - расходы на содержание помещения), а поэтому сумма всех затрат и определяет потребность в финансовых ресурсах.

 

3.2 Финансовое  планирование на современном  этапе: недостатки и пути совершенствования

В современных  условиях рыночных отношений возникает  объективная необходимость финансового  планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

Недостатки  традиционных подходов к планированию и бюджетированию видны невооружённым  глазом и хорошо известны финансистам  и менеджерам высшего звена: растянутый цикл планирования, высокая трудоёмкость процесса формирования бюджета, проблемы консолидации бюджета и контроля за его исполнением, нарушение целостности и достоверности данных при передаче снизу вверх, отсутствие доступа к оперативным данным и возможностей анализа "план-факт" и т.д.

Корни возникновения  этих проблем лежат в тех функциях, которые традиционно предписываются финансовому планированию: планирование финансовых результатов (План прибылей и убытков) и распределение финансовых ресурсов между подразделениями (Бюджеты подразделений). Выполнение этих функций, как правило, прерогатива финансово-экономических служб, работающих в отрыве от других подразделений и использующих устаревшие технологии (MS Excel, в лучшем случае) и множество источников разнородных данных. А результатом такой работы является бюджет, в среднем состоящий из 200-230 позиций, на формирование которого уходит до 4,5 месяцев работы персонала финансовых подразделений (Hackett Group). Традиционная система планирования и бюджетирования живёт в отрыве от других уровней управления - стратегического и оперативного, равно как и от деятельности других функциональных структур, не обеспечивает механизмов увязки планов и бюджетов со стратегическими целями, не предоставляет средств оперативного анализа отклонений и соответствующей корректировки бюджетов, а потому не может выполнять в полной мере функций инструмента управления.

Обратимся, прежде всего, к проблемам, связанным с  организацией системы финансового  планирования. На рис 7 эти проблемы распределены по важности. Источником информации является богатый опыт работы в проектах по внедрению подобного рода систем и общение с руководителями финансовых служб предприятий (финансовые директора, начальники плановых отделов и др.). Важнейшей проблемой в этой области является реальность формируемых финансовых планов. Действительно, реальное и эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени - год, квартал. Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т.д.). В итоге, полученные ценой значительных усилий, планы не являются реальным инструментом управления, которое осуществляется по-прежнему - путем субъекти вного распределения оборотных средств по различным текущим статьям. Одной из ключевых причин этого факта является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. Второй важнейшей проблемой является оперативность составления планов. Даже хорошо проработанный план становиться ненужным, если опаздывает к заданному времени. Так месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Причины низкой оперативности хорошо известны управленцам, это: отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостоверность информации. Очень часто, процедуры формирования финансового плана строятся на недокументированных взаимоотношениях между отделами, телефонных звонках, нестандартных документах и проч.

Эти две проблемы неизбежно вызывают третью - прозрачность планов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования финансовых планов.

Отсутствие  последовательности операций, проходящей через все отделы и имеющей своей целью удовлетворении потребностей руководства в инструменте управления - финансовом плане, приводит к отрыву долгосрочных финансовых планов (например, на 1 год) от краткосрочных (месяц, неделя).

 

Рис. 7

 

 

Краткосрочные планы формируются по своим законам, и имеют целью распределение дефицитных оборотных средств предприятия по направлениям и проектам, руководители которых сумели выбить ресурсы из генерального директора и его заместителей. Конечно, сейчас встречаются предприятия, где эта проблема в значительной степени решена, но для большинства из них она продолжает оставаться актуальной.

Отметим еще  две проблемы - реализуемость планов и их комплексность. Под реализуемостью планов понимается их выполнимость с  точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, отсутствие дефицитов. Практика работы российских предприятий показывает, что очень часто принимаются к исполнению финансовые планы с дефицитом до 30-60%. Комментарии тут излишни. Комплексность планов означает, что помимо любимого всеми сотрудниками финансовых отделов плана по доходам и расходам, необходимы ещё реальные планы по прибылям и убыткам, изменению задолженности, плановый баланс. Все эти планы должны формироваться в виде, удобном для руководителей. Кроме того, целесообразно использовать инструменты факторного анализа, чтобы оценить возможные варианты развития событий при изменении ключевых плановых показателей (выручка, цена, стоимость сырья и т.д.)

Дополнительно следует отметить, что для большинства российских предприятий основными параметрами при составлении годового плана являются выручка, себестоимость и прибыль. Конечно, это ключевые показатели деятельности любого предприятия. Однако, в то же время, не считаются и не анализируются такие показатели, как: рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, оборачиваемость активов, запас финансовой прочности, темп экономического роста компании. Очень часто, на предприятиях не формируется плановый баланс и не анализируется его структура, не прогнозируется динамика изменения финансовой устойчивости и ликвидности. Отсутствие такого анализа на этапе долгосрочного планирования существенно снижает его эффективность, как инструмента управления предприятием.

Финансовый  план только тогда будет являться реальным инструментом управления компанией, когда его выполнение можно оперативно контролировать. Для этого нужна фактическая информация. Вот тут и необходимо обратиться в проблемам управленческого учета, так же остро стоящим перед предприятиями. На рис.8 фонд оплаты труда (P21) показаны типичные проблемы предприятий в области управленческого учета.

Ключевыми проблемами в области управленческого учета  являются низкая достоверность и  оперативность получаемых данных: каждый финансовый директор или главный бухгалтер хочет иметь оперативную информацию по себестоимости и прибыли, но то, что есть, их не удовлетворяет. Эти проблемы обусловлены различными причинами: это и недостаточная оперативность получения первичных учетных документов, территориальная удаленность подразделений предприятия, проблемы со связью, несоответствие системы аналитического учета задачам управления, нехватка человеческих и материальных ресурсов и др.

Многие управленческие отчеты не имеют необходимой для  менеджера информации, а вместо этого перегружены большим количеством ненужной информации. Например, часто ежедневные отчеты, предоставляемые финансовой службой, представляют собой таблицу длиной в несколько метров. В принципе, в системе есть вся необходимая информация, но, чтобы получить ответы на простые вопросы менеджеров о себестоимости продукта или загруженности оборудования, необходим день работы финансового отдела по анализу различных документов.

Эта ошибка приводит к тому, что управленцы либо тратят значительную часть своего времени на анализ отчетов, либо принимают решения интуитивно на основе косвенных данных.

Соответствие  отчетов предъявляемым к ним  требованиям необходимо выяснять у  пользователей этих отчетов (управленцев, менеджеров), а не у тех, кто эти  документы составляет.

В настоящее  время большинство компаний работают в условиях так называемой "лоскутной  автоматизации", в которой различные  участки учета разрознены и ведутся  в нескольких программах (для управленческого  учета, как правило, используется несколько  баз "1С", а для бюджетирования - MS Excel).

 

Рис. 8

 

 

Перенос данных из одной программы в другую часто  осуществляется вручную, что значительно  увеличивает вероятность ошибок, увеличивает затраты времени  сотрудников на обработку информации. При этом нет возможности сравнивать план с фактом в оперативном режиме. Такое положение вещей, как правило, связанно с тем, что в компании отсутствует единая концепция развития корпоративной информационной системы (КИС), и все развитие идет в режиме решения текущих задач.

Выход из этого состояния возможен путем формализации требования к единой автоматизированной системе бухгалтерского, управленческого учета и бюджетирования, путем разработки технического задания и выбора подходящей платформы для реализации интегрированной системы. В противном случае, как говорится, "скупой платит дважды": в виде постоянных расходов на "латание дыр" и дополнительных затрат на объединение разрозненных баз данных.

На наш взгляд, для успешной организации финансового  планирования на предприятии, и соответственно успешной работы предприятия необходимо:

•связать стратегию  с оперативным уровнем управления, то есть бюджетировать стратегически - создавать цели в их цифровом выражении  и контролировать их достижение;

•увязать между  собой все направления деятельности и работу всех подразделений организации;

•проигрывать  различные сценарии бюджета по принципу "Что будет, если…?": возможности  прогнозирования и моделирования  различных ситуаций позволяют оценить, как изменения бизнес-процессов  и бизнес - окружения скажутся на состоянии дел в компании;

•сократить  продолжительность бюджетного цикла;

•повысить достоверность  данных посредством вовлечения в  процесс планирования необходимого количества участников - руководителей  и функциональных менеджеров разных уровней;

•выявлять причины возникающих отклонений, прогнозировать их последствия и оперативно принимать управленческие решения;

•повысить оперативность  управления, предоставив руководству  реагировать на изменения внешней  и внутренней среды не раз в  год /квартал /месяц, а значительно чаще, вплоть до ежедневной оценки прогнозов выполнения планов;

•произвести оптимизацию  финансовых потоков, реальную оценку себестоимости  продукции.

При этом процесс  планирования станет действительно  динамическим: на смену эпизодическому (раз в месяц, квартал, год) планированию на основе устаревших данных придет регулярное планирование по отклонениям, основанное на достоверных оперативных данных, позволяющих оценивать эффективность работы по всем направлениям, выявлять проблемные участки и принимать своевременные корректирующие меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовый  план обеспечивает предпринимательский  план хозяйствующего субъёкта финансовыми  ресурсами и оказывает большое  влияние на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия, производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Информация о работе Финансовое планирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия