Управление рынком труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность рынка труда…………………………………………………………5
2. Преимущества и недостатки рынка труда в России………………………..10
3. Направления совершенствования рынка труда……………………………..17
Заключение………………………………………………………………….20
Список использованной ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

управление рынкомтруда.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

На рис.1 представлена динамика численности занятого населения в РФ в 2009-2012 гг.

Рис.1. Динамика численности  занятого населения в РФ в 2009-2012 гг., млн. чел.

 

Из рис. 1. видно, что  за последние годы занятость населения имеет тенденцию к снижению. Так, в 2011 году в сравнении с 2010 годом, количество занятого населения в экономике России снизилось на 0,2 млн. чел. По данным на 2012 г. численность занятого населения снизилась на 1,3 млн. чел. в сравнении с 2010 годом и на 1,1 млн. чел. в сравнении с 2011 годом.

На рис. 1 и 2 представлена структура занятых в экономике по формам собственности в 1992 г. и в 2011 г.

 

1-государственная, муниципальная; 2- частная; 3-собственность общественных  и религиозных организаций (объединений); 4-смешанная российская; 5-иностранная,  совместная российская и иностранная

Рис. 2. Структура занятых в экономике по формам собственности в 1992 г., в %

 

1-государственная, муниципальная; 2- частная; 3-собственность общественных  и религиозных организаций (объединений); 4-смешанная российская; 5-иностранная,  совместная российская и иностранная

Рис.2.3. Структура занятых в экономике по формам собственности в 2011 г., в %

Развитие институциональной  структуры занятости населения  в трансформационной экономике  характеризуется кардинальными  сдвигами в распределении работающих между предприятиями и организациями различных форм собственности. В настоящее время на частных предприятиях работают более половины занятых в экономике. Если в 1992 г. доля занятых в государственном секторе составляла 69,1%, а удельный вес работающих в частном секторе только 19,3% (рис.2), то в 2011 г. ситуация радикально изменилась. Доля государственного сектора в структуре занятых сократилась до 33,1%, а частного увеличилась до 55,4% (рис.3) .

Важной характеристикой  трансформационной экономики выступает  изменение структуры распределения трудового потенциала по видам занятий.

Динамика и структура занятости населения России по видам экономической деятельности представлена в табл. 1.

Таблица 1

Среднегодовая численность  занятых в экономике по видам  экономической деятельности, %

Показатели

Тыс. человек

В % к итогу

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

Всего занято в экономике

70792

75717

100

100

Из них по видам  экономической деятельности:

Сельское х-во, охота  и лесное хозяйство

7381

7106

11,1

10,6

Рыболовство, рыбоводство

138

133

0,2

0,2

Добыча полезных ископаемых

1051

1036

1,6

1,5

Обрабатывающие производства

11506

11255

17,2

16,8

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

1912

1917

2,9

2,9

Строительство

4916

5075

7,4

7,6

Оптовая и розничная  торговля

11088

11315

16,6

16,9

Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования

1163

1183

1,7

1,8

Гостиницы и рестораны

5369

5423

8,0

8,1

Транспорт и связь

858

928

1,3

1,4

Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда

4879

4936

7,3

7,4

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение

3458

3579

5,2

5,3

Образование

6039

6014

9,0

9,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

4548

4603

6,8

6,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2460

2492

3,7

3,7


Из табл. 1 видно, что большая часть населения занята в обрабатывающем производстве, оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве.

В условиях интенсификации и углубления экономического кризиса очень важно всесторонне проанализировать аспекты занятости как явления в российской экономике.

Итак, первый феномен  современной сферы занятости  населения, к которому должно адаптироваться трудоспособное население, – это само по себе наличие безработицы. Время поколебало достаточно абстрактное и отдающее эйфорией либерализма мнение, что безработица – это плата за эффективный труд и в то же время фактор повышения эффективности труда.

Следующая особенность сферы занятости населения кризисного периода, вытекающая из наличия безработицы, – это диктат работодателя, который ряд исследователей называют монопсоническим. Самая значительная выгода, к которой приводит работодателя его монопсоническое положение в сфере занятости, – это возможность опускать цену рабочей силы ниже прожиточного минимума.

Неотъемлемой чертой сферы занятости в эпоху кризиса  является сочетание жесткой конкуренции  при подборе персонала с корпоративно-личными  связями, тенденция к усилению которых проявляет себя при росте напряженности рынка труда.

Одним из изменений в  сфере занятости, требующих адаптации  является также то, что сами государственные  службы занятости переживают в настоящий  момент не лучшие времена. Если руководствоваться сугубо официальной статистикой, то можно сделать вывод, что Россия на протяжении последних двух лет переживает период экономического подъема, позволившего уменьшить численность регистрируемых безработных до уровня 1995 г. и даже еще ниже. А между тем, «благополучные» цифры отнюдь не всегда свидетельствуют о том, что произошли значительные сдвиги. Снижение уровня регистрируемой безработицы явилось не результатом каких-либо эффективных и продуманных шагов властей, а прямым следствием дефицита фондов занятости и сокращения по этой причине возможностей службы занятости оказывать помощь безработным.

Следующая по важности и  по существу особенность сферы занятости  – это наличие конкуренции  рабочей силы, что зачастую сопряжено  с конкурсами на вакантное рабочее  место.

Подводя итог, можно отметить, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению динамики численности занятого населения, что связано прежде всего с мировым финансовым кризисом. Основная масса занятого населения работают на частных предприятиях, при этом большая часть населения занята в обрабатывающем производстве, торговле и сельском хозяйстве.

Решение проблем современного рынка труда и занятости невозможно без анализа такого сложного социально-экономического явления как безработица.

На рис. 4. представлена динамика численности безработных в РФ.

Рис.4. Динамика численности безработного населения в РФ в 2009-2012 гг., млн. чел.

 

Из рис. 4. видно, что количество безработного населения в России в последнее время увеличивается.

Так, в 2011 году численность безработных увеличилась по сравнению с 2010 годом на 1,1 млн. человек. По данным на июль 2012 г. количество безработных выросло на 2,3 млн. руб., темп прироста составил 54,8% относительно 2010 г. Рост численности безработных связан с мировым экономическим кризисом. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.

В настоящее время  безработица всё набирает обороты: практически не осталось регионов и отраслей, которые она не затронула. Больше всего количество граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилось в Костромской, Липецкой, Смоленской, Тверской, Ульяновской, Калужской, Челябинской, Вологодской, Оренбургской и Новгородской областях.

В табл. 2 представлена структура общей безработицы по уровню образования по данных 2011 г.

Таблица 2

Структура общей безработицы по уровню образования в 2011 г. (% к итогу)

 

всего

высшее профессиональное

неполное высшее профессиональное

среднее профессиональное

началь-ное профессиональное

среднее (полное) общее

основ-ное общее

Россия

100,0

11,3

2,9

18,0

18,3

35,8

12,3

Центральный федеральный  округ

100,0

11,9

3,4

19,1

16,9

36,7

11,4

Москва

100,0

16,3

16,1

7,4

6,4

48,2

5,7

Московская обл.

100,0

15,7

3,3

23,0

10,1

35,6

12,3

Санкт-Петербург

100,0

26,1

5,6

17,7

19,1

26,9

4,6


 

Из табл.2 видно, что по уровню образования наибольший удельный вес среди безработных занимает население со средним общим образованием и высшее профессиональное образование.

По прогнозам Минэкономразвития  ситуация на рынке труда будет  ухудшаться, пик роста безработицы  придется на начало 2010 года. Улучшение  ситуации на рынке труда ведомство  ожидает лишь во втором полугодии 2013 г. В следующем году общая безработица продолжит расти, а среднегодовой показатель увеличится на 200 000 человек до 7 млн. — 9,6% экономически активного населения, Официально регистрируемая безработица не изменится — 2,2 млн. человек.

Таким образом, в последнее  время численность безработного населения значительно возросла, что связано с мировым экономическим  кризисом. Среди безработных наибольшую долю составляют люди со средним общим и высшим образованием.

 

 

3. Направления совершенствования рынка труда

 

Поскольку Россия является составной частью глобальной экономики, набирающие темп кризисные явления  не могли не привести к ухудшению  ситуации на отечественном рынке  труда, что объективно обуславливает  совершенствование регулирования рынка труда и поиска новых подходов к регулированию отечественного рынка труда.

В настоящее время  необходимы мероприятия, позволяющие  снизить напряженность на рынке  труда, сократить уровень общей  безработицы до минимально допустимого, повысить значимость правовых отношений в социально-трудовой сфере, обеспечить возможность достижения полной занятости с достойным уровнем оплаты труда, отменить ущемление прав человека на труд и трудовую дискриминацию [4, С.129].

В качестве комплекса  основных практических мер по повышению эффективности функционирования рынка труда в России в работе предлагается следующее.

1. Усилить роль государства,  политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека, где охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, а труд становится достойным занятием каждого гражданина.

2. Предприниматели и  государство должны видеть в  человеке наемного труда не  только рабочую силу или биоробота,  а прежде всего личность с постоянно растущими материальными и духовными потребностями.

3. Пересмотреть нормы  налогообложения. В российской  действительности должен работать  принцип «мы обеспечиваем государство  деньгами, а взамен получаем качественные  политические, экономические, социальные, военные услуги».

4. Отменить устаревшие  законодательные акты о труде,  а также дать право регионам  менять или вносить поправки  в федеральные законы, касающиеся  поддержки развития предпринимательства  в целях содействия занятости населения.

5. Увеличить финансирование  потерявших за годы реформирования  экономики отраслей народного  хозяйства - науки, медицины, сельского  хозяйства.

6. Развивать систему  подготовки работников за счет  средств федерального и муниципального  бюджетов и корпораций. Сюда относится не только усиление сотрудничества предпринимателей и высших учебных заведений, но и развитие системы дополнительного образования, занимающейся комплексным обучением желающих получить необходимые теоретические и практические знания в интересующей их области.

7. Хозяйственный механизм  повышения эффективности рынка  труда должен обязательно включать  в себя планирование, регулирование  и контроль за использованием  трудовых ресурсов. В этой связи  необходимо определить цели, задачи, средства реализации и четкий набор показателей рынка труда. Они должны быть общими для российского рынка труда и вместе с тем носить частный характер, ориентированный на специфику поведения региональных рынков труда.

8. Формировать развитую  систему мотивации к трудовой деятельности. Это может проявляться как в материальном росте вознаграждений за результаты труда, так и в форме социальной защиты работников (например, оплата лечения, отдыха, обучения и т.д.).

9. Усилить социальную  ответственность в реализации  следующих направлений: развитие и профессиональная подготовка персонала; охрана здоровья, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, обеспечение безопасности условий труда; организация детского отдыха; поддержание развития пенсионных и жилищных программ; благотворительная и спонсорская деятельности.

10. Формировать уважение  к контракту как к незаменимому  институту современной экономики,  к трудовому законодательству  как к основному судье на  рынке труда.

11. Для снижения остроты  потребности в рабочих кадрах и эффективного трудоустройства выпускников большую роль играет территориальный анализ потребностей рынка труда. По сути, речь идет о специализированном кадастре потребностей рынка труда, структурированном по годам и территориям.

12. Повысить значимость социального страхования [4, С.131].

Таким образом, подобно  всем процессам, протекающим в обществе, формирование и развитие рынка труда  в современной России - не самодостаточное  явление. Это зеркало, отражающее положение  в экономике, политике и идеологии данного общества. Успешная реализация предлагаемого комплекса мероприятий позволит повысить эффективность функционирования рынка труда в России и снизить остроту деформаций в социально-трудовой сфере.

Информация о работе Управление рынком труда