Типичные ошибки в бизнес планировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы, не утратив своего традиционного назначения, разрабатываются практически всеми ведущими компаниями на постоянной основе. Они являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования. Бизнес-планы разрабатывают заводы и отделы, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Б.план.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Разработка экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными - ориентиры - более отдаленная цель, так и количественными - задания.

Между этими показателями существует взаимосвязь: стратегия, вырабатываемая на высшем уровне, становится целью  и ориентиром в низовых звеньях  управления. В связи с этим следует различать:

Цели общие:

Отражают концепцию развития фирмы  и разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные направления программы развития фирмы. Здесь происходит ранжирование по принципу приоритетности по следующей схеме:

 

 

 Обеспечение максимальной рентабельности  при имеющемся наборе видов  деятельности, определяемом следующими  показателями: объем продаж, уровень  и норма прибыли, темпы ежегодного  прироста объема продаж и прибыли,  доход на одну акцию, доля  на рынке, структура капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции;

 обеспечение устойчивости положения  фирмы как цели глобальной  политики по следующим направлениям: расходы на исследование и  разработку новых продуктов; потенциал конкурентноспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов;

 Разработка новых направлений  развития, новых видов деятельности  фирмы, что предполагает разработку  структурной политики, включая диверсификацию  продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов.

 

Специфические цели.

 Разрабатываются в рамках  общих целей по основным  видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях:

 Определение рентабельности  по каждому отдельному подразделению,  выступающему центром прибыли.  Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте страны базирования) и в виде плановых заданий на каждый год или на конец планового периода. Первостепенное значение придается норме прибыли. При расчете этого показателя на инвестированный капитал последний определяется по-разному:

 собственный капитал за вычетом  обязательств; 

 собственные средства плюс  долгосрочных долг;

 основные средства за вычетом  амортизации. В сопоставлении  с данными прошлых лет этот  показатель выступает важнейшим  не только в планировании, но и в контроле, и играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности фирмы. Рентабельность может устанавливаться как на уровне высшего звена, так и на нижнем уровне управления;

 Другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях (по маркетингу, в области научных исследований и разработок, по производству, в области финансов;

 Цели филиалов и дочерних  компаний, формируемые обычно материнской  компанией, сводятся к следующим:  увеличение продаж и темпов  роста компании; повышение доли  компании на рынке; рост прибыли;  “вживание” филиала и его  вклад в развитие экономики  принимающей страны (рост экспорта, рост доли местного рынка в снабжении филиала сырьем и полуфабрикатами).

На современном этапе развития возрастающее значение приобретает  совершенствование экономических  методов управления. В связи с  этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки, т. е. стратегическому планированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому детально разработанный бизнес-план предполагает:

 

- определение  текущих и перспективных потребностей  покупателей, анализ способов  использования данной продукции  и особенностей покупательского  поведения на рынке;

 

- оценку  существующих аналогов конкурентов;

 

- критическую  оценку выпускаемого предприятием  ассортимента продукции с позиции  покупателя;

 

- решение  вопросов, касающихся внесения изменений  в ассортимент продукции за  счет отказа от производства  товаров, ставших неконкурентоспособными, и включения новых;

 

- изучение  возможностей производства новых  или усовершенствованных изделий  и услуг с учетом цен, издержек  и рентабельности;

 

- тестирование  товаров с учетом потенциальных  потребителей с целью выяснения  их приемлемости по основным  показателям;

 

- разработку специальных рекомендаций для соответствующих подразделений компании относительно качества, формы, цены, наименования и товарной марки, упаковки, сервиса и т.п. на основе результатов проведенных испытаний;

 

- оценку  и пересмотр в случае необходимости всего ассортимента, чтобы устранить ошибки, допущенные ранее при планировании ассортимента.

 

1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ФИРМЫ

 

1.1. Задачи  планирования деятельности фирмы.

Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность  на перспективу в финансовых, материальных, трудовых ресурсах, источники их получения, а так же уметь точно рассчитать эффективность использования имеющихся  средств в процессе роботы своей фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:

- повышение контролируемой доли  рынка.

- предвидение требований потребителя.

- выпуск продукции более высокого  качества.

- обеспечение согласованных  сроков поставок.

- установление уровня цен с  учетом условий конкуренции.

- поддержание репутации фирмы  у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости  от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

1. Планирование роста прибыли.

2. Планирование издержек предприятия,  и, как следствие, их уменьшение.

3. Увеличение доли рынка, увеличение  доли продаж.

4. Улучшение социальной политики  фирмы.

Состояние конкуренции на рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами

1. Соперничество среди конкурирующих  продавцов.

2. Конкуренция со стороны товаров,  являющихся заменителями и и  конкурентоспособных с точки  зрения цены.

3. Угроза появления новых конкурентов.

4. Экономические возможности и  торговые способности поставщиков.

5. Экономические возможности и  торговые способности покупателей.

Давление на противников зависит  от того, является ли фирма-инициатор  доминантной фирмой, с ощутимым рыночным влиянием, посредственной фирмой, или действия могут быть спрогнозированы на время, фирмой испытывающей финансовые затруднения, чьи стратегии основаны на отчаянных попытках.

Движущие силы, способные влиять на рыночные условия и интенсивность  действия сил конкуренции:

- Быстрый или медленный рост  долгосрочного спроса.

- Изменения в составе покупателей  и способах использования продукта.

- Обновление продукта.

- Инновация.

- Маркетинговые инновации.

- Вход или выход крупных фирм.

- Рассеивание технических и  технологических достижений.

- Изменения в издержках и  эффективности.

- Появление покупательски дифференцированного  выбора товаров вместо товаров  массового потребления (или набора).

- Изменения в государственной  политике и регулировании.

- Уменьшение неопределенности и риска.

Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы:

1. Увеличение числа конкурирующих  фирм.

2. Медленный рост спроса на  продукцию.

3. Возможность фирм использовать  понижение цен или другие методы  увеличения продаж.

4. Недостаточная дифференцированность товаров.

5. Увеличение размеров отдачи  от стратегических маневров.

6. Уход из бизнеса становится  дороже, чем продолжение конкуренции.

7. Увеличение различий между  фирмами в смысле их стратегий,  кадрового состава, ресурсов и  так далее.

8. Поглощение фирм и внедрение новых сильных конкурентов.

Условиями, которыми должна располагать  фирма, чтобы адекватно отвечать на вызов внешней среды является:

- Способность к макроэкономическому  анализу ситуации в стране  и за ее пределами.

- Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей.

- Способность к анализу экономической  конъюнктуры рынков товаров и  услуг, позволяющих эффективно, своевременно  и качественно удовлетворить  обнаруженные нужды, потребности  и запросы.

- Способность к анализу экономической  конъюнктуры рынков факторов  производства.

 

- Способность к выдвижению конкурентносных  идей.

- Способность к реализации этих  идей.

- Способность к обеспечению  независимости фирмы от изменения  конъюнктуры рынков товаров, факторов производства за счет внешней гибкости производственных сил.

- Способность к обеспечению  внутренней гибкости за счет  оснащения средствами технологического  оснащения и другого оборудования.

- Способность к обеспечению  за счет плодотворной технологии.

- Способность к обеспечению  за счет формирования адекватного  изменения целей кадрового потенциала.

- Способность осуществлять изменения  архитектурно планировочных решений,  адекватно изменениям целей производственных  сил.

- Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемой для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка.

- Способность обеспечить выпуск  товаров и услуг в необходимых  объемах.

- Способность обеспечить высокую  эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы.

- Способность обеспечить эффективную  разработку и реализацию стратегической  программы технологического и  социального развития фирмы.

Цели должны быть:

1. Цели должны быть конкретными и измеримыми.

2. Ориентированы во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными).

3. Достижимыми.

4. Взаимоподдерживающими (непротиворечивыми).

Таким образом основной задачей  планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.

Цели фирмы:

1. Общие (глобальные), разработанные  для фирмы в целом:

а) отражают концепцию фирмы;

б) разработаны на длительную перспективу;

в) определяют основные направления  программ развития фирмы;

г) должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами;

д) ранжирование целей по принципу приоритетности.

2. Специфические цели разрабатываются  в рамках общих целей по  основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

Другие специфические цели (подцели):

- по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);

- научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции,  технологический уровень);

- производство (издержки, качество, экономия  материальных ресурсов, новая и  усовершенствованная продукция);

- финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);

 

1.2. Особенности планирования

Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или во всяком случае очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.

В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным.

Относиться к подобного рода обстоятельствам следует философски, ведь если было бы возможно владеть  всей опорной информацией, экономике  не потребовались бы менеджеры в  современном понимании этого  слова, да и специалисты множества других профессий.

Информация о работе Типичные ошибки в бизнес планировании