Технологии стратегического планирования на примере фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Также целью курсовой работы является определение возможных путей развития стратегического планирования на предприятии.
Объектом исследования является ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».
Предмет исследования – стратегическое планирование на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Изучение понятия стратегического планирования, его сущность, функции, структуру.
Изучение преимущества и недостатков стратегического планирования.
Проанализировать стратегическое планирование на предприятии ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».

Вложенные файлы: 1 файл

Борисовский Опытный лесхоз.docx

— 274.37 Кб (Скачать файл)

 

Примечание. Источник: собственная разработка

Из приведенных данных видно, что за 2012 – 2014 годы объем заготовки ликвидной древесины возрос на 104,4 %, объем освоения расчетной лесосеки остался на прежнем уровне, так же как и объем рубок ухода в молодняках. Незначительное колебание показателей объемов лесовосстановления и рубок, размером освоения расчетной лесосеки объясняется тем, что данные показатели по бюджетной деятельности доводились до лесхоза сверху.

Объем производства продукции в действующих ценах возрос к 2014 году почти в полтора раза, это обусловлено увеличением объемов продукции переработки в общем объеме вырубаемой древесины, а также увеличением объемов экспорта. Среднегодовая численность по бюджетной деятельности также изменилась до 107,9 %, что объясняется некоторыми изменениями в территориальном составе лесхоза, а также изменениями в организационной структуре предприятия.

Далее в табл. 2.2. приведем и проанализируем технико-экономические показатели работы предприятия по коммерческой деятельности.

Таблица 2.2.

Технико-экономические показатели за 2012-2014 годы по коммерческой деятельности лесхоза

Наименование показателей

Единица измерения

2012

год

2013

год

2014

год

Темп роста за 2013/

2012 гг., %

Темп роста за 2014/

2013 гг., %

1.Объем производства продукции  в сопоставимых ценах

млн. р.

2407

2479

2714

102,99

109,48

2.Запасы готовой продукции на  конец отчетного периода 

млн. р.

29

90

48

310,34

53,33

3.Выручка от реализации продукции

млн. р.

2675

3037

3927

113,53

129,31

выручка, оплаченная:

млн. р.

2612

2922

3896

111,87

133,33

денежными средствами

млн. р.

2190

2517

3494

114,93

138,82

не денежными средствами

млн. р.

422

405

402

95,97

99,26

4.Объем экспорта

млн.р

1337

1329

1476

99,36

111,07

5.Себестоимость реализованной продукции

млн. р.

2105

2437

2625

115,77

107,71

6.Доля материальных затрат в с/с товарной продукции

%

62,7

62

67,5

98,88

108,87

7.Прибыль от реализации продукции

млн. р.

296

305

834

103,04

273,44

8.Уровень рентабельности продаж

%

12,6

11,3

21,2

89,68

187,61

9.Уровень рентабельности реал. продукции

%

14,4

12,8

31,8

88,89

248,44

10.Прибыль до налогообложения

млн. р.

240

243

733

101,25

301,65

11.Чистая прибыль

млн. р.

150

155

509

103,33

328,39

12.Средства организации на отчетную  дату, в том числе:

млн. р.

2982

3033

2627

101,71

86,61

-внеоборотные активы

млн. р.

858

920

1189

107,23

129,24

-оборотные активы

млн. р.

2124

2113

1438

99,48

68,05

13.Численность работников в среднем  за период

чел.

69

70

69

101,45

98,57

14.Размер тарифной ставки ПП 1-го  разряда

р.

95900

95900

130000

100,00

135,56

15.Среднемес.заработная плата на 1 раб. ППП

тыс. р.

437

519

609

118,90

117,28


 

Примечание. Источник: собственная разработка

Из приведенных показателей видно, что объем производства продукции за приведенные годы постоянно возрастал, запас готовой продукции на конец 2014 года уменьшился по сравнению с 2013 годом почти вдвое, соответственно темп роста выручки от реализации за 2013-2014 годы составил 129,31 %, причем в ее составе увеличилась доля, оплаченная денежными средствами.

За 2013-2014 годы был увеличен объем экспортируемой продукции до 111,7 % за счет поставок на внешний рынок балансов березовых, еловых, сосновых и осиновых, технологического сырья мягколиственных пород. Основными странами, с которыми предприятие взаимодействует на внешнем рынке являются Финляндия, Литва, Латвия, Россия, Польша.

Уровень рентабельности реализованной продукции в 2014 году составил 31,8 %, это обусловлено тем, что темп роста себестоимости реализованной продукции значительно ниже темпа роста прибыли от реализации.

К 2014 году значительно уменьшились средства организации за счет уменьшения оборотных активов до 68 % по сравнению с 2013 годом.

2.2. Анализ внешней и внутренней среды функционирования  предприятия ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»

 

Анализ факторов внешней среды дает возможность выявить особенности социально – экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое или косвенное воздействие на организацию.

Факторы внешнего окружения предприятия подразделяются на среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает следующие факторы:

- поставщики;

- конкуренты;

- потребители;

- законы и государственные органы.

Рассмотрим в отдельности каждый из этих факторов по отношению к предприятию Борисовский лесхоз.

Поставщики. На любом предприятии для анализа очень важна степень зависимости от поставщиков, обеспечивающих поставку материалов, оборудования, энергии.

В ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в производственном процессе промышленной деятельности в качестве сырья используется древесина собственного производства, полученная в порядке проведения рубок главного пользования, рубок ухода за лесом и санитарных рубок, поэтому нет необходимости в привлечении поставщиков производственных ресурсов.

Конкуренты. Для любого предприятия очень важно следить за конкурентоспособностью его продукции по отношению к продукции конкурентов, наличием конкурентного преимущества выпускаемой продукции.

В качестве конкурентов Борисовского лесхоза можно рассматривать все лесхозы, располагающиеся на территории Республики Беларусь, однако они существенно отличаются по географическому положению, что влияет на состав произрастающих лесных пород, по ведению коммерческой деятельности, расположению относительно транспортных путей, также не все лесхозы экспортируют выпускаемую продукцию.

По отношению к продукции других лесхозов конкурентное преимущество при реализации продукции обусловлено следующими факторами:

- предложение по реализации лесоматериалов на различных условиях франкировки.

- увеличение сортности отгруженной продукции;

- сортировка лесоматериалов круглых по диаметрам;

- реализация пиломатериалов, отсортированных согласно ГОСТов.

Так же для стимулирования продвижения товаров на рынок применяется гибкая система расчетов с предоплатой.

Положение относительно транспортных путей: в районе расположения лесхоза широко развита сеть путей транспорта общего пользования и лесохозяйственными дорогами. Все грунтовые дороги находятся в удовлетворительном состоянии. На территории лесхоза проходит железная дорога широкой колеи Минск-Москва. Шоссейные дороги улучшенные и профилированные грунтовые круглогодично используются лесхозом для лесохозяйственных нужд. Пропускная способность их достаточна. Существующая в лесхозе сеть путей транспорта удовлетворяет потребности лесного хозяйства.

Потребители. На экспорт лесхоз поставляет пиломатериалы обрезные хвойных пород, балансы березовые, еловые, сосновые и осиновые, технологическое сырье мягколиственных пород. Основными потребителями, с которыми предприятие взаимодействует на внешнем рынке являются:

- Папер-квидзин (Польша);

- Неманский ЦБК и Советская бумага (Россия);

- Юрген (Латвия);

- ЮПМ Кюммене (Финляндия)

- А и М (Литва).

В 2014 году предусматривается структура поставок продукции по рынкам сбыта, представленная в табл. 2.3.

Таблица 2.3. 

Структура поставок продукции по рынкам сбыта, млн.р.

Показатели

2014

год

Удельный вес в общем объеме реализации, %

1 Выручка от реализации товарной продукции, всего:

4029

100,0

- внутренний рынок

3168

78,6

- экспорт

861

21,4

1.1 Лесоматериалы круглые

( вывозка), всего

2855

70,9

- внутренний рынок

1994

49,5

- экспорт

861

21,4

1.2 Пиломатериалы и заготовки, всего:

1121

27,8

- внутренний рынок

1121

27,8

- экспорт

   

1.3 Прочая продукция

53

1,3

- внутренний рынок

53

1,3

- экспорт

-

-


Примечание. Источник: собственная разработка

Внутренний рынок древесины в круглом виде в настоящее время еще формируется. Приоритетным направлением реализации деловой древесины в заготовленном виде на 2014 г. является реализация ее через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» как самим лесхозом, так и по договорам с УП «Беллесэкспорт».

ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в 2014 году планирует поставлять балансы сосновые Светлогорскому ЦКК, фанерное сырье предприятиям концерна «Беллесбумпром» (Пинскдрев и Борисовдрев), пиловочник продавать через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», а дрова Райтопсбыту, ЖКХ и населению. Часть древесины поступает на обработку в собственный производственно-мастерский участок.

Законы и государственные органы. Влияние данного фактора на лесхоз очень велико, так как учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Законами, Декретами, Указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Совета Министров РБ, нормативными актами, издаваемыми вышестоящими органами лесного хозяйства.

Среда косвенного воздействия включает следующие факторы:

- состояние экономики и рынка, тенденции развития;

- научно-технический прогресс;

- система государственного регулирования;

- международные события.

Международные события. Для предприятий, которые экспортируют выпускаемую продукцию и имеют постоянных потребителей на зарубежных рынках очень важно тщательно следить за всеми событиями, происходящими в мире, заключаемыми между странами соглашениями, изменениями таможенных тарифов и пошлин. Это необходимо для своевременного реагирования на изменения, возможного извлечения выгоды либо избегания незапланированных убытков.

Научно-технический прогресс. Также велико влияние научно-технического прогресса на деятельность предприятия. В настоящее время, чтобы сохранить конкурентоспособность, предприятие вынуждено идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность его деятельности.

Состояние Борисовского лесхоза по отношению к научно-техническому прогрессу нельзя назвать удовлетворительным. На предприятии используются достаточно старые технологии лесозаготовок и деревообработки, не все сотрудники, нуждающиеся в персональных компьютерах, обеспечены ими, а имеющиеся компьютеры не объединены в единую локальную сеть, так же не используется специальное программное обеспечение. Все это не способствует эффективному обмену информацией между отделами и отдельными сотрудниками и является существенным недостатком, однако за последние годы ситуация несколько улучшилась.

Система государственного регулирования. Борисовский лесхоз является государственным учреждением, поэтому влияние данного фактора на предприятие необычайно велико. Основные цели и стратегические направления Борисовского лесхоза по бюджетной деятельности разрабатывается в соответствии с Программой развития лесного хозяйства на 2014-2018 годы утвержденной постановлением Совета Министров от 29 декабря 2012 года №1760, Отраслевыми рекомендациями по разработке бизнес-планов развития организаций лесного хозяйства на год, утвержденными приказом Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 11.12.2012г. №310. На основании приведенных документов Министерство лесного хозяйства определяет основные направления, цели и задачи развития лесхоза на очередной год, доводятся плановые показатели, обязательные к выполнению.

Состояние экономики и рынка, тенденции развития. Состояние экономической среды имеет первостепенное значение для деятельности предприятия. Необходимо постоянно оценивать и контролировать такие факторы экономического развития, как темпы инфляции, уровень занятости, курсы валют и многое другое. Важно умение предугадать развитие экономики, ее рост, спад. Ведь спад в экономике ведет к снижению платежеспособности потребителей, что ведет к необходимости сокращать объемы производства и наоборот.

Анализ факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает: производственная структура организации; ресурсы; производственные мощности; культура организации.

Производственная структура организации. Производственная структура организации представлена 18 лесничествами. Но мы рассмотрим только 5наиболее важные, которые указанными в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4.
Структура лесохозяйственного предприятия

 

Наименование лесничества

Площадь, тыс. га

Количество, шт.

общая

в т.ч. покрытая лесом

мастерских участков

обходов

Борисовское

6633

6065

2

12

Пригородное

4914

4267

2

10

Черневское

8380

7178

2

16

Слободское

6447

5800

2

13

Печинское

7127

6259

2

14

Итого

33501

29569

10

65

Информация о работе Технологии стратегического планирования на примере фирмы