Роль школьной библиотеки в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования.
Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная 1.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Введение

 
В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.

Забота о воспитании является важнейшей государственной задачей и одновременно привлекает внимание общественных объединений, средств массовой информации, религиозных конфессий.

Поскольку судьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, то, следовательно, юные читатели должны быть приоритетной группой. Их воспитанием непосредственно занимаются семья, образовательные и внешкольные учреждения.

Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования.

Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире.

Развитие образования сегодня невозможно без развития библиотеки образовательного учреждения и в первую очередь –школьной библиотеки.

 

Роль школьной библиотеки в учебном процессе

 
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека.

В работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.

1)Временной фактор или  фактор времени. Библиотекарь и  ребенок находятся рядом в  течение десяти лет, что позволяет  наблюдать за развитием ребенка.

2)Личностный фактор - фактор  сопричастности, сопереживания. Библиотекарь  и ребенок. Их отношения складываются  на личностном уровне (решение  проблем общения, одиночества и  др.)

3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе  с другими учителями. Это позволяет  видеть в ребенке не только  читателя, но и ученика.

4)Фактор - читательский опыт  библиотекаря и его влияние  на читателя - ребенка.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

 

 Состояние  фондов школьных библиотек

 

Библиотеки, осуществляющие информационно-библиотечное обслуживание системы образования, находятся в подчинении двух министерств: культуры и массовых коммуникаций, образования и науки. Если первые- самостоятельные науки, сами выбирающие приоритеты своей деятельности, то вторые- как структурные подразделения образовательных учреждений- ориентированные на потребности обслуживаемого учреждения и рассматривают свою деятельность как часть педагогического процесса. Однако специалисты и тех, и других библиотек выделяют в качестве особого важного направления работу с учащейся молодежью.

В 21 веке значительно возрос поток информации, специально адресованной школьной библиотеке.

До середины 70-х годов школьная библиотека развивалась как обычная детская, с той разницей, что ее функции, задачи и, соответственно, фонды были ориентированы лишь на поддержку учебно-воспитательного процесса. На уровне законодательных актов федерального значения статус школьной библиотеки до сих пор практически не обозначен.

На данный момент имеется три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки практики на роль школьных библиотек в будущем и деятельность школьного библиотекаря. Суть первого - в создании на базе школьных библиотек подразделений медиатек, или школьных библиотечых медиацентров, дополнения функции библиотекаря обязанностями медиаспециалиста; второй состоит в том что библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции информатора; третий- в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательных учреждений со специфическими функциями.

Рассмотрим более подробно предлагаемые подходы.

Приоритетность информационно-библиотечной работы с медиадокументами практически означает полное исчезновение школьных библиотек как самостоятельное подразделение образовательных учреждений. Автор концепции школьной медиатеки Е.Н. Ястребцева считает, что библиотеку пора реорганизовать в школьный библиотечный медиацентр с непременной сменой названия. Впрочем, в собственных рекомендациях автор продолжает использовать термин «библиотека», обозначая им составную часть школьного библиотечного медиацентра.

При ближайшем распространении выясняется, что роль и новые функции библиотекаря порой весьма сходны с его нынешними функциями.

Значительная часть библиотек имеет кино- , фото- и фонодокументы, а наиболее «продвинутые »- электронные носители информации, используются возможности локальных и глобальных компьютерных сетей. Появляются изменения в видовом и содержательном составе фондов: они формируются качественными ученическими рефератами, научными изданиями.

Большинство образовательных учреждений располагают, как правило, основными учебниками из Федерального перечня, что, естественно, ограничивает выбор учителей и учащихся, затрудняет реализацию вариативных учебных программ, дополнительных учебных курсов и дисциплин.

Деятельность школьных библиотек по использованию учебных фондов наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов; объем книговыдачи приближается к объему фонда учебной литературы; специализированный справочно-библиографический аппарат к фонду учебников создан повсеместно и поддерживается на высоком профессиональном уровне. Библиотеки контролируют процесс работы с учебниками и регулярно отчитываются о ней перед органами управления образованием.

Школьные библиотеки отказываются от единовременной выдачи комплектов учебников в сентябре сроком на весь учебный год. Теперь этот процесс ведется в течении всего года, что связано с круглогодичной поставкой изданий, выпуском новых, использованием альтернативных учебников, необходимость обращения к изданиям прошлых лет при изучении отдельных тем и подготовки рефератов и докладов.

Таким образом, работа с учебным фондом объемна, разнообразна по содержанию и технологиям и требует от школьных библиотек весомых трудозатрат.

Цели деятельности современной школьной библиотеки

 

-содействие формированию  мировоззрения читателей;

-пропаганда среди читателей  общечеловеческих нравственных  ценностей;

-правовое, экологическое  и эстетическое воспитание школьников;

-информационная поддержка  образовательной и самообразовательной  деятельности.

В настоящее время можно говорить о том, что к данным целям, не потерявшим актуальность до настоящего времени, добавляется подготовка читателей к жизни в условиях информационного общества, их адаптации к современному сложному информационному пространству.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество - это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации, и тем самым – к образованию, духовным и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Таким образом, можно говорить, что все перспективные цели деятельности школьных библиотек связаны между собой, дополняют друг друга и, как правило, реализуются в комплексном единстве. Перспективные цели деятельности в обобщенном виде закрепляются в миссии библиотеки.

 

Уровни организации деятельности школьных библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

 

1. Федеральный  уровень

 Основные направления  реализации программы

 Нормативно-правовое  обеспечение реализации программы:

 ● Разработка и  внесение дополнений в Федеральные  законы «Об образовании» и  «О библиотечном деле», определяющие  статус школьных библиотек, соответствующий  их миссии в реализации ФЦПРО;

 ● Внесение школьных  библиотек в образовательные  проекты и программы;

 ● Создание Федерального  центра развития школьных библиотек  на базе существующих научных  структур Минобрнауки России (при участии РШБА);

 ● Разработка нормативов  обязательного финансирования школьных  библиотек; выделение финансирования  комплектования фондов отдельной  строкой в бюджете школы;

● Проведение исследований состояния фондов библиотек и принятие обоснованных решений об объемах финансирования;

● Нормативное обеспечение развития кадрового потенциала школьных библиотек (типовое штатное расписание школьной библиотеки, медиацентра, ориентированное на усложнение задач и увеличение объема работы школьной библиотеки);

● Анализ зарубежного и регионального законодательства в области образования и библиотечного дела, выявление эффективных подходов к определению роли школьной библиотеки и перенос существующего положительного опыта в Федеральное законодательство Российской Федерации;

● Принятие конкретных мер по повышению социального статуса школьных библиотекарей как равноправных членов педагогических коллективов (увеличение социального пакета.

2. Региональный  уровень школьного библиотекаря:

 ● Разработка индикаторов  уровня развития школьных библиотек  и эффективности реализации Концепции;

 ● Создание условий  для базовой профессиональной  подготовки специалистов для  школьных библиотек. Введение специальностей  библиотекарь-педагог, библиотекарь-медиаспециалист;

● Разработка модельного стандарта на организацию обучения основам информационной культуры личности в условиях библиотек общеобразовательных учреждений.

● Обновление нормативной базы деятельности школьной библиотеки, ориентированное на их повсеместное развитие (Положение о школьной библиотеке, медиацентре и сопряженные с ними документы);

● Материальнотехническое обеспечение деятельности школьной библиотеки, обеспечивающее возможность активного участия в реализации Концепции;

● Разработка региональных Концепций и подпрограмм, ориентированных на существенное пополнение основных и учебных фондов школьных библиотек;

 ● Включение школьных  библиотек в региональные программы  информатизации;

● Организация мониторинга развития школьных библиотек региона;

● Разработка проектов развития современной системы повышения квалификации школьных библиотекарей, ориентированной на использование различных моделей и форм постдипломного обучения;

● Разработка дополнительного регионального социального пакета для школьных библиотекарей;

● Разработка комплекса нормативно методических документов по организации Уровень Основные направления реализации программы реализации программы

 3. Территориальный уровень (уровень области и/или крупного города) информационной подготовки и формированию информационной культуры учащихся в условиях школьной библиотеки:

 ● Усиление методического  сопровождения деятельности школьной  библиотеки (расширение функций  методистов по фондам учебной  литературы до методистов по  организации деятельности школьной  библиотеки);

 ● Финансирование  программ комплектования фондов  школьных библиотек;

 ● Содействие развитию  системы повышения квалификации  и дополнительного образования  школьных библиотекарей, кадровый  менеджмент специалистов школьных  библиотек;

● Оказание активного содействия развитию социального партнерства школьных библиотек с библиотеками других типов, учреждениями культуры, спортивными и общественными организациями;

● Содействие объединению школьных библиотекарей в профессиональные общественные организации (территориальные отделения РШБА);

 ● Выявление и широкое  распространение инновационного  опыта школьных библиотек;

● Включение школьных библиотек в территориальные программы по поддержке и развитию чтения населения территории;

● Разработка мер экономического и информационного поощрения лучших школьных библиотекарей, в том числе введения номинаций «Школьный

 

Заключение

 

Подход - вот что является основным фактором, влияющим на положение библиотеки в школе, ее роль и место в ней. Имеется в виду подход и руководства, и учителей, которые пользуются школьной библиотекой (или не пользуются, что тоже случается), и, главное самих учащихся. Например, подход проявляется в том, что школа видит назначение своей библиотеки в обучении учащихся пользованию библиотеками, в овладении библиотечной культурой. Или же библиотека рассматривается как информационное учреждение для всей школы, действующее в рамках учебного плана.

Каждая библиотека уникальна - это очевидно на уровне простого наблюдения. Крупные библиотеки располагают огромными фондами, впечатляющей архитектурой и сложными средствами поиска, но их недостаток в ограничениях, касающихся пользованиями фондами, в длинных очередях читателей и т. п. В публичных библиотеках книг меньше, но они более доступны и дополняются видеоматериалами, аудиокассетами и т. д. Библиотеки колледжей и школ во всех отношениях скромнее, они формируют более специфические фонды, поскольку ориентированы на конкретные учебные программы, обычно хуже обеспечены современными техническими средствами.

Информация о работе Роль школьной библиотеки в учебном процессе