Роль банков экономической системе СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена и международными причинами. Развернувшиеся в мире процессы глобализации ведут к стиранию граней между национальными системами денежного обращения. В результате образуется единое финансовое пространство, мировой рынок капитала. Российская экономика не может находиться в стороне от мировых интеграционных процессов: изоляция отрицательно скажется на проведении рыночных реформ в стране. Но и полная открытость экономики в условиях незрелой кредитно-денежной системы, слабой национальной валюты превращает страну в средство решения внутренних проблем развитых стран. Поэтому трудно переоценить актуальность научной разработки условий и вариантов эффективного вхождения кредитно-денежной системы России в международные экономические отношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-5
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ СССР…..….6-19
1.1.Банковская система в период революционных потрясений……………6-13
1.2.Декрет о национализации банков……………………………………….14-15
1.3.Банковская система в послевоенный период…………………………..16-19
ГЛАВА 2. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В СССР………………………...............20-36
2.1.Формирование системы банков СССР ………………………………...20-32
2.2.Роль банков экономической системе СССР……………………………33-38
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

В качестве целей формирования двухуровневой банковской системы всегда выступают: а) предотвращение бесконтрольной денежной эмиссии для покрытия дефицита государственного бюджета; б) поддержание стабильности в экономике путем контроля над денежным обращением и кредитным рынком; в) направление аккумулированных кредитных ресурсов в реальный сектор экономики.

«Государственный банк нуждается в коренной реформе, чтобы сделаться солидным центральным эмиссионным банком, регулирующим денежное обращение в стране, руководящим политикой частных банков и надзирающим за их деятельностью. Рядом с ним необходим центральный сельскохозяйственный банк... Необходим и центральный промышленный банк... Оба банка не могут быть организованы без помощи и содействия правительства, но здесь необходимо участие и частного элемента. Вся эта реформа довольно проста и вполне осуществима...», — отмечал П. П. Мигулин, автор одного из самых известных исторических исследований отечественной банковской системы.

Понимание необходимости двухуровневой банковской системы возникает на определенной ступени концентрации и централизации денежных ресурсов, отвечает определенным задачам, стоящим перед национальной экономикой. Однако мало провозгласить ее создание, она должна и функционировать. К условиям, при которых она становится возможной, относятся: выведение государственного (центрального) банка из-под контроля исполнительной власти, стабильность в национальной хозяйственной системе, наличие многоступенчатого кредитного рынка.

Грандиозная задача проведения индустриализации страны при достигнутом укреплении рубля и сбалансированности государственного бюджета требовала реформирования кредитной системы. Между банками не было четкого разграничения функций, они могли самостоятельно устанавливать процентные ставки по вкладам и кредитам, конкурировать. В годы нэпа пришло понимание целей формирования двухуровневой банковской системы: предотвращение бесконтрольной денежной эмиссии для покрытия дефицита государственного бюджета; поддержание стабильности в экономике путем контроля над денежным обращением и кредитным рынком; направление аккумулированных кредитных ресурсов в реальный сектор экономики.

Решающую роль на формирование двухуровневой банковской системы страны оказало принятие постановления ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г.163 «О принципах построения кредитной системы». В соответствии с ним на Государственный банк, эмиссионный центр страны, возлагалось общее руководство всеми специализированными банками, разграничивались клиенты банков.

В соответствии с п. 1 первого раздела постановления «непосредственное руководство всей кредитной системой» было возложено на Государственный банк Союза ССР. Ему предоставлялось право: —

непосредственного наблюдения за использованием банками кредитов; —

получения от всех кредитных учреждений балансовых данных, сведений об открытых кредитах и задолженности отдельных клиентов, а также текущих счетах и вкладах государственных органов; —

оказания поддержки кредитным учреждениям в периоды их кассовых затруднений.

Каждому банку второго уровня открывался контокоррентный счет. Кредитные учреждения обязывались передавать Госбанку свободные резервы в размерах, устанавливаемых Комитетом по делам банков.

Второй раздел постановления определял разграничение функций и согласование операций кредитных учреждений. За каждым общесоюзным банком (Торгово-промышленный, Акционерный по электрификации, Центральный сельскохозяйственный, Центральный коммунального хозяйства и жилищного строительства, внешней торговли) закреплялась своя совокупность потенциальных объектов и субъектов кредитования.

Отметим, постановление носило многоплановый характер. Им решались не только проблемы создания двухуровневой банковской системы, но и иные. В частности, осуществлялась максимальная централизация кредитных ресурсов, для того чтобы их направить на новое строительство, проведение индустриализации страны. Поэтому кредитование крупнейших предприятий закреплялось за Госбанком.

В соответствии с третьим разделом постановления учреждались Комитет (при Народном комиссариате финансов Союза ССР) и совещания (в союзных республиках) по делам банков. Они наделялись властными полномочиями. В соответствии с п. 25 «принятые Комитетом по делам банков и не приостановленные Народным комиссариатом финансов Союза ССР в течение недельного срока решения, не требующие санкции законодательных органов, являются обязательными к исполнению для всех кредитных учреждений»5.

В соответствии с сутью данного акта можно утверждать, что он законодательно закрепил образование в стране двухуровневой банковской системы: первый уровень представлял Госбанк СССР, он стал банком банков; второй уровень составляли иные кредитные учреждения. Госбанк СССР перестал конкурировать с иными банками за предоставление кредитов.

Наличие двухуровневой банковской системы не является признаком господства системы капиталистических или социалистических отношений, это следствие определенного уровня развития национальной экономики и ее кредитного сектора, совершенствования техники и технологий в реализации банковских операций, достижение определенного уровня специализации, которая может происходить и реально происходит в разных хозяйственных системах, капиталистических и некапиталистических.

Преобразование двухуровневой банковской системы в двухзвенную. Вместе с отходом от принципов нэпа, формированием экономики мобилизационного типа в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства развитие и функционирование системы коммерческого кредитования были поставлены в зависимость от планового развития народного хозяйства (прежде всего потребностей индустриализации), политической ситуации в мире (подготовки ко Второй мировой войне и ее хода), степени развития хозяйственного расчета на госпредприятиях и в колхозах.

В соответствии с постановлением Правительства СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе» была проведена еще одна кредитная реформа в кредитной сфере.

В результате произошел переход от непланируемого заранее коммерческого кредита к плановому банковскому кредитованию. Государственным предприятиям и кооперативам запрещалось отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит. При отсутствии денег они обязывались обращаться за необходимыми средствами в банк6.

Были изменены не только формы, но и методы кредитования. После кредитной реформы банковский кредит предоставлялся предприятиям-поку- пателям.

В результате реализации постановления произошло сосредоточение краткосрочного кредитования в Госбанке СССР, который стал обслуживать основную массу предприятий (исключение составляли предприятия местного подчинения)7.

В 1931 г. практически перестала существовать частная торговля. Ее место заняла государственная и кооперативная торговля. Это вызвало изменения в банковской сфере. Кредитное дело после сворачивания нэпа сосредоточилось в руках государства, сами банки стали государственными органами, выполнявшими управленческую функцию контроля рублем.

В соответствии с постановлением Правительства СССР от 5 мая 1932 г. № 191164 «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» в системе Наркомфина СССР были организованы:

а) Банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства;

б) Банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк);

в) Банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк), преобразованный из Всероссийского кооперативного банка;

г) Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк).

Как вытекает из названий банков, их главной задачей становилось не кредитование, а финансирование народного хозяйства.

В обязанности новых банков входило представление в Наркомфин и соответствующие наркоматы и ведомства оперативной и бухгалтерской отчетности об использовании планов финансирования капитального строительства соответствующих отраслей народного хозяйства8.

Обобществление банков объяснялось потребностями социалистической реконструкции всего народного хозяйства и интересами быстрого развития капитального строительства, вызывающими специализацию отраслевого финансирования при обеспечении единства кредитной системы, контроля за установленным целевым использованием отпускаемых на капитальное строительство государственных средств, внедрения хозрасчета на стройках и удешевления строительства.

В соответствии с принятым постановлением были внесены изменения в законодательство страны.

Впоследствии Всекобанк переименовали в Банк финансирования и кредитования торговли (Торгбанк). В 1957 г. он был упразднен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Декрет о национализации банков.

 Первым актом в истории  советского кредита явился декрет  ВДИК о национализации банков  от 14 Декабря 1917 г.

Этого же числа на заседании ВЦИК Ленин сказал: «Мы хотели идти по пути соглашения с банками, мы давали им ссуды на финансирование предприятий, но они затеяли саботаж небывалого размера, и практика привела нас к тому, чтобы провести контроль иными мерами».

Этот декрет подчеркивал необходимость освобождения трудящегося населения от эксплуатации банкового капитала и необходимость образования единого народного банка Российской республики. С этой целью декрет объявил государственной монополией банковое дело, объединил с Государственным банком все существовавшие тогда частные акционерные банки и банкирские конторы. В дополнение к этому декрету рядом последующих постановлений правительства была произведена полная конфискация капиталов бывших частных банков.

Национализация банков по времени значительно предшествовала национализации промышленности. Объясняется это уже отмеченным выше особым значением банковского аппарата в народном хозяйстве. При этом надо подчеркнуть, что на первых порах советская власть не думала прекращать деятельность кредитных учреждении. Еще весною 1918 г. Ленин указывал на необходимость «идти неуклонно к превращению банков в узловые пункты общественного счетоводства при социализме, а для этого необходимо прежде всего достигнуть реальных успехов в увеличении числа отделений народного банка, в привлечении вкладов, в облегчении для публики операций по внесению денег и т. д., и т. п.». Таким образом национализация банков на первых порах не имела целью ликвидировать кредитные учреждения, но стремилась лишь использовать банковский аппарат для осуществления стоящих перед государством задач. Однако экономические условия периода «военного коммунизма» заставили форсировать процесс превращения банковского аппарата в аппарат чисто счетный, т. е. по существу провести ликвидацию банковой системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Банковская система в послевоенный период.

После реорганизации банковской системы, проведенной в 1959 г., Сельхозбанк и Цекомбанк были упразднены, Промбанк был превращен в Банк финансирования капитального строительства (Стройбанк СССР). С 1959 по 1987 гг. банковская система просуществовала без значительных изменений.

Государственный банк СССР являлся эмиссионным банком и расчетным центром страны. В его составе действовали Государственные трудовые сберегательные кассы. Если после банковской реформы 1930 г. в Госбанке было сосредоточено краткосрочное кредитование, то с 1959 г. он стал осуществлять и долгосрочное кредитование капитальных вложений9. Его основные функции сводились: а) к регулированию денежного обращения; б) к органи зации государственного фонда кредитования народного хозяйства; в) к кредитованию предприятий всех отраслей (кроме строительства); г) к организации и производству денежных расчетов; д) к кассовому обслуживанию народного хозяйства; е) к кассовому исполнению госбюджета; ж) к приобретению, хранению и использованию валютного фонда страны, производству расчетов с иностранными государствами.

Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР) осуществлял финансирование и долгосрочное кредитование капитального строительства. В 1961 г. Стройбанк был передан из ведения Минфина СССР в непосредственное подчинение правительству10.

Информация о работе Роль банков экономической системе СССР