Разработка бизнес-плана на примере предприятия ЧУП «Touristo»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – разработка бизнес-плана на примере предприятия ЧУП «Touristo».
Задачи курсовой работы:
– раскрыть понятие планирования как процесса;
– выявить сущность, структуру объектов и принципы планирования на предприятии;
– дать характеристику бизнес-плана, его значение;
– разработать бизнес-план с точки зрения эффективности для ведения экономической деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1.
Планирование на предприятии как процесс…............................................................................................
5
1.1.
Планирование как наука, вид деятельности и искусство…………...................................................................................
5
1.2.
Сущность и структура объектов планирования на предприятии…..........................................................................................
9
1.3.
Принципы планирования……………………….……………………....
13
2.
Бизнес-план как один из видов планирования……………………………………………………
16
2.1.
Основы составления бизнес-плана………………………………….....
16
2.2.
Разработка бизнес-плана на примере ЧУП «Touristo»……………….
19
2.2.1.
Резюме…………………………………………………….......................
19
2.2.2.
Предоставляемые услуги……………………………………………………………………
20
2.2.3.
Оценка рынка сбыта…………………………………………………….
22
2.2.4.
Анализ конкуренции……………………………………………………
23
2.2.5.
Управление каналами сбыта…………………………………………...
25
2.2.6.
План работы персонала…………………………………………...........
26
2.2.7.
Юридический план……………………………………………………...
27
2.2.8.
Финансовый план……………………………………………………….
28
2.2.9.
План управления рисками……………………………………………...
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….
31
Список использованной литературы……………………………………………………………...…..

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование деятельности тур. предприятия.docx

— 76.84 Кб (Скачать файл)

Предприятие обязано постоянно  улучшать условия труда и быта работников. Для отдельных категорий  работающих могут устанавливаться  различные льготы.

Перечисленные мероприятия  требуют значительных средств и  проводятся на плановой основе.

  1. Экологическая деятельность. В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность предприятия направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Предприятие также несет ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, недр, лесов, других природных ресурсов. Оно обязано возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате его деятельности. Финансирование таких мероприятий производства за счет собственных средств или иных источников и должно быть четко увязано с основной деятельностью.

В управленческих процессах  предметом и продуктом труда  является информация: планы, отчеты, нормативы, управленческие регламенты и т.п. Эти  процессы можно назвать информационными. Они всегда завершаются информационным результатом [4, с.78; 8, с. 89].

В практике внутрифирменного планирования основные и вспомогательные  процессы могут быть подразделены в  конкретных условиях на простые и  сложные.

Простыми называются процессы изготовления несложных предметов  труда, а также отдельно взятые сборочные  процессы, например изготовление детали, сборочной единицы и т.п. Простой процесс представляет собой рад последовательных операций изготовления изделия.

Сложный процесс – совокупность скоординированных во времени и по месту выполнения простых процессов.

Наряду с производственным процессом важным объектом планирования на предприятии является опытное  производство. Оно создается в  рамках стадии «исследования и разработки».

Вместе с техническими процессами важным объектом планирования на предприятии является процесс  управления. Это составная часть  производственного процесса, один из его локальных процессов. В процессе организации современного производства процессы управления организационно обособились  и представляют собой самостоятельную  область хозяйственной деятельности предприятия. Производственные процессы осуществляются в управляемом объекте, а управленческие – в системе  управления (субъекте управления).

Процесс управления производством  представляет собой совокупность активных технических, экономических, организационных  и социально- психологических информационных процессов. Несмотря на внешние различия, их объединяет одна общая цель –  обеспечение нормального функционирования материальных производственных процессов. Выполнение этой цели достигается воздействием на материальные производственные процессы путем постановки целей (технических, экономических, социальных) и разработки способов их достижения, наделения  необходимыми ресурсами, а также путем контроля над выполнением целей и расходованием ресурсов. Взаимодействие между управляющими (информационными) и материальными производственными процессами, а также внутри самих процессов осуществляется посредством функций управления, важнейшей из которых является планирование. Процесс управления предполагает определенную последовательность действий, их протяженность во времени и в пространстве. В простейшем виде процесс управления представляет собой деятельность руководителя в подчиненном ему коллективе, однако по мере увеличения масштабов производства возрастает, усложняется и объем управленческой деятельности. Он разветвляется по уровням и звеньям, становится не только процессом воздействия системы управления на производство, но и процессом воздействия на отдельные части системы управления, то есть процессом взаимодействия отдельных компонентов системы управления между собой. Следовательно, функция планирования реализуется не только в отношении производственного процесса, но и в отношении процесса управления.

Таким образом, объектом планирования на предприятии являются все функциональные процессы, включая развитие производства и совершенствование управления. Вместе с тем важно методологически  правильно классифицировать эти  процессы. Функциональные процессы, как  правило, выделяются по признаку их воздействия  на следующие компоненты:

– все сферы деятельности предприятия, например планирование стандартизации, качества, стратегии;

– отдельные стадии производственного процесса (планирование технической подготовки производства, основного, вспомогательного и обслуживающего производства);

– отдельные факторы производства (планирование персонала, сбыта).

С целью рациональной организации  управления функциональными процессами они объединяются в так называемые функциональные блоки. Все производственные и управленческие процессы на предприятии  выполняются в конкретных подразделениях (цехах, производственных участках, рабочих  местах, службах, отделах и т.п.) Поэтому, наряду с функциональными процессами, объектами планирования на предприятии  являются его структурные подразделения [5, с. 67].

 

1.3. Принципы планирования

 

При изучении принципов планирования можно корректно и целесообразно  организовать планирование предприятия. К принципам планирования относятся  следующие:

– преемственность стратегического и текущего (тактического) планов;

– социальная ориентация плана;

– ранжирование объектов планирования по их важности;

– адекватность плановых показателей;

– согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента;

– вариантность плана;

– сбалансированность плана (при условии обеспечения по важнейшим показателям плана);

– экономическая обоснованность плана;

– автоматизация системы планирования;

– обеспечение обратной связи системы планирования.

Рассмотрим содержание перечисленных  принципов планирования.

Преемственность стратегического  и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или  разделов бизнес-плана должен повторять  основные разделы стратегии фирмы.

Социальная ориентация плана  предусматривает решение наряду с техническими и экономическими проблемами проблем обеспечения  соответствия международным требованиям  показателей экологии, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров  и функционирования фирмы, а также  показателей социального развития коллектива.

Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения  имеющихся ресурсов. Например, если турпакеты имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то для начала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности турпакета, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы.

Адекватность плановых показателей  реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением при прогнозировании  альтернативных плановых показателей  количества учтенных факторов, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации  или повышением точности прогнозов.

Согласованность плана с  параметрами внешней среды системы  менеджмента обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды  и исследованием влияния этих факторов на плановые показатели.

Вариантность плана обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и  той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими  затратами на ее разработку и реализацию.

Сбалансированность плана  обеспечивается преемственностью баланса  показателей по иерархии.

Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших  принципов планирования. Окончательный  выбор варианта плановых показателей  должен осуществляться только после  проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования  альтернативных вариантов.

Автоматизация системы планирования – одни из принципов планирования, требующих применения современных  информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование  информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта  планирования, быструю обработку, надежное хранение и передачу информации лицу, принимающему решение.

Принцип планирования –  обеспечение обратной связи системы  планирования – предполагает возможность  лица – потребителя планов («выход»  системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) планов их разработке.

Выполнить рассмотренные принципы планирования трудно, это могут позволить себе только крупные фирмы, имеющие квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому количество выполняемых принципов планирования определяется сложностью и количеством выпускаемых товаров и выполняемых услуг, положением и устойчивостью фирмы. В условиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие: сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличении периода упреждения прогнозов), повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга [6, с.45; 9, с.60].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бизнес-план как один из видов планирования

 

Одним из видов организации  видов планирования является бизнес-план. Сегодня бизнес-план разрабатывается  практически всеми зарубежными  компаниями на постоянной основе.

Бизнес-план – постоянно действующий стратегический документ, который определяет цели организуемого туристского бизнеса и предлагает пути их достижения; он помогает оценить реальные возможности туристского бизнеса, способствует предотвращению ошибок, показывает перспективу бизнес-проекта и позволяет убедить потенциальных инвесторов вложить средства в данный проект.

 

2.1. Основы составления  бизнес-плана

 

Рассмотрим процедуру  разработки бизнес-плана. Традиционно  бизнес-план включает резюме и девять содержательных разделов.

Резюме – часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь, т.е. она представляет собой  «визитную карточку» дела. В резюме дается краткое изложение предмета бизнес-плана и обоснование привлекательности  коммерческого проекта для адресата бизнес-плана, т.е. указывается, какие  ресурсы или какая помощь необходимы новому бизнесу, какую отдачу он сможет обеспечить. Резюме представляет собой  основные идеи и содержание бизнес-плана  в миниатюре.

Резюме создается и  уточняется по мере проработки бизнес-плана, завершается лишь после составления  бизнес-плана в целом, но помещается в начале его. Само изложение резюме должно быть простым, лаконичным и доступным  для любого инвестора.

В разделе «Предоставляемые услуги» описывается услуга, ради производства которой задумывался весь проект. Здесь целесообразно представить свойства и наглядные данные услуги, позволяющие с требуемой полнотой «осязать» ее (описание, модели, фотографии), а также сведения о потенциальных потребителях услуги и потребностях, которые эта услуга будет удовлетворять. В разделе обычно дается прогноз цен, по которым предполагается реализовать данную услугу.

В разделе «Оценка рынка  сбыта» анализируется ситуация на рынке  сбыта туристских услуг, определяется емкость данного рынка. Настоящий  раздел основывается на маркетинговых  исследованиях и требует сбора  и обработки большого объема информации. Основная цель – выбрать сегмент  туристского бизнеса, где найдет покупателя планируемая к производству услуга, а также отразить полноту  представления о рыночной конъюнктуре. Кроме того, здесь предопределяются объемы производства и продаж услуги по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

В разделе «Анализ конкуренции» содержится информация о конкурентах. При этом изучаются статистика числа  конкурентов, уровень качества их туристских услуг и обслуживания туристов, объемы реализации туристской продукции, цены и доходы, а также сильные и  слабые стороны конкурентов по бизнесу. Сравнительный анализ названных  показателей организации-разработчика и предприятий-конкурентов позволяет  оценить рейтинг и конкурентоспособность  инновационного бизнеса, а также  осуществить корректировку прогнозируемого  объема продаж с учетом конкуренции.

В разделе «Управление  каналами сбыта» рассматриваются: схема продвижения услуги (контакты с потребителем, учет его запросов); методы распространения услуги (самостоятельно, через посредников); ценообразование; реклама; стимулирование продаж (скидки и др.); организация послепродажного обслуживания клиентов (информирование своих клиентов о новых услугах); формирование общественного мнения  о туристской организации и услугах.

В разделе «План работы персонала»  описывается система  организации управления работой  персонала на предприятии по следующим  аспектам: формирование организационной  структуры; расчет численности; формирование штатного расписания; определение квалификационных требований к персоналу; выбор формы оплаты и стимулирования труда; определение режима работы, системы льгот, вопросы набора и подготовки кадров и др.

В разделе «Юридический план»  рассматриваются правовые аспекты  бизнеса. Здесь необходимо указать: правовой статус предпринимателя, схему  подчиненности, границы административного  вмешательства и хозяйственную  деятельность.

Раздел «Финансовый план»  обобщает все предыдущие разделы  и представляет их в стоимостном  выражении. В нем определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения. Раздел включает комментарии по финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости  услуг и др.), прогнозы финансовых результатов.

В разделе «План управления рисками» освещаются оценка, прогнозирование  и управление различного рода рисками, характерными для туристского бизнеса. Настоящий раздел включает перечень профилактических и прогнозных мероприятий  по предотвращению негативных факторов.

Необходимо отметить важность использования международного опыта  при бизнес-планировании в социально-культурном сервисе и туризме. Для современного туристского рынка совместная деятельность зарубежных и белорусских партнеров  не редкость. Поэтому, создавая инвестиционный проект, целесообразно учитывать  традиции бизнес-планирования в стране партнера-инвестора.

Информация о работе Разработка бизнес-плана на примере предприятия ЧУП «Touristo»