Профессиональное обучение персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.
Традиционно различают два основных метода обучения персонала:
-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
-Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность обучения персонала……………………………………………….5
1.2 Виды обучения персонала………………………………………………………………..7
1.3 Характеристика профессионального обучения…………………………………………8
1.4 Направления профессионального обучения…………………………………………….9
Глава 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………………………11
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте…………………………………………11
2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места……………………………12
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров……………………16
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в
него слушателя………………………………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….…22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.12 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 «Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ОмГПУ)

 

 

 

 

 

«Высшая бизнес - школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Управление человеческими ресурсами»

 

Профессиональное  обучение персонала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Подготовила студентка

Патрахина Елена Сергеевна

Факультета  «Высшая бизнес-школа»

Специальности «Менеджмент»

Курс__3__Семестр__5__

группа  ( МЗ-10)

Проверила  преподаватель

Волгина Татьяна Юрьевна,

к.п.н., доцент

 

Подпись: Волгина Т.Ю._______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………………………5

1.1 Понятие и сущность обучения  персонала……………………………………………….5

1.2 Виды обучения персонала………………………………………………………………..7

1.3 Характеристика профессионального  обучения…………………………………………8

1.4 Направления профессионального  обучения…………………………………………….9

Глава 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………………………11

2.1 Методы обучения персонала  на рабочем месте…………………………………………11

2.3 Методы профессионального обучения  вне рабочего места……………………………12

2.3 Методы повышения профессионального  мастерства менеджеров……………………16

2.4 Сравнение методов обучения  в зависимости от степени включенности  в 

него слушателя………………………………………………………………………………...17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное  обучение определяется как процесс  подготовки персонала организации  к успешному выполнению стоящих  перед ним задач, т.е. совершенствование  стандартных компетенций. Вместе с  тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие  потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала.

Последние годы вопрос о профессиональном обучении персонала организаций является очень актуальным. В динамично  развивающихся организациях обучение персонала используется для развития бизнес-практики организации, выступает как инструмент преобразований, обслуживает потребности менеджмента в управлении изменениями.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.

Традиционно различают два основных метода обучения персонала:

-Обучение  без отрыва от производства (обучение  с использованием внутренних  ресурсов);

-Обучение  с отрывом от работы в специализированных  учебных заведениях, центрах подготовки  кадров (с использованием внешних  ресурсов).

Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.

Таким образом данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

-Изучение  и анализ методов профессионального обучения персонала;

-Анализ достоинств и  недостатков методов обучения;

-Сравнение  методов обучения в зависимости  от степени включенности в  него слушателя.

В данной работе объектом исследования является обучение персонала организации. Предметом курсовой работы выступают методы профессионального обучения персонала организации.

Важнейшее условие успешного развития любой  организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально  в современном мире, в котором  проблема обновления приобретенных  знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным  изменениям внешней среды.

Назрела необходимость профессионального  обучения персонала, т.е. создания условий  для полного раскрытия потенциала сотрудников, их способности вносить  ощутимый вклад в деятельность своей  организации. Речь идет прежде всего о предоставлении сотрудникам равных возможностей в получении достойных заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д.

Крупные западные фирмы инвестируют все  больше средств в профессиональное обучение персонала, понимая, что внешний рынок труда и система образования не успевают приспособиться к столь быстрому росту потребности в конкретных кадрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

 

    1. Понятие и сущность обучения персонала

 

Процесс обучения человека протекает всю  его сознательную жизнь. Первичное  обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения  квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение  образования.

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых  для подготовки человека к жизни  и труду. Уровень образования  обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными  отношениями. Образование делится  на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Непрерывное образование - процесс и принцип  формирования личности, предусматривающий  создание таких систем образования, которые открыты для людей  любого возраста и поколения и  сопровождают человека в течение  всей его жизни, способствуют постоянному  его развитию, вовлекают его в  непрерывный процесс овладения  знаниями, умениями, навыками и способами  поведения (общения). Непрерывное образование  предусматривает не только повышение  квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

«Профессиональное образование как процесс - это  одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения».

В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании  персонала, которое осуществляется посредством его обучения [4, с.362].

«Обучение персонала - основной путь получения  профессионального образования. Это  целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс  овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.».

Следует различать три вида обучения.

Подготовка  кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка  кадров - обучение кадров с целью  освоения новых знаний, умений, навыков  и способов общения в связи  с овладением новой профессией или  изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три  концепции обучения квалифицированных  кадров.

1)Концепция  специализированного обучения ориентирована  на сегодняшний день или ближайшее  будущее и имеет отношение  к соответствующему рабочему  месту. Такое обучение эффективно  относительно непродолжительный  отрезок времени, но, с точки  зрения работника, способствует  сохранению рабочего места, а  также укрепляет чувство собственного  достоинства.

2)Концепция  многопрофильного обучения является  эффективной с экономической  точки зрения, так как повышает  внутрипроизводственную и внепроизводственную  мобильность работника. Однако  последнее обстоятельство представляет  собой известный риск для организации,  где работает сотрудник, поскольку  он имеет возможность выбора  и поэтому менее привязан к  соответствующему рабочему месту.

3)Концепция  обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих  качеств, заложенных природой  или приобретенных им в практической  деятельности. Эта концепция относится  в первую очередь к персоналу,  имеющему склонность к научным  исследованиям и обладающему  талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

Таким образом, предметом обучения являются:

  • Знания - теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;
  • Умения - способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте;
  • Навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль;
  • Способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность [1, с.432].
    1. Виды обучения персонала

 

Характеристика видов обучения представлена в (Приложение №1). Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.

Потребности в обучении квалифицированных  кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым  лицам, с тем чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (Приложение №2).

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное  обучение).

«Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение  квалификации приводит к росту экономических  результатов работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального  обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы».

Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными  изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере  обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая  инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных  кадров на своем производстве имеет  преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым  наглядным способом, результат легко  контролируется. Внепроизводственное  обучение квалифицированных кадров проводится, опытными преподавателями, однако потребности предприятия  при этом не всегда в достаточной  степени учитываются [7, с.608].

 

 

 

    1. Характеристика профессионального обучения

 

«Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний, навыков или умений сотрудникам  организации».

В современных  условиях быстрого устаревания профессиональных знаний способность организации  постоянно повышать квалификацию своих  сотрудников является одним из важнейших  факторов успеха. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший элемент управления современной организацией. Сегодня  организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние  на достижение организационных целей.

Информация о работе Профессиональное обучение персонала