Проектирование супермаркета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Создание успешного магазина или торгового центра во многом зависит от того, насколько правильно оценивается ситуация и ставятся задачи перед каждым участником процесса – архитекторами, строителями, дизайнерами, инженерами и технологами, поставщиками оборудования, консультантами, специалистами по торговой недвижимости.
Задачи исследования: анализ и систематизация теоретического материала, проведение анализа практических материалов, построение схем и чертежей, написание выводов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Проектирование супермаркета
1.1 Общие сведения о предприятии…………………………………………...4
1.2 Генеральный план предприятия…………………………………………...4
2.Состав и технологическая связь помещений предприятия……………..…8
3.Требования к устройству помещений производственного здания………11
4.Санитарно-технические требования к помещениям
4.1 Санитарные требования к водоснабжению и канализации………….…16
4.2 Санитарные требования к вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений и условиям труда работающих……………………………………………………………………18
4.3 Санитарные требования к содержанию помещения и оборудования…21
Заключение………………………………………………….…………………26
Библиографический список……..……………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ проектирование.docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров всеми покупателями, позволяет совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки:

- продольную – линии оборудования выстроены вдоль торгового зала;

- поперечную – оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;

- комбинированную, сочетающую  в себе продольную и поперечную  планировки.

Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине целесообразно использовать поперечную или комбинированную планировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т.п.).

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах.

Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.

Технологическое проектирование должно предусматривать такие элементы планировки и оформления торгового зала и витрин, которые привлекали бы внимание покупателей, способствовали бы их благоприятному настроению и помогали сделать покупку. Большую роль в этом играет планировка торгового зала.

Торговый зал - основной инструмент продажи товаров и обслуживания покупателей в любом формате магазина, поэтому всегда актуальным является вопрос о том, какова должна быть его площадь. Специалисты знают, что это очень важный вопрос, потому что в общей теории магазиностроения отношение торговой площади к общей определяет коэффициент эффективности использования общей площади магазина. Чем выше полученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина.

Торговый зал должен обеспечить большую пропускную способность, высокое качество обслуживания покупателей и хорошие условия труда работникам магазина. Для этого важно не только разместить в нем отделы и секции, но и умело направить потоки покупателей, грамотно расставить торговое оборудование, кассовые кабины, вход и выходы из зоны обслуживания.

Количество входов в торговый зал зависит от его размеров и конфигурации. Практически для прямоугольного или квадратного зала достаточно одного входа шириной не менее одного метра для небольших магазинов и не менее трёх метров для супермаркетов и гипермаркетов.

Если торговый зал имеет узкую и вытянутую планировку, целесообразно иметь два входа-выхода в разных концах зала с центральным расположением расчётно-кассовых узлов.

В магазинах самообслуживания число выходов с кассовыми кабинами должно минимум в два раза превышать пропускную способность входа. Причём это всего лишь общее требование, которое нуждается в уточнении применительно к различным форматам магазинов. Например, в европейских гипермаркетах наиболее рациональным признаётся использование длинной линии расположенных рядом расчетно-кассовых узлов для отделения торгового зала от вспомогательных помещений, ведущих к выходу из магазина. Это даёт возможность регулировать пропускную способность: при небольшом потоке покупателей достаточно работы двух-трёх касс, а при увеличении потока включаются дополнительные.

В торговом зале вся площадь по функциональному назначению делится на установочную (предназначенную для размещения оборудования), расчётно-кассовую, для движения покупателей (проходы), для выкладки товара, для работы продавцов и др.

Таблица 1 - Ширина проходов между оборудованием

Проходы между оборудованием в торговых залах

 

Ширина проходов, м, в магазинах

Между кассовыми кабинами и торцами островных горок

2-2,5

Между прилавками для хранения личных вещей покупателей, стеллажами для инвентарных корзин и стеной (проход для посетителей в торговый зал)

1,7-2,5

Между линиями кассовых кабин расчетного узла и стеллажами для инвентарных корзин или столами для покупателей

1,5-2

Между параллельно расположенными островными горками или контейнерами

1,4-1,8

Между островными горками (контейнерами) и пристенным охлаждаемым оборудованием

1,6-2

Между кассовыми кабинами расчетного узла или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками или контейнерами

2-3

При индивидуальном обслуживании через прилавок:

Между прилавками и оборудованием за прилавком

0,9

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

Между прилавками

2,8-3

Между прилавками и стеной

1,2-1,5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Санитарно-технические требования к помещениям

 

Все предприятия независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности обязаны соблюдать действующее в Российской Федерации санитарное законодательство и осуществлять контроль за его выполнением.

Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила для предприятий розничной торговли» предусмотрены санитарные требования:

    • к территории;
    • к водоснабжению и канализации;
    • к вентиляции, отоплению и освещению;
    • к планировке и устройству предприятий;
    • к оборудованию, инвентарю и посуде;
    • к приему и хранению пищевых продуктов;
    • к отпуску пищевых продуктов;
    • к транспортировке и т.д.

 

 

    1. Санитарные требования к водоснабжению и канализации

 

Системы горячего, холодного водоснабжения и канализации предприятий продовольственной торговли должны отвечать требованиям действующего СНиПа 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".

Не допускается строительство новых предприятий без устройства внутреннего водопровода и канализации.

Предприятия продовольственной торговли должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, раздельными системами бытовой и производственной канализации с самостоятельными выпусками.

Предприятия должны обеспечиваться водой бесперебойно и в достаточном количестве. Ориентировочные нормы расхода воды на мойку оборудования, посуды, полов, панелей и т.д. определены нормами технологического проектирования, согласованными с органами Роспотребнадзора.

Выбор источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения должен производиться в соответствии с ГОСТом 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора".

Вода, используемая для технологических, хозяйственно-бытовых, питьевых нужд, должна отвечать требованиям действующего ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества».

В предприятиях продовольственной торговли должны быть оборудованы моечные помещения для мытья инвентаря, посуды, тары, которые оснащаются моечными ваннами (не менее 2-х) с подводом горячей и холодной проточной воды через смесители, с подключением их к канализационной сети (с разрывом струи не менее 20 мм от верха приемной воронки), стеллажами, решетками для сушки и хранения инвентаря, посуды.

При отсутствии централизованного горячего водоснабжения необходимо предусматривать в моечных помещениях установку электрокипятильников, водонагревателей и др. для обеспечения предприятия горячей проточной водой в достаточном объеме.

Помещения подготовки пищевых продуктов к реализации, кафетерии, столовые, буфеты и комнаты персонала должны быть оборудованы умывальными раковинами с подводом горячей и холодной проточной воды через смеситель.

Шлюз при камере пищевых отходов необходимо оборудовать мойкой для мытья бачков и умывальной раковиной с подключением их к канализации и системам холодного и горячего водоснабжения.

Системы канализации предприятий продовольственной торговли, расположенных в зданиях иного назначения или пристройках к ним, следует предусматривать отдельными от систем канализации этих зданий.

Прокладка трубопроводов бытовых сточных вод в помещениях для приема, хранения, подготовки пищевых продуктов к продаже и в подсобных помещениях предприятий не допускается, а трубопроводов производственных сточных вод - только при условии заключения их в оштукатуренные короба, без установки ревизий.

В тамбурах туалетов необходимо предусматривать оборудование крана с подводкой горячей и холодной воды на уровне 0,5 м от пола для забора воды при уборке помещений.

В туалетах для персонала унитазы и раковины для мытья рук рекомендуется оборудовать педальными спусками.

Отведение сточных вод производится в соответствии с действующими "Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами".

Запрещается сброс в открытые водоемы производственных и бытовых сточных вод без соответствующей очистки, а также устройство поглощающих колодцев.

 

4.2 Санитарные  требования к вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений  и условиям труда работающих

 

Устройство систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха помещений предприятий продовольственной торговли должно предусматривать проведение технических решений, обеспечивающих нормируемые метеорологические условия, чистоту воздуха производственных, торговых и складских помещений, уровни шума и вибрации от работы оборудования, систем отопления, вентиляции и кондиционирования не выше установленных нормативов.

Система вентиляции предприятий, расположенных в зданиях иного назначения, должна быть отдельной от системы вентиляции этих зданий.

Для складских и производственных помещений продовольственных и непродовольственных товаров системы вентиляции должны быть раздельными.

Шахты вытяжной вентиляции должны выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоте не менее 1 м.

Охлаждаемые камеры для хранения овощей, фруктов, ягод и зелени должны быть оборудованы механической приточной вентиляцией, не связанной с другими системами вентиляции предприятий.

В системах механической приточной вентиляции должна быть предусмотрена очистка подаваемого наружного воздуха и его подогрев в зимнее время. Забор воздуха для приточной вентиляции должен осуществляться в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м от земли.

Тамбуры входов для покупателей в магазинах торговой площадью 150 м2 и более при расчетной температуре наружного воздуха для холодного периода года -25°С и ниже должны быть оборудованы воздушными или воздушно-тепловыми завесами.

В помещениях расфасовки сыпучих продуктов в местах термоупаковки пищевых продуктов в полимерную пленку необходимо предусматривать оборудование местной вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а также вытяжной вентиляции в моечных помещениях.  Естественное и искусственное освещение предприятий продовольственной торговли должно соответствовать требованиям действующего СНиПа "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования": искусственное освещение в торговых залах должно быть не менее 400 лк, в помещениях подготовки товаров - 200 лк, в кладовых - 50 лк; коэффициент естественного освещения в торговых залах и помещениях подготовки товаров при боковом освещении должен быть равен 0,4 - 0,5%, при верхнем - 2%.

В камерах хранения пищевых продуктов следует применять светильники, разрешенные для использования в помещениях с низкими температурами. Светильники должны иметь защитные плафоны с металлической сеткой для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукт.

Электроосветительная арматура по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц, должна протираться. Внутреннее оконное и фонарное остекление, рамы промывают и протирают не реже одного раза в неделю, с наружной стороны - не реже двух раз в год, а в теплое время года - по мере загрязнения.

Световые проемы запрещается загромождать тарой, продукцией как внутри, так и вне здания, а также запрещается замена остекления фанерой, картоном, закрашивание краской и т.д. Разбитые стекла в окнах необходимо немедленно заменять, запрещается устанавливать в окнах составные стекла.

Информация о работе Проектирование супермаркета