Преимущества и недостатки частной собственности. Тенденции и перспективы развития частной собственности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 15:12, реферат

Краткое описание

Определяя преимущества и недостатки частной собственности, представляется необходимым рассмотреть проблему многообразия форм собственности вообще. Выделяя формы собственности, можно заметить отсутствие единой терминологической базы и подходов в связи с путаницей в основных понятиях. В настоящее время отсутствует четкая субординация категорий отношений.
Во-первых, различным формам собственности нередко отказывается в таком признаке, как "общественная". Так, частная собственность не считается разновидностью общественной собственности, а рассматривается как противоположный ей тип собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Преимущества и недостатки частной собственности.docx

— 33.40 Кб (Скачать файл)

Следует отметить ошибочность бытующих представлений, что частная собственность занимает ведущее место в рыночной экономике. Если это и было, то очень давно. Нынешней рыночной экономике присущи в основном совместные, коллективные, смешанные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10-15 % средств производства находятся в частной собственности, 15-20 %– в государственной, 60-70 % – в коллективно-корпоративной, акционерной.8

Коллективная (иначе – совместная или групповая) собственность – занимает промежуточное место между государственной и частной собственностью. В строгом смысле слова уже семейная собственность может считаться совместной, хотя обычно субъектами коллективной собственности считают социальные группы, трудовые коллективы, население. При таком понимании совместная собственность берет свое начало в узкоколлективной, групповой собственности и простирается до общенародной, в которой не выделяется субъект собственности как индивидуум, личность, а право собственности распространяется на всех граждан.

Коллективная форма собственности имеет несколько характерных черт, признаков, особенностей:

ее основной чертой является коллективно-групповой характер присвоения средств и результатов производства;

в пределах совместной (коллективной) формы субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, выражающих собственнические интересы всего товарищества, но гораздо чаше выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо;

в коллективных формах может иметь место прямое непосредственное участие и контроль со стороны собственника за пользованием объекта собственности, но может быть так, что воздействие на направление пользования объектом собственности со стороны собственника (например, народа) оказывается значительно опосредованным.

В целом, говоря о совместной собственности, следует исходить из ее самого широкого понимания как многообразия форм собственности, охватывающих диапазон от семейной до общенародной. Это любая интегративная по своей сути форма. Ее разновидностями являются кооперативная и акционерная собственность. В акционерной собственности достигается наиболее рациональное сочетание индивидуальных и коллективных интересов, поэтому именно она стала одной из главных, ведущих в условиях рыночной экономики.9

Нужно подчеркнуть, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны производные и смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – коллективной, на землю – государственной и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной. Отсюда следует, что нужно признать взаимопроникновение и общее существование разных форм собственности. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности.10

 

Что необходимо, чтобы в Беларусии появилась эффективная частная собственность? Такие вопросы все чаще и чаще возникают в зарубежной и отечественной литературе (Веснин В.Р., Нуриев Р.М. и др.).11

Для того чтобы осуществить переход к подлинной частной собственности, надо наполнить возникшую частную форму частным содержанием. А для этого имеет смысл попытаться ответить на вопрос, при каких институциональных условиях это возможно? Анализ этих институциональных условий в последнее время все чаще и чаще становится предметом специальных исследований.

Частная собственность обладает целым набором положительных эффектов, в числе которых фиксация экономического потенциала активов, интеграция разрозненной информации, развитие ответственности собственников, повышение ликвидности активов, развитие общественных связей и паспортизация сделок. К тому же экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает, прежде всего, как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы.

Под системой собственности неоинституционалисты обычно понимают все множество формальных правил и неформальных ограничений, регулирующих доступ к редким ресурсам, экономических агентов, которые являются субъектами прав собственности. Кроме того, в систему целесообразно включить экономических агентов, устанавливающих эти права, а также гарантов, обеспечивающих выполнение указанных норм.12

Быстрота проведения приватизации в России оправдывалась следующей официальной позицией: "Экономические институты нельзя создать до начала разгосударствления, потому что люди не будут заботиться об эффективных институтах до тех пор, пока не почувствуют в этом экономический интерес, обусловленный их статусом собственников". Последовательность предпринятых приватизаторами шагов показывает, что приватизация началась значительно раньше принятия основной массы законов, требуемых для корректного функционирования рыночной экономики. А некоторые ключевые законы, а именно, законы об акционерных обществах, о ценных бумагах, о банкротстве, о защите прав инвесторов на фондовом рынке, а также реформа судебной системы, были приняты парламентом даже после окончания залоговых аукционов. Эта последовательность действий глубоко ошибочна.13

Историческая практика показывает, что не существует форм собственности, эффективных безусловно. Каждая правовая форма собственности эффективна только в том случае, если она соответствует экономической форме, а экономическая форма собственности, опирающаяся на соответствующий способ присвоения объекта собственности, эффективна постольку, поскольку ей не ставятся правовые барьеры.

Подлинная частная собственность имеет место только тогда, когда субъекты собственности осуществляют процесс производства и обмена продуктов частным способом, т.е. своими частными силами и за свой частный счет. Если они не способны на это, если они нуждаются в соучастии труда и ресурсов других субъектов собственности, их частная собственность становится на деле фиктивной частной собственностью, т.е. в большей или меньшей мере зависимой от тех, кто не считается формально собственником, но фактически является таковым. Частная собственность, которая не может существовать без государственной поддержки, т. е. без материальной помощи налогоплательщиков, – это не частная собственность, это в лучшем случае частное владение, что далеко не одно и то же.14

Принцип современных реформаторов при оценке форм собственности – исходить из их названия, а не из фактически сложившихся экономических отношений, является основной стратегической ошибкой, не позволяющей российской экономике стать эффективной. Не умея отличать правовые формы собственности от экономических, реформаторы думают, что приватизация сама по себе превращает акционеров и руководителей приватизированных предприятий в их частных собственников, и ожидают от них экономического поведения, тождественного капиталистическому.

Обязательным и основным условием эффективной экономической политики, способной обеспечить стабильное развитие общественной экономики, является установление прав собственности, адекватных их экономическим формам. Эффективная защита прав собственности требует, во-первых, адекватного законодательства и, во-вторых, механизма его применения. Если от приватизации ждут положительных эффектов, требуется создание институтов рынка, а не их подрыв, как это произошло в 1994-1997 гг.

Тревогу вызывает то, что обмен правомочии по Коузу требует соответствующей институциональной структуры. Теорема Коуза показывает, что эффективность может быть обеспечена, но только при условии защиты прав собственности и принуждения к выполнению контрактных обязательств. Последнее обеспечивается деятельностью милиции и судов, являющихся основными гарантами собственности и контрактов, пока не достигнута эффективная структура собственности.15

В долгосрочном плане необходим переход от модели "политической модернизации" институциональной среды, предполагающей активное предложение институтов со стороны правительства, к модели "рыночной модернизации", ориентирующейся на спрос на институты со стороны самих участников рынка. При этом конкретные меры по развитию частной собственности и реализуемая в связи с этим политика в сфере приватизации и возможной деприватизации, по нашему мнению, должны основываться на двух общих принципах: во-первых, на комплексном подходе к реформе законодательства о собственности, во-вторых, на создании системы стимулов для всех фактических обладателей отдельных правомочий собственности.

Для реализации комплексного подхода к реформе законодательства требуется более тесная координация в выработке согласованной политики между всеми заинтересованными экономическими ведомствами. Эта координация предполагает согласованное внесение изменений в законы, затрагивающие вопросы корпоративного управления, банкротства, реструктуризации и управления государственными предприятиями, управления пакетами акций, принадлежащих государству в смешанных предприятиях и т.д.16

Создание системы экономических стимулов исходит из того, что одних способов принуждения и прочих репрессивных мер недостаточно. Реформа системы собственности будет вести к выходу промышленности из состояния депрессии и стимулировать экономический рост, если позволит каждому агенту реализовывать свой экономический интерес, если у него будет положительный (а не только отрицательный) стимул к деятельности. Должны применяться меры, направленные на стимулирование развития фондового рынка и снижение рисков операций с ценными бумагами, – с особым акцентом на инструменты, обеспечивающие возможность постепенного перехода от закрытых форм организации бизнеса к открытым (публичным).17

Кроме того, для разрушения института остаточной государственной собственности в Беларусии сегодня необходимо

радикально реформировать государство. Перейти от государства "производящего" к государству "защищающему";

реорганизовать государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях), либо в казенные предприятия или учреждения, либо в акционерные общества (с возможностью дальнейшей приватизации). Резко ужесточить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий;

направить значительные средства на развитие судебной системы и увеличить ее независимость от исполнительной власти. Это подразумевает: а) увеличение числа судей и судов (тогда у предпринимателей отпадет необходимость обращаться за разрешением хозяйственных и административных споров к тем же чиновникам, тем самым уменьшая их власть); б) рост выпуска литературы с толкованиями законов и описанием правоприменительной практики, чтобы к этой информации имел доступ любой желающий; в) ужесточение санкций за административные правонарушения чиновников;

стимулировать развитие малого и среднего бизнеса как носителя идеологи свободной индивидуализированной частной собственности;

с помощью СМИ формировать у населения положительный образ бизнесмена, успешно ведущего свое дело;

для выработки экономической политики активно использовать методологию институционального проектирования с учетом предпочтений предпринимателей, менеджеров, собственников и всех иных заинтересованных сторон. При этом обращать особое внимание на наличие бюрократии как сильной группы интересов на политическом рынке.

Только такая активная программа позволит сделать новый шаг вперед на сложном" пути формирования настоящей частной собственности.18

Политика в отношении мелких оптовых и розничных торговцев, владельцев мастерских и предприятий потребительских услуг, вообще любого бизнеса, который осуществляется частными лицами за счет собственных сил и средств, должна быть наиболее щадящей и наименее регламентированной. Здесь достаточно минимального налога на доход в пользу местных бюджетов при полном освобождении от федеральных налогов. Развитие образования, здравоохранения, науки, культуры, жилищное строительство, производство коммунальных услуг, включая работу городского транспорта, должны осуществляться главным образом общественным способом, т.е. за счет государственных и местных бюджетов. Это вызывается, во-первых, тем, что частное предпринимательство в эти виды деятельности включается слабо по причине низкого платежеспособного спроса большинства населения, во-вторых, тем, что для самого общества потребность в нормальном развитии этих сфер общественной жизни имеет большее значение, чем для многих индивидов.19

– результат только государственной политики.

По отношению к массе средних предприятий должна осуществляться нормальная рыночная политика, суть которой заключается в том, чтобы не вмешиваться в деятельность тех из них, которые не требуют государственных расходов, но осуществлять различной степени вмешательство при необходимости бюджетных затрат.

Выше изложенное говорит о том, что сегодня проблема собственности в России приобрела особую актуальность, смысл и значение. Непонимание факта существования экономических отношений собственности или нежелание считаться с ними является основной причиной затяжного Правовые формы собственности должны соответствовать ее экономическим формам, в противном случае результаты хозяйственной деятельности людей оказываются неэффективными или совершенно невозможными. Несоответствие прав частной собственности, установленных рыночными реформами, экономическим отношениям, существование которых не зависит от сознания и воли реформаторов, является коренной причиной неэффективности реформ.

Нынешняя приватизационная политика реформаторов никогда не приведет страну к эффективной экономике, ни через десять, ни даже через сто лет. Следовательно, надо коренным образом менять приватизационную политику и чем раньше, тем лучше. Но для того чтобы изменить нынешнюю приватизационную политику, необходимо заменить политиков, а для этого нужна материальная сила в виде массового общественного осознания того факта, что существуют объективные границы, установленные экономическими законами, за которыми частная собственность становится абсолютно неэффективной. Граждане страны должны хорошо понимать, что обеспечить эффективность экономики, достаточную для повышения уровня их благосостояния, можно только четко очертив пределы приватизации. Без такого понимания невозможно активное участие граждан в реализации своих материальных интересов в области частной собственности

Информация о работе Преимущества и недостатки частной собственности. Тенденции и перспективы развития частной собственности в Республике Беларусь