Планирование стратегическое и тактическое

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно– календарное планирование, всесторонне разработаны.

Содержание

Введение
1. Планирование стратегическое и тактическое…………..…………..….....3
2. Планирование производственной программы промышленного предприятия………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………..16
Список используемой литературы………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.docx

— 47.82 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация

Краснодарский край

 

Негосударственное (частное)

Образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

  

По дисциплине_______________________________

На тему_____________________________________

Выполнил студент курса  ___, группы________ шифр ______________

Специальность________________________________________________

Фамилия_____________________________________________________

Имя_________________________________________________________

Отчество_____________________________________________________

Рецензент____________________________________________________

(ф.и.о)

 

<<_____>> ____________________20___г        Подпись______________

 

 

 

 

Краснодар 2012

Содержание

      Введение

  1. Планирование стратегическое и тактическое…………..…………..….....3
  2. Планирование производственной программы промышленного предприятия………………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………..16

Список используемой литературы………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

      Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно– календарное планирование, всесторонне разработаны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирование на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом пока находится в стадии формирования. Рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, что требует улучшения координации процессов производства, распределения, обмена и потребления. Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований. Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения. В качестве предмета планирования, как науки, выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

 

 

  1. Планирование стратегическое и тактическое

     Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции. Так же стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия, а также как можно лучше адаптировать организацию к внешней среде.

     Основной принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении. Планирование стратегии устанавливает общие направления, следования которым обеспечивает рост и устремление позиций организации. Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации стратегического плана. Стратегическое планирование имеет так же свою технологию. Процесс такого планирования включает в себя следующие этапы:

– определение миссии предприятия (Процесс установления смысла существования  предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике)

– формулирование целей  и задач функционирования предприятия (Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они  должны создавать мотивацию людей, работающих на фирме)

– анализ и оценка внешней  среды (При анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние  на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной  стороны, могут порождать серьезную  опасность для деятельности организации, а с другой стороны, открывать  дополнительные возможности для  нее)

– анализ и оценка внутренней структуры предприятия (анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые  может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей), характеризуется следующими показателями:

Приведенные финансовые показатели предприятия дают возможность оценить  необходимость внесения коррективов  в действующую стратегию развития предприятия или выработку новой  стратегии.

– разработку и анализ стратегических альтернатив (Этот процесс по праву  считается сердцевиной стратегического  планирования, поскольку именно здесь  принимаются решения о том, как  фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную  миссию. Содержание стратегии зависит  от ситуации, в которой находится  фирма. При разработке стратегии  фирма, как правило, сталкивается с  тремя вопросами: какие виды деятельности пре6кратить, какие продолжать, в какой бизнес перейти? 

– выбор стратегии. Этот пункт мне хотелось бы разобрать подробнее. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы. К таким стратегиям относятся:

• Стратегия концентрированного (ограниченного) роста. Относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли (стратегия развития продукта, усиления позиции на рынке, развития рынка).

• Стратегия интегрированного роста. Реализуется путем ежегодного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом.

Виды:

– стратегия обратной вертикальной интеграции (направлена на рост фирмы  за счет приобретения или установления контроля над поставщиками)

– стратегия предшествующей вертикальной интеграции (приобретение, создание или установление контроля над хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями  ее продукции)

• Стратегии диверсифицированного роста. Реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли.

• Стратегия сокращения. Оправдана в тех случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. Виды стратегий:

– стратегия ликвидации;

– быстрого успеха;

– сокращения расходов.

     Хочу отметить то, что предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно.Сочетание различных вариантов стратегийобычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях. Применение стратегий соответственно влечет за собой и составление стратегических планов.

      По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы.

1. Правила, используемые  при оценке результатов деятельности  фирмы в настоящем и в перспективе.  Качественную сторону критериев  оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание  – заданием.

2. Правила, по которым  складываются отношения фирмы  с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии  она будет разрабатывать, куда  и кому сбывать свои изделия,  каким образом добиваться превосходства  над конкурентами. Этот набор  правил называется стратегией  бизнеса.

3. Правила, по которым  устанавливаются отношения и  процедуры внутри организации.  Их нередко называют организационной концепцией.

4. Правила, по которым  фирма ведет свою повседневную  деятельность, называемые основными  оперативными приемами.

       Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

       Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие таланты и технологический опыт.

       Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

      Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

       Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятиях является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

        В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Так же на основе стратегического плана разрабатываются годичные оперативные планы и проекты.

 

В завершении определяются предпосылки для формирования новых  плановых программ, исходя их того, чего организации удалось добиться при  реализации планов, и чего – нет. Реализация стратегии предприятия всегда связана с определенным риском. Это может касаться как стратегии расширения масштабов хозяйственной деятельности предприятия, так и ее сокращения. Нередко риск в стратегическом планировании называют хозяйственным или предпринимательским. Следует так же учесть, что планирование и реализация стратегии происходят в условиях неопределенности, которая появляется в результате изменчивости внешней среды предприятия. Поэтому в момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожидаемого результата, и, конечно, присутствует опасность неудачи, непредвиденных потерь. Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана. Планирования в условиях определенности производится при наличии полной и достоверной информации о состоянии внутренней и внешней среды, проблемных ситуациях, отражаемых в стратегическом плане и др. В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любой предприниматель, любое предприятие. Фактор риска здесь служит сильным стимулом и ограничением при принятии плановых решений. Неопределенность в рыночной экономике приводит к тому, что избежать риска становится просто невозможно. Но не следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Необходимо просто научится предвидеть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы. Предприятию так же очень важно при формировании стратегии уметь анализировать риск. Анализ риска позволяет выявить зоны риска для данной стратегии и определить вероятность его наступления и последствия для успеха стратегии. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором огромного количество информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и ,в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны как, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно быть осуществить их модификацию и переориентацию. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Метод достижения цели рассматривается только в общем смысле, а именно – каким бизнесом занимается организация. Такой подход дает огромную свободу действий. Работники, ответственные за достижение целей, движимые даже наилучшими намерениями, могут легко выбрать такой образ действий или вести себя таким образом, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и неправильного толкования, руководство должно разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического плана. Само по себе стратегическое планирование результата принести не может. Оно должно быть дополнено механизмом реализации стратегического плана. Основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, а тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов.

Информация о работе Планирование стратегическое и тактическое