Оценка эффективности бизнес-планов по слиянию и поглощению компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:48, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в общемировой и российской практике сложилась ситуация, когда для обеспечения роста бизнеса предприми» возникает необходимость в процессах слияния и поглощения и это неудивительно, ведь особенно в последние годы резко возрос уровень глобальной конкуренции в большинстве сфер деятельности, который вынуждает компании к интегрированию.

Содержание

Введение 4
1 Особенности слияний и поглощений 5
2. Особенности процесса бизнес планирования слияния и поглощения компаний 7
3. Основы оценки эффективности инвестиционных проектов 11
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

бизнес планирование 25.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине:  Бизнес-планирование

 

На  тему: Оценка эффективности бизнес-планов по слиянию и поглощению компаний

 

ФИО 

Выполнил: студент __2__курса

Направление подготовки  «Экономика»

                                           

 

 

 

 

 

Проверил преподаватель  _________________ / ____________/

 

 

Тамбов 2013г

 

Содержание

 

 

 

Введение

На сегодняшний день в общемировой и российской практике сложилась ситуация, когда для обеспечения роста бизнеса предприми» возникает необходимость в процессах слияния и поглощения и это неудивительно, ведь особенно в последние годы резко возрос уровень глобальной конкуренции в большинстве сфер деятельности, который вынуждает компании к интегрированию.

Актуальность темы исследования состоит в том, что для российских предприятий осуществляющих свою производственную деятельность в конкурентной борьбе необходимо эффективно адаптироваться к стремительно изменяющимся рыночным условиям. Именно слияния и поглощения становятся той стратегией роста, которая позволяет предприятию не только сохранить свои позиции на рынке, но и «выбиться» в лидеры.

На фоне быстрорастущего  рынка слияний и поглощений в  России остро встаёт вопрос об эффективности проведения сделок по слиянию или поглощению. Общемировой опыт в данной области показывает, что около 76 % сделок оканчиваются неудачей. Таким образом, стратегия роста предприятия путём интеграции является крайне эффективной, но лишь при условии правильно проведённой сделки по слиянию или поглощению на всех этапах.

 

1 Особенности  слияний и поглощений

Рассмотрим теоретическую  сущность таких процессов, как слияние  и поглощение. Реорганизация предприятия  может быть осуществлена в форме слияния предприятий.

Слиянием предприятий  признается создание нового предприятия  с передачей ему всех прав и  обязанностей двух или нескольких предприятий  и прекращением деятельности последних. Реорганизация в форме слияния  предприятий считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего предприятия - правопреемника. С этого момента, создавшие его предприятия считаются прекратившими свое существование.

Слияние предприятий  как способ реорганизации предприятий  означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких предприятий, вследствие слияния. При этом все права и обязанности каждого из них суммируются предприятием, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом.

На совместном собрании учредителей всех участвующих в  слиянии предприятий принимаются  решения о составе учредителей, о размере уставного капитала и его распределении среди  учредителей, об утверждении Устава нового предприятия, а также об избрании исполнительных органов создаваемого предприятия.

При слиянии предприятий  все права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему предприятию в соответствии с  передаточным актом.

При процессе поглощения происходит сохранение как минимум  одного юридического лица и переходом к нему прав собственности остальных.

Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ  на рынке.

На самом деле любое  акционерное общество, функционирующее  в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики должно ставить эти цели перед собой в качестве приоритетных целей своей деятельности. При этом эти цели могут достигаться компанией с помощью использования как внутренних методов (повышение эффективности управления, использование более современных способов ведения бизнеса, новых технологий, повышение производительности труда и т.д.), так и внешних методов, к которым относится деятельность по слияниям и поглощениям.

На пути к достижению указанных выше целей компания разрабатывает конкретную стратегию своей деятельности. В этом свете компания постоянно оценивает свое положение на рынке, свои сильные и слабые позиции, ищет такие направления своей деятельности, следуя которым она добьется наибольших конкурентных преимуществ.

Исходя из этого компанией  могут быть выбраны следующие  основные стратегии, или концепции, своего развития:

усиление основных направлений  своей деятельности;

диверсификация деятельности;

отказ (продажа) от неосновных направлений деятельности.

Деятельность по слияниям и поглощениям является одним из основных методов реализации перечисленных стратегий развития фирмы. В частности:

1) если фирма занимает  удачное положение на рынке,  находясь в отрасли, обещающей  ей хорошие перспективы развития, однако ей требуется усиление своих позиций для достижения конкурентных преимуществ в отрасли, то, используя механизм слияния и поглощений, она может достигнуть своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка;

2) часто компания может  осуществлять слияния и поглощения фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности (что достигается, например, через выпуск разнородной продукции, продукции находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через географическую диверсификацию в сбыте продукции - то есть, другими словами, через диверсификацию производства), для расширения сферы своего присутствия;

3) если компания пересматривает  свои позиции на рынке, находит  новые приоритеты, выделяет для  себя основные направления своей  деятельности, освобождаясь от неосновных, проблемных направлений, и, наконец, если компания просто испытывает недостаток в деньгах, то она может эффективно использовать механизм слияний и поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.

Теория и практика современного корпоративного менеджмента  выдвигает достаточно много причин для объяснения слияний и поглощений компаний. Выявление мотивов слияний  очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько  компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний и поглощений.

В экономической  литературе существуют различные подходы  к определению и классификации  сделок слияния и поглощения. Однако узкое понимание слияний и поглощений происходит из юридического определения понятия реорганизации юридического лица, формами которого являются слияния и присоединения. Реорганизация компаний, как определено Гражданским Кодексом РФ и Законом «Об акционерных обществах», означает изменение юридического статуса одного или нескольких субъектов, задействованных в реорганизации.

 

2. Особенности  процесса бизнес планирования  слияния и поглощения компаний

Решение о слиянии  или поглощении вырабатывается в рамках общей стратегии развития компании. На высшем уровне управления оценивается, насколько рассматриваемое слияние или поглощение соответствует миссии и целям фирмы, насколько оно вписывается в общую стратегию развития и как органично может войти в план мероприятий по реализации общей стратегии.

Подготовка  бизнес плана является необходимым  шагом этой процедуры. Бизнес-план является документом на ближайшие два календарных года, содержащим предполагаемую программу действий кредитной организации, включая параметры (показатели) и ожидаемые результаты деятельности. В работе показано, что бизнес-план сделки слияния должен содержать такие данные, которые позволили оценить способность фирмы обеспечить долговременную финансовую устойчивость за счет прибыльной деятельности при соблюдении пруденциальных норм, требований законодательства: позиционирование фирмы на рынке  товаров и услуг, целевая группа клиентов, банковские технологии, материальное и кадровое обеспечение деятельности банка, система управления банком, организация внутреннего контроля и риск-менеджмента, расчетный баланс и план доходов и расходов, прогноз достаточности капитала, выполнения обязательных нормативов и резервных требований.

Оценка рисков – один из фундаментальных разделов бизнес-плана. Он же, часто становится самым непроработанным, а иногда и отсутствует вовсе. Подобная ситуация, по понятным причинам, не радует ни одного серьезного инвестора. Кроме того, отсутствие внятного представления о вероятных рисках в бизнес плане и путях их минимизации губительно для самого инициатора проекта.

Первоочередной  задачей в этом направлении является выявление критических факторов – тех элементов бизнеса и окружающей среды, которые могут оказать негативное воздействие на проект. Это могут быть внешние факторы: сбой поставок, политика конкурентов, природные катаклизмы и т.д. Или внутренние: неявный дефект технологии, выбытие ключевых участников проекта и т.д.

Процесс определения наиболее важных для вашего бизнеса критических  факторов – это уже полдела. Далее следует собственно оценка, которая может быть выполнена одним из двух наиболее простых методов: экспертным или статистическим. Статистический метод оценки рисков основывается на анализе показателей действующих участников рынка, имеющих аналогичные параметры. За простотой данного метода скрывается его главный минус – двух одинаковых предприятий не бывает, да и различные события со временем воздействуют на критические факторы по-разному. Этот метод позволяет совершить «грубый расчет» - чего больше всего бояться.

Более сложный, но и более  точный метод – экспертная оценка рисков в бизнес-плане. Подразумевает привлечение нескольких (не менее трех) экспертов (любых достаточно опытных людей) в данном направлении бизнеса, а так же в сопутствующих областях (юристы, маркетологи, аналитики). При работе с бизнес-планом, выбор экспертов необходимо обосновать потенциальному инвестору, чтобы его не мучил вопрос – почему именно они?

Первоначально эксперты определяют на свое усмотрение вероятность каждого  фактора, выбранного вами в качестве критического. Степеней вероятности пять: 0 (риск событие невозможно), 25, 50, 75, 100 (обязательно наступит). По результатам данного экспертного заключения выводится средняя вероятность для каждого фактора и производится анализ рисков. При подсчете итогового балла необходимо учесть, что каждая группа факторов имеет определенное влияние на бизнес – какая-то больше, какая-то меньше. Скажем, нехватка квалифицированного персонала повлияет на работу торговой точки не так как резкое увеличение арендных ставок.

Весовую долю каждой группы однородных факторов легко найти  в специализированной литературе или  интернете, приводить их здесь неуместно, ибо большой объем.

Слияния и поглощения, как  правило, осуществляются путем покупки активов или путем покупки обыкновенных акций (паев).  При использовании метода покупки активов приобретающий фирма покупает все или часть активов фирмы-цели, используя для этого свои денежные средства или же собственные акции.

Сотрудники, разрабатывающие  бизнес-план предстоящей сделки, нередко в той или иной степени заинтересованы в ее проведении и исходят из нереальных, чересчур оптимистических посылок при его составлении. Возможной причиной может являться острое желание менеджеров высшего звена провести сделку в силу зависимости между зарплатой и общей стоимостью компании, желания власти и т.п. Другой причиной может быть простое желание получения опыта проведения сделки, что, несомненно, полезно для дальнейшей карьеры как дополнительный пункт в резюме (тем более что в случае неудачи, которая, скорее всего, не скоро откроется, убытки все равно несет компания).

Достаточно редко приводится расчет нескольких сценариев в зависимости  от наступления событий, на которые  компания не может оказать влияние (изменение курса национальной валюты, ставки процента, снижение общей платежеспособности и т.п.). В бизнес-планах нередко можно встретить нереальные плановые значения объемов продаж сразу после объявления сделки под прикрытием таких аргументов, как «синергия», «все из одних рук» и «системные решения». При этом забывается о том, что даже при несравнимом по качеству и цене предложении продукции/услуг клиентов сначала надо убедить в правдивости этого утверждения — процесс, который может затянуться на годы. Кроме того, большинство крупных клиентов в той или иной степени связаны обязательствами (или давними деловыми отношениями) с конкурентами и не могут в краткосрочной перспективе сменить поставщика.

 

3. Основы оценки эффективности инвестиционных проектов

При оценке эффективности  инвестиционных проектов необходимо различать следующие показатели:

1. Показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые  последствия реализации проекта  для его непосредственных участников.

2. Показатели бюджетной эффективности,  отражающие последствия осуществления инвестиционного проекта на федеральный, региональный и местный бюджеты.

3. Показатели экономической  эффективности, отражающие затраты  и результаты по проекту и  учитывающие как интересы его участников, так и интересы страны, региона или города.

Оценка затрат и результатов  реализации инвестиционного проекта  осуществляется за расчетный период, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается с учетом:

  • продолжительности создания, эксплуатации и ликвидации объекта;
  • нормативного срока службы технологического оборудования;
  • достижения заданных показателей эффективности (прибыли, дохода, нормы прибыли на капитал).

Информация о работе Оценка эффективности бизнес-планов по слиянию и поглощению компаний