Основные характеристики среды бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Обычно рассматривая проблему – от чего зависит успех организации, акцентируем свое внимание на факторах, действующих внутри организации. И, действительно, кажется очевидным сосредоточить заботы руководства в первую очередь на своей организации. Однако успех фирмы во многом зависит от внешних факторов.
В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Основные характеристики среды бизнеса.docx

— 173.77 Кб (Скачать файл)

СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. Организация совместного предприятия  заключается в том, что две  или большее число частных  компаний или государств вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии.

В 1983 г. фирмы «Дженерал Моторо и «Тойота» - две крупнейшие автомобильные компании в своих странах - подписали соглашение о создании совместного предприятия для производства автомобилей в районе Сан-Франциско. По соглашению предполагалось производить до 200 тыс. небольших переднеприводных автомобилей типа «Ти» в год в течение 12 лет. Каждая компания вложила в дело 150 млн. долл. Однако «Дженерал Моторс» должна была внести только 20 млн. долл., поскольку получает кредит в 128 млн. долл. под свой завод вофремонте, штат Калифорния. «Тойота» оплачивает инженерно-проектировочные работы, тем самым обеспечивая фирме «Дженерал Моторс» экономию примерно в 1 млрд. долл., которые она должна была бы в противном случае вложить в исследования и разработки. В свою очередь «Тойота» экономит до 1,25 млрд. долл., поскольку ей не нужно покупать землю в США и строить там свой собственный завод. Примерно половина автомобиля должна изготавливаться в США - это относится к кузову, сиденьям, интерьеру и отделке; все остальное, включая двигатель, производит Япония. В совет директоров входит равное число представителей фирм «Дженерал Моторс» и «Тойота», хотя президент - глава операций предприятия - назначается от «Тойоты».

ПРЯМЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ. Наиболее сильная приверженность международному бизнесу возникает тогда, когда  руководство решает выпускать продукцию  своей фирмы за границей и сохранять  полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими  ключевыми функциями.

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ владеют и управляют предприятиями  в других странах. Сто крупнейших многонациональных корпораций мира имеют филиалы в более чем 20 странах мира. Многие из них заняты в обрабатывающем секторе, сосредоточивая внимание на выпуске лекарств, производстве химикатов, электроники, переработке  сельхозсырья и нефти, производстве синтетических волокон и электрооборудования.

Международный бизнес в лице многонациональных корпораций на базе американских фирм открывает последним  дополнительные рынки для их товаров  и услуг и позволяет извлекать  выгоды из благоприятного налогообложения  и условий использования труда  и капитала. Неамериканские многонациональные  корпорации, в первую очередь основанные в Западной Европе и Японии, в 70-е  годы бросили вызов американскому  могуществу. В силу растущей по этой причине международной конкуренции, руководители американских компаний вынуждены  приспосабливать свои товары и услуги, а также практику ведения дел  к уникальной среде, в которой  функционируют всевозможные международные  предприятия.

Факторы международной среды взять

Чтобы приспособить свои услуги и продукцию к характеристикам  того или иного международного окружения, руководители организации должны научиться  понимать факторы каждой международной  среды. Если они считают, что среда  другой страны аналогична внутренней, велика опасность ошибочных посылок  и решений. Следующая притча иллюстрирует данное положение.

«Случилось  раз большое наводнение, и застигло оно обезьяну и рыбу. Обезьяна, создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкаться на дерево и ускользнуть  от бушующих вод. Посмотрев со своего безопасного места вниз, она увидела, как несчастная рыба борется со стремительным  потоком. С самыми добрыми намерениями  обезьяна наклонилась и вынула рыбу из воды. Результат был печален».

Наше рассмотрение факторов среды, в которой функционирует  международный бизнес, сосредоточено  на четырех факторах - культуре, экономике, законодательстве. государственном регулировании и политической обстановке.

КУЛЬТУРА. Под  культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых  всеми ценностей, верований, обычаев  и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние  которой сказывается на стиле  повседневной жизни.

Культуру  США можно охарактеризовать как  индивидуалистическую, неформальную, материалистическую и ориентированную  на самоценность времени. В то же время в Японии и Китае группе уделяется гораздо больше внимания, чем индивиду. Починение и сотрудничество важнее индивидуализма. Американская культура не придает большого значения традиции, церемонии и формальности, которые являются важными характеристиками латиноамериканской, ближне- и дальневосточной культуры. Американцы не любят «ходит вокруг да около» в предпочитают без церемоний сразу переходить к делу. Однако в Латинской Америке или Саудовской Аравии принято сначала побеседовать на не относящиеся к делу темы и только потом сосредоточиться на истинной цели встречи.

Американцы  уважают приобретения, символизирующие  высокий статус, в то время как  во многих обществах незападного типа гораздо выше интерес к эстетической и духовной сторонам бытия. Аналогичным образом зацикленность американцев на времени не находит понимания в восточной культуре, которая рассматривает время как нечто без начала и конца. Так, восточные бизнесмены часто весьма небрежно относятся ко времени встреч и срокам, что выводит из себя американцев, немцев и швейцарцев. Во многих странах совещания начинаются с продолжительного общения и чашки кофе или чая. «Американцу, негодующему из-за «потери времени» надлежит знать, что во время по видимости бесцельных разговоров происходят важные сдвиги в установлении взаимопонимания и доверия, что принципиально важно для последующего ведения дел». С учетом этих обстоятельств люди, которые «проламываются» в бизнес в этих странах, не будут достойно вознаграждены.

Язык - еще  один аспект культуры - всегда создает  трудности для организации, ведущей  свои дела за границей. В силу расхождения  значений, придаваемых сходным словам, а также проблем, связанных с  переводом, могут возникать барьеры  на пути обмена информацией. Увеличить  их непроницаемость может несовпадение языка жестов во взаимодействующих культурах. Некоторые аспекты межличностного общения мы рассмотрим в следующей главе.

Различия  между культурами выражаются и в  несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в  обществе, готовности рисковать и  даже цветовых предпочтений. Исследователи  установили, что именно проблемы человека, обусловленные работой в иной культуре, обычно становятся причиной неудач. Поэтому чтобы преуспеть, организациям и руководителям следует  выявлять культурные различия и соответствующим  образом менять поведение в межличностных  контактах, не говоря уже об изменении  стиля и методов деловой практики и руководства. Как указывают  профессора Ричард Паскаль и Энтони Атос:

«Реальность управленческих действий не абсолютна - она социально и культурно  детерминирована. В любой культуре и любом обществе люди сплачиваются для выполнения определенных коллективных действий по преодолению общих проблем, что заставляет их выбирать направление, координировать и стимулировать  совместную деятельность. От конкретной культуры зависит, как такие проблемы воспринимаются и разрешаются. Социализация также определяет границы восприятия».

ЭКОНОМИКА. Рассматривая экономические обстоятельства, мы указывали, что руководство обязано оценивать  воздействие общей экономической  обстановки на деятельность компании в случае ее изменения, фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать  экономические условия и тенденции  и наблюдать за экономикой тех  стран, в которых они ведут  или намереваются вести дела. Анализ среды может способствовать повышению  эффективности процесса принятия решений  и планирования.

К числу некоторых  экономических факторов, которые  могут влиять на ведение дела за границей, относятся: уровень заработной платы, транспортные расходы, обменный курс, инфляция и ставки банковского  процента, ВНП, налогообложение и  общий уровень экономического развития. Есть и другие, относящиеся к международной экономической среде, хотя и не имеющие чисто экономической природы факторы: численность населения, уровни грамотности и профессиональной подготовленности, качество и количество природных ресурсов, уровень развития технологии, особенности конкурентной борьбы.

ЗАКОНЫ И  ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ. Подобно тому, как  организации, занимающиеся бизнесом в  США, зависят от внутренних законов, так и фирмы, выступающие на международных  рынках, вынуждены считаться со множеством законов и регулирующих актов. Последние относятся к таким вопросам, как налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование и представление сведений государственным учреждениям. Например, закон о нечестной конкурентной борьбе в ФРГ запрещает предприятиям пользоваться поощрительными купонами и отрывными ярлычками в упаковке товара в целях продвижения товаров на рынок. Подобные средства широко используют американские компании на внутреннем рынке, но для западногерманского рынка они вынуждены разрабатывать другие способы привлечения потребителей.

Ценообразование часто жестко регулируется с помощью  антидемпингового кодекса ГАТТ. Этот кодекс разрешает странам вводить  нижние ограничения на цены продуктов, поступающих на их рынки извне  и по более низким ценам, чем те, что преобладают на внутреннем рынке. В 1987 г. за демпинговую практику сбыта  полупроводников США ввели 100%-ю пошлину на определенные виды продукции электронной промышленности Японии.

Для регулирования  поведения фирм, ведущих дела на международном уровне, предусмотрен Закон о коррупции в делах  с иностранными организациями. Он был  принят в 1977 г. как реакция на обвинения  в адрес фирм «Локхид» и «Нортроп», суть которых сводилась к тому, что высокопоставленные иностранцы получили крупные взятки от этих фирм в обмен на обещания посодействовать закупке их продукции. Данный закон сделал противоправным подкуп иностранных представителей с целью развертывания или поддержания уровня бизнеса в другой стране. Закон также требует создания внутренних органов бухгалтерского контроля во всех публичных акционерных компаниях, чтобы гарантировать, что все сделки совершаются с разрешения руководства и соответствующим образом регистрируются.

Этот закон  ставит взятку в США вне закона. В ФРГ, Франции и Англии взятки, вручаемые в другой стране, не только законны, но и вычитаются из облагаемых налогом сумм, что ставит США в невыгодное положение. В 1982 г. лобби, представлявшее интересы бизнеса, добилось пересмотра этого закона, и теперь он разрешает небольшие выплаты иностранным правительственным чиновникам для ускорения бюрократического движения бумаг, связанных с международными сделками. Взятки для облегчения закупок или поддержания уровня сбыта, все еще, однако, остаются незаконными. Эта оговорка, описанная в примере 4.3., показывает, как культура страны влияет на ее правовую систему.

ПРИМЕР 4.3. 
США признают допустимость взяток за границей

«Подмазка» - небольшие выплаты иностранным  правительственным чиновникам, производимые американскими компаниями за границей, чтобы ускорить ход вещей, - приобрела  респектабельность в соответствии с почти незаметной оговоркой  в законе о налогообложении, который  должен принести казне 98,3 млрд. долл. Такие  полуподпольные подачки наличными за границей вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению. Эти выплаты остаются, однако, незаконными, если осуществляются на территории США, и потому не подлежат освобождению от налога.

Хотя некоторые  законодатели осудили налоговую  льготу за то, что они называют плохо  замаскированными взятками, другие члены  Конгресса указали, что в конечном счете закон признает, что «подмазка» - факт жизни во многих странах.

«Подмазка» - слово, к сожалению, ассоциирующееся  с чем-то сальным и грязным, хотя это не так, - сказал Майкл Сэмюэлс, директор международного отдела Торговой Палаты США. - Речь скорее нужно вести о чем-то вроде S долл. официанту за удобный столик, доплате типа чаевых». Сэмюэлс сказал, что некоторые чиновники и служащие за границей получают так мало, что домогаются небольших подачек от компании, ведущих дела с их государственным учреждением. На Ближнем Востоке такие вознаграждения называют «бакшиш», в Западной Африке - «даш», в некоторых азиатских странах - «кумшоу», а в латиноамериканских странах - «ла мордида» («кусочек» или «немного смерти»). Сенатор Гэри Харт, демократ от округа Колумбия, пытался заблокировать налоговое послабление на заморские «подмазки», когда сенат все вечернее заседание посвятил этому закону. Сенатор Джон X. Чафи, республиканец из штата Род-Айленд, встал на защиту оговорки. «Эти платежи необходимы для ускорения дела, а в целом такое поведение приносит новые рабочие места для американцев, - сказал он. - Этот закон благоприятствует интересам трудового люда Америки».

«И других стран,» - добавил сенатор Робер Доул, республиканец из штата Канзас, отвечавший за движение закона.

«Закон одобрен министерством  финансов,» - добавил сенатор Чафи, когда сенат разразился смехом, слушая его неортодоксальное отстаивание закона.

«Я настаиваю на своих  доводах», - сказал Харт, но его предложение забаллотировать оговорку было отклонено 51 голосом против 46. В отчете финансового комитета сената по рассматриваемой оговорке эти противоречивые выплаты были описаны следующим образом: «Это - выплаты государственным чиновникам лишь для ускорения административных действий, которые не могут быть отменены по их усмотрению. Так, выплаты таможеннику за ускорение прохождения таможенных формальностей допустимы и не облагаются налогом согласно закону». Помимо «подмазки» и других мелких подношений деньгами типа чаевых, которые освобождаются от налога, закон должен разрешить то же самое в отношении более крупных выплат иностранцам, если такие выплаты легальны в стране-хозяине, даже при том, что таким путем нарушается закон США.

Информация о работе Основные характеристики среды бизнеса