Основные характеристики среды бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Обычно рассматривая проблему – от чего зависит успех организации, акцентируем свое внимание на факторах, действующих внутри организации. И, действительно, кажется очевидным сосредоточить заботы руководства в первую очередь на своей организации. Однако успех фирмы во многом зависит от внешних факторов.
В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Основные характеристики среды бизнеса.docx

— 173.77 Кб (Скачать файл)

Социокультурные факторы

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Например, американская публика придерживается определенных ожиданий (экспектаций) и представлений о ценности того, что конституирует этичную практику ведения бизнеса. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути, противозаконными. В некоторых других странах, однако, подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда там иная.

Еще один пример социокультурного влияния на деловую практику - традиционный и злополучный стереотип, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей. Такая установка реализуется в дискриминационной практике найма и служебного продвижения женщин, и, хотя она противозаконна, избавиться от подобного отношения трудно.

Согласно недавним исследованиям  доказано, что установки рабочих  изменяются. В целом, сравнительно молодым рабочим не по душе традиционные патерналистские отношения (Патернализм (от лат. pater - отец) бывший, например, в 20-х годах официальной идеологией отношений руководителей - подчиненных на заводах Г. Форда, до сих пор доминирующей в японских отношениях на производстве и, фактически, присутствовавшей и в советской практике недавнего прошлого, - предполагает покорность и примерное поведение со стороны рабочих (как бы «детей») и умеренную строгость, мудрое наставничество и «отеческую» заботу о них со стороны руководства. (Прим. науч. ред.)), они хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Другие исследователи показывают, что многие (но не все) рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, создавая «вызовы», обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. В отличие от «организационного человека», которого описал Уильям Ф. Уайт, многие современные работники не склонны считать какую бы то ни было организацию тем местом, где они намерены провести всю свою трудовую жизнь. Такое изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают честной практикой организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров применительно к их существенной функции - мотивации людей с учетом целей организации. Именно эти факторы обусловили появление должности управляющего по общественным проблемам корпорации (пример 4.2.).

ПРИМЕР 4.2. 
Управление общественными проблемами корпорации

Сегодня в мире корпораций оформляется важная новая дисциплина - управление общественными проблемами корпорации. Именно управляющий такого рода проблемами организации должен оповещать высшее руководство о  возникновении пол-итических, экономических и социальных проблем, которые могут отразиться на компании, определять среди них наиболее острые и давать рекомендации по разрешению таких проблем. В 70-е годы эту должность ввели всего несколько компаний, а в середине 80-х годов уже 1200 крупных фирм наняли специалистов на эту должность, именуемую по-разному, но имеющую смысл со-здания системы опережающего предупреждения для руководителей организаций в нашем мире усиливающихся внешних воздействий. Среди, компаний, учредивших должность управляющего по общественным проблемам организаций, такие, как «Олстейт», «-Пруденшл Иншуренс», Атлантик Ричфилд», «Монсанто», «Элайд» и «Доу Кемикл». Реймонд Л. Хоуинг, вице-президент базирующегося в Вашингтоне Совета по делам общественности помогает координировать деятельность сотен американских корпораций в данной сфере и смотрит за тем, чтобы управление общественными проблемами корпораций «стало большим, чем просто новая должность, и обеспечило другой взгляд на окружение, в котором компания должна существовать и с которым обязана сосуществовать». Согласно Т. Янси Крепну, издающему выходящий дважды в месяц информационный бюллетень «Проблемы корпорации в обществе и управление ими», «управление общественными проблемами корпорации, возможно, наиболее быстро развивающееся направление в управлении». Люди, которые руководят этим процессом, удивительно разнообразны. Некоторые пришли в новую сферу из отделов по связям с общественностью или по делам общественности, встречаются адвокаты, экономисты и профессора, одни были прежде чистыми «мыслителями», другие - журналистами. А вопросы, которыми им приходится заниматься, начинаются со всевозможных предполагаемых правовых инициатив и постановлений в области регулирования и кончаются экономической политикой страны. Управляющий общественными проблемами корпорации занимается очень многим: формирует целевые группы внутри организации, обеспечивает лобби в пользу или против какого-либо закона, составляет тексты выступлений руководителей высшего звена, контролирует решение находящихся в его ведении вопросов, рекламирует компанию, пишет статьи, в которых излагается позиция компании, ведет беседы с активистами антикорпоративного движения. Опытные управляющие по проблемам корпорации в обществе дают новичкам два следующих важных совета. Во-первых, добиваться активной поддержки со стороны высшего руководства, иначе все документы, определяющие ваши полномочия, отправятся в забытый картотечный ящик. Во-вторых, старые «зубры» советуют с самого начала принимать участие в процессе работы законодательных органов. Если вы продолжаете вырабатывать позицию компании, в то время как мероприятия, касающиеся вас, уже находятся в стадии утверждения, чтобы вы ни предприняли, будет наверняка слишком поздно.

Источник: John Perham, Dun's Business Monthly, December 1981, pp. 88-89; «Issues Management Take» Off», Training and Development Journal, March 1984, p. 14.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить больше за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера, вроде Ральфа Лорена или Глории Вандербильт, поскольку, как им кажется, это придает им дополнительный вес в обществе. Другой пример- это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на соответствующих фирмах. Еще один пример: требование некоторых групп населения уменьшить содержание сахара в кукурузных хлопьях к завтраку и тщательно контролировать рекламу, обращенную к детям. Растущее осознание важности спорта и хорошего питания привели к быстрому распространению, например, спортивных кроссовок, витаминных добавок и центров избавления от избыточного веса.

От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Многие компании подверглись общественному нажиму - от них требовали прекращения любых дел с ЮАР из-за политики апартеида, проводимой этой страной. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности, о чем мы будем говорить ниже.

Подчеркивая важность учета  руководством социокультурных воздействий. Реджиналд Джоунс, бывший председатель правления фирмы «Дженерал Электрик», указывает, что организации должны быть в состоянии «предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. Это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в институт, приспособленный к новой среде».

Политические факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей  особое значение.

 Один из них - настроения  администрации, законодательных  органов и судов в отношении  бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.

Другой элемент  политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты.

Все учреждения госрегулирования, например. Комиссия по торговле между  штатами и Федеральная комиссия по связи, являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются  решения этих учреждений. Некоторые  лоббистские группы, например, «Матери  против пьяных водителей» выражают интересы и ценности не организаций, а объединения  людей.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих  рывки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции  политические изменения могут привести к ограничению прав собственности  для иностранцев (даже к национализации иностранной собственности) или  установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга  могут затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли. С  другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для  инвесторов, когда возникает потребность  в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений  может открыть путь на новые рынки, как это было в Китае, однако в  других странах бизнес обычно продолжается, несмотря на официальную дипломатическую  конфронтацию.

Отношения с местным населением

Почти для всех организаций  преобладающее отношение к ней  местной общины, в которой та или  иная организация функционирует, имеет  первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных  властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые  города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту  города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в  город промышленное предприятие. В  некоторых общинах политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему  основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности  предпочитают взять на себя большую  долю расходов муниципальных органов  либо с целью привлечения новых  предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в  предотвращении загрязнения среды  и в решении других проблем, которые может порождать бизнес вместе с создаваемыми им новыми рабочими местами.

 

Поэтому многие организации  прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений  с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могут выражаться в  форме финансирования местных школ, благотворительной деятельности или  поддержке молодых дарований  в управлении вместо подношений сообществу наличными. Например, каждый год многие фирмы отряжают руководителей высокого уровня для участия в кампании «Единый путь». Многие театры и оркестры в общинах зависят от пожертвований  корпораций, что отмечается в их программках.

Международное окружение

В то время как факторы  внешней среды, описанные выше, в  той или иной мере влияют на все  организации, среда организаций, действующих  на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.

Когда организация начинает вести свои дела за пределами внутреннего  рынка, соответствующие процедуры  подлежат модификации под те или  иные конкретные факторы окружения. Как указывает группа исследователей: «Фирма должна определить, в каком  отношении новая среда отличается от более привычной внутри страны, и решить, как следует изменить теорию и практику управления в новых  условиях». Однако анализ факторов международной  среды представляет собой трудную  насущную задачу. Это взять

Руководители могут исходить из некорректной предпосылки о сходстве деловой практики дома и за границей. Если «Кэмпбелл Суп» не сумела оценить особенности международной среды, то фирма «Сир» в этом преуспела. Прежде чем начать планировать открытие нескольких магазинов розничной торговли в Испании, фирма установила, что ее потенциальные конкуренты не предоставляют кредита потребителям. Дело в том, что многие испанцы считают покупку в кредит признаком неплатежеспособности, что для них недопустимо и стыдно. В результате такого рода изучения среды фирма «Сирс» отказалась от продажи своих товаров в Испании в кредит.

Разновидности международного бизнеса

Предприятия могут проникать  на международные рынки разными  путями.

ЭКСПОРТ. Самый простой  путь проникновения на международные  рынки - экспорт продукции. Хотя организация  продолжает производить всю продукцию  в своей стране, она может для  координации экспорта создать независимую  торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать  заключение сделок с иностранными покупателями. С расширением экспорта организация  может создать экспортный отдел  с управляющим по экспорту, относящимся  к среднему уровню в иерархии управления.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. Предприятие  может продать лицензию на производство своей продукции иностранной  компании или государству посредством  соглашения о лицензионных платежах. Согласно этой схеме, американская компания предоставляет иностранной компании или государству право использовать патенты или технологию, производственные секреты, а также оказывает технологическую  и административную поддержку. Иностранная  компания или государство, в свою очередь, возмещает затраты компании в форме лицензионных платежей или  платы за услуги.

Информация о работе Основные характеристики среды бизнеса