Новейшие услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать особенности и специфику новейших услуг в социальной экономике современной Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и последовательно решены следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы новейших услуг в сервисолгии;
- исследовать сущность института услуг и его модернизации в исследовательских концепциях;
- определить условия особенностей инновационных процессов в современной сфере услуг;
- обобщить социально-экономическую сущность новейших услуг и специфика их развития в современной России
- обосновать роль конкурентоспособности предпринимательской деятельности в обеспечении развития сферы новейших услуг;
- скрыть суть и выявить специфику трансформации и совершенствования института новейших услуг.

Содержание

Введение 5
1 Теоретико-методологические основы новейших услуг в сервисологии 9
1.1 Исследование сущности института услуг и его модернизации в исследовательских концепциях 9
1.2 Особенности инновационных процессов в современной сфере услуг 15
2 Социально-экономическая сущность новейших услуг и специфика их
развития в современной России 23
2.1 Роль конкурентоспособности предпринимательской деятельности в обеспечении развития сферы новейших услуг 23
2.2 Специфика трансформации и совершенствования института новейших
услуг 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 1 38
Приложение 2 39
Приложение 3 40
Приложение 4 41

Вложенные файлы: 1 файл

новейшие услуги.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Наличие специфических особенностей сферы услуг, вызванных, прежде всего, непосредственной связью с потребителем, а, соответственно, учетом ценностных приоритетов клиентов, предприятия, отрасли и экономики страны, придает особое значение выработке и следованию принципам обеспечения конкурентоспособности. Г. Ф. Карпусенко относит к таким принципам, соблюдение которых крайне необходимо при разработке и реализации системы обеспечения конкурентоспособности предпринимательской деятельности в сфере новейших услуг следует отнести:

- направленности, т.е. ключевым ориентиром для  развития должна являться потребность населения в соответствующих услугах;

- целеполагания, т.е. деятельность  предпринимательской деятельности в сфере услуг должна основываться на синтезировании опыта планирования, организовывания, координирования и управления развитием сферы новейших услуг;

- всесторонности, выражаемой посредством  формулировки исчерпывающего перечня задач обеспечения конкурентоспособности предпринимательской деятельности в сфере новейших услуг с учетом специфики их деятельности;

- обоснованности выбора альтернативы, который предполагает предпочтение наиболее эффективного для предприятий предоставляемых новейших услуг из всего технологически  возможного спектра;

- целесообразности, согласно которой  проводится анализ и оценка  экономической результативности и обоснованности  мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия сферы новейших услуг;

- паритетности, предполагающей сочетание  предприимчивости и инновационного подхода со стороны предпринимательской деятельности с возможностями государства по консолидации всех видов ресурсов (финансовых, информационных, научных и др.) на приоритетных направлениях развития сферы новейших услуг;

- универсальности, согласно которой  возможны уточнение и корректировка целей в ходе разработки и реализации действий по обеспечению конкурентоспособности предприятия с учетом имеющихся ресурсных возможностей и потенциала, а также  внешнего окружения предприятия по видам новейших услуг и др. [16, с. 20-21].

Суть данного подхода заключается в том, что следует не увеличивать объемы и степень государственного участия, а совершенствовать механизм государственной поддержки и регулирования предприятий сферы услуг, обеспечивающий «открытый диалог» всех заинтересованных сторон и создание благоприятных условий по стимулированию сбалансированного и устойчивого развития сферы новейших услуг.

Механизм поддержки предпринимательской  деятельности в сфере новейших услуг в сфере услуг включает:

- финансовую поддержку со стороны государства (налоговые льготы, предоставление субсидий и т.д.);

- инфраструктурную поддержку (в т.ч. стимулирование развития бизнес-инкубаторов, технологических платформ, реализация целевых программ и проектов и т.д.);

- финансовую поддержку со стороны коммерческих структур, в т.ч. банковского и небанковского сектора (выдача кредитов коммерческими банками, кредитными кооперативами, специализированными фондами и др.);

- использование рыночных инструментов  развития малого и среднего  бизнеса (маркетинг, субконтрактация, франчайзинг, консалтинг, лизинг, венчурное финансирование  и др.);

- совершенствование нормативно-правовых  актов, в первую очередь, в  области залогового и гарантийного  подкрепления [16, с. 23].

С учетом вышеизложенного, а также  выделенных факторов конкурентоспособности, В. В. Меркуловой предложена система обеспечения конкурентоспособности предпринимательской деятельности, основным видом которых является  предоставление   новейших услуг. Реализация данной модели предполагает изучение потребностей каждого целевого сегмента и реализацию комплексной программы по работе с соответствующим сегментом. Ее применение обеспечит повышение уровня конкурентоспособности предпринимательской деятельности, а также будет способствовать привлечению новых потребителей и максимальному удовлетворению интересов уже существующих (см.Приложение 3) [22, с. 68].

М. А. Горевой сформулированы направления обеспечения конкурентоспособности в сфере новейших услуг, которые окажут синергетический эффект на развитие предприятий, отрасли, экономики. Для их реализации в каждом органе исполнительной власти, курирующем вопросы развития экономики и, в частности, сферы новейших услуг, необходимо создавать частно-государственный региональный центр обеспечения конкурентоспособности в сфере новейших услуг, основными задачами которого должны быть: анализ рынка услуг и выявление населенных пунктов, где предложение услуг ограничено; анализ спроса потребителей на отдельные виды услуг, их количество, качество и цену; анализ конкурентной политики; анализ динамики развития сектора предпринимательства в том или ином локалитете; разработка и реализация маркетинговой политики и др. (см. Приложение 4) [43-44].

Таким образом, система обеспечения конкурентоспособности деятельности в сфере новейших услуг предполагает единство реализации практических задач и активизации мер государственной поддержки, в том числе создание частно-государственного центра, способного сосредоточить широкий спектр направлений, что способствует развитию и внедрению новых  видов услуг, повышению качества обслуживания, внедрению инноваций, упрощению процедур продвижения новых видов услуг, и позволяет повысить капитализацию малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере новейших услуг, качество и конкурентоспособность предоставляемых ими услуг, упрочить их лидирующие позиции и обеспечить сбалансированное развитие в условиях трансформации конкурентной среды.

 

2.2 Специфика трансформации  и совершенствования института  новейших услуг

 

Компании сферы услуг, безусловно, в большой степени, чем все остальные нуждаются в ориентированном и системном подходе к организации своей деятельности, к формированию механизма управления различными изменениями, что обусловлено М. Ф. Дриго совокупностью следующих положений: во-первых, сфера услуг - быстро развивающийся сектор современной экономики. Кроме того, сфера услуг, динамично развиваясь, способствует достижению высокого качества жизни населения путем удовлетворения широкого спектра потребностей различных субъектов экономики.

Во-вторых, именно современные компании сферы услуг являются основой для создания новых моделей эффективного менеджмента, ориентированного на предвидение возможных изменений и активную адаптацию предприятия сферы услуг к различным трансформациям (как внешним, так и внутренним). Преобразование организационных структур компаний, методов управления представляет собой комплексную задачу, затрагивающую все без исключения участки деятельности организаций с учетом специфики сферы услуг [10, с. 12-13].

В современной практике изменения  в сфере услуг носят либо экстенсивный, либо интенсивный характер. Экстенсивное развитие предполагает изменение объемов товаров и услуг в пределах существующего потенциала предприятий. Оно характерно для динамично развивающихся рынков услуг, в которых спрос существенно превышает предложение, а потребители услуг предъявляют новые требования к содержанию и качеству услуг. Интенсивное развитие направлено на наращивание потенциала в сфере услуг за счет рационального использования внутренних ресурсов предприятий и является возможным лишь в случае очевидной конкурентоспособности предприятия.

Указанные направления изменений  не сопровождаются формированием нового потенциала предприятий сферы услуг, ориентированного на будущие трансформации ценностных ориентаций и предпочтений потребителей, возможные лишь благодаря инновационной деятельности. Последняя обеспечивает предприятиям этой сферы стабильное положение на рынке на протяжении всего жизненного цикла товаров и услуг, гибкое маневрирование в предоставлении услуг потребителям в ситуации неопределенности. По сути, речь идет о постоянно возобновляющемся процессе преобразования сферы услуг. Этот процесс является многомерным, включающим вопросы стратегического планирования и управления, активизации научных исследований, маркетинга, организационного проектирования сферы услуг, формирования команды исполнителей, деятельность которой носит инновационный характер [10, с. 14].

Противоречивость и неоднозначность развития сферы новейших услуг в России во многом вызваны слабым развитием и результативностью формальных и неформальных ее институтов, то есть ее развитие Ю. Рубин видит в условиях так называемой «институциональной неполноты». Усиление  роли государства в контексте обеспечения конкурентоспособности сферы услуг и обеспечения устойчивого социально-экономического развития экономики является на сегодняшний день объективной необходимостью. В России функции по развитию  и поддержанию конкурентоспособности до настоящего времени ни за одним органом власти официально не закреплены и носят преимущественно декларативный характер. Эти соображения и обусловили новых акцентов при определении значения государства в развитии сферы услуг [25, с. 29-30].

В настоящее время расширены сущность и содержание сферы новейших услуг (совокупность множества существующих видов услуг социального, экономического, технического, маркетингового, информационного, юридического, комплексного и иного характера, учитывающая многообразие и динамику рыночных факторов и ситуаций,  позволяющая своевременно вносить изменения в развитие предоставляющих их субъектов), что определяет активное проникновение сферы услуг в народнохозяйственный комплекс и изменение векторов развития экономической системы, выводящих предприятия сферы услуг на лидирующие позиции.

Динамичное развитие новейших услуг является общемировой тенденцией, характерной для современных национальных экономик большинства стран мира. Процесс усиления сервисной составляющей обусловлен направленностью данной сферы на решение не только внутригосударственных задач, но и ее превалирующей ролью в определении роли страны в глобальной экономике. В этой связи органы государственной власти как на федеральном, так и региональном уровне ориентируют все имеющиеся управленческие, материальные, кадровые, информационные и другие ресурсы и потенциал на развитие исследуемой отрасли [25, с. 33].

Современная сфера новейших услуг выступает как единый народнохозяйственный комплекс, для которого характерны специфические тенденции  развития, принципы функционирования, механизмы поддержки и управления. Формирование и поддержание благоприятного климата для осуществления эффективной экономической деятельности предполагает разработку эффективной системы управления развитием сферы услуг, обуславливая изменение приоритетов региональной экономической политики, выводя сферу услуг в число важнейших экономических и социальных  приоритетов.

В результате выявления отличительных  характеристик сферы новейших услуг И. В. Христофоровой предложена ее трактовка как  совокупности множества существующих и потенциально возможных видов услуг социального, экономического, технического, маркетингового, информационного, юридического, комплексного и иного характера, учитывающая многообразие и динамику рыночных факторов и ситуаций, что позволяет своевременно вносить изменения в ее развитие [34, с. 49].

Наряду с осознанием в нашей стране важности трансформации сферы новейших услуг, в ее развитии по-прежнему наблюдается ряд крайне негативных тенденций, среди которых: низкое качество и узкий спектр предоставляемых услуг, наличие внутриотраслевых несоразмерностей, приоритетная направленность сферы новейших услуг, в первую очередь, на клиентов с высоким уровнем дохода, дисбаланс между объемом оказываемых услуг и растущими потребностями населения, недостаточное использование рыночных инструментов и механизмов, наличие межрегиональных диспропорций в уровне производства и потребления услуг и др. [34, с. 50-51].

В этой связи создание условий для совершенствования исследуемого вышеозначенного института позволит во многом разрешить данные проблемы. Новейшие услуги как часть (и при том немаловажная - на ее долю по разным оценкам приходится от 45 до 55% ВВП Российской Федерации) социально-экономической системы опирается на действие соответствующих законов. В связи с этим на ее развитие и расширение ключевое влияние оказывает ряд факторов, определяющих направления и возможности приложения предпринимательской инициативы для развития социально-экономических отраслей и общества.

В целом же к таким факторам З. И. Тумгоева относит следующие:

1. Технические и информационные  факторы, обусловленные влиянием  научно-технического прогресса и  информатизации общества на развитие  сферы услуг.

2. Экономические факторы:  возникновение новых видов потребительских услуг и систем сервисного обслуживания; изменение мнения потребителей о тех или иных видах услуг; увеличение потребности в разнообразии досуговой деятельности; продолжающееся сегментирование рынка услуг.

3. Социальные факторы: усложнение  демографической ситуации, ускорение процесса старения населения, потеря ценности «института» брака и семьи,   и др.

4. Политические и законодательные  факторы, определяющие степень  государственного воздействия на  развитие сферы услуг.

5. Инфраструктурные факторы: банковская  сфера, страхование, деятельность профессиональных участников рынка, предоставляющие консалтинговые, маркетинговые, юридические, информационные, рекламные, финансовые и другие услуги.

6. Экологические факторы: лимитированность отдельных видов ресурсов приводит к возникновению новых видов услуг, связанных со «щадящим» использованием ресурсов, восстановлением здоровья человека  в единстве с окружающей средой и др. [31, с. 9].

Таким образом, комплекс мероприятий и действий по обеспечению развития и расширения сферы новейших услуг должен ориентироваться на достижение ключевой цели развития экономики - повышении качества жизни населения и оптимальное использование ресурсного потенциала для предоставления конкурентоспособных услуг различного характера. При соблюдении отмеченных условий обеспечение конкурентоспособности в сфере новейших услуг может стать одним из фундаментальных факторов развития отрасли и экономики, что, в конечном счете, будет способствовать эффективной реализации и  приложению ресурсов и перспектив развития его экономического, технического, научного, информационного и т.д. потенциала, устранению диспропорций в уровне потребления услуг населением страны.

Информация о работе Новейшие услуги