Направления улучшения конкурентоспособностей предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение роли конкуренции в деятельности предпринимательства.
В задачи исследования курсовой работы входит изучение следующих вопросов:
-Рассмотреть сущность и значение конкуренции.
-Исследовать роль конкуренции в предпринимательской деятельности.
-Проанализировать проблемы конкурентоспособности Казахстанских предприятий.
-Изучить типы конкуренции в поведении предприятия.
-Произвести анализ конкурентоспособности Казахстанских предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Конкуренция как основной регулятор рыночной экономики……….....5
1.1 Сущность и значение конкуренции ………………………….…………...……5
1.2 Роль конкуренции в предпринимательской деятельности……………………8
1.3 Проблемы конкурентоспособности Казахстанских предприятий……………9
Раздел 2. Организация конкуренции в деятельности предприятия……..………13
2.1 Типы конкуренции в поведении предприятия………………..………………13
2.2 Анализ конкурентоспособности Казахстанских предприятий……………...15
2.3 Конкурентная среда коммерческих торговых предприятий………………...17
Раздел 3. Направления улучшения конкурентоспособностей предприятий...…22
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия..22
3.2 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий……..25
Заключение………………..………………..………………..………………..……29
Список используемой литературы………………..………………..……………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Роль конкуренции в деятельности предпринимательства.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

                                              Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Конкуренция  как основной регулятор рыночной экономики……….....5

1.1 Сущность и значение конкуренции ………………………….…………...……5

1.2 Роль конкуренции  в предпринимательской деятельности……………………8

1.3 Проблемы  конкурентоспособности Казахстанских  предприятий……………9

Раздел 2. Организация  конкуренции в деятельности предприятия……..………13

2.1 Типы конкуренции  в поведении предприятия………………..………………13

2.2 Анализ конкурентоспособности Казахстанских предприятий……………...15

2.3 Конкурентная  среда коммерческих торговых  предприятий………………...17

Раздел 3. Направления  улучшения конкурентоспособностей предприятий...…22

3.1 Основные  направления повышения конкурентоспособности предприятия..22

3.2 Рекомендации  по повышению конкурентоспособности  предприятий……..25

Заключение………………..………………..………………..………………..……29

Список используемой литературы………………..………………..……………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.

Тема конкуренции  актуальна в современной экономической  науке, так как конкуренция является одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного  хозяйства.

Конкуренция вынуждает  к более рациональному поведению хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому изучение конкуренции является важной частью рыночных исследований. Также, конкуренция является основанием для выбора тактики деятельности на рынке.

От развитости конкуренции зависят возможности  совершенствования экономики, экономический  рост, степень вовлеченности страны в мировую и глобальную экономическую  систему, экономические успехи субъектов  рыночной экономики. Но проблемы - содержание и сущность конкуренции, направления регулирования конкуренции на рынке, антимонопольное законодательство требуют уточнения и в современной экономике.

Для Казахстана эта проблема так же актуальна, так  как в нашей стране проводиться  экономическая политика, обеспечивающая развитие рыночных отношений при сохранении роли государства в определенных отраслях экономики.

В конце XVIII в. А. Смитом, а затем в начале XIX в. Д. Рикардо были заложены фундаментальные  положения о сущности свободной  конкуренции, лежащие в основе современных теоретических разработок. До настоящего времени отсутствует исследование теории конкуренции в перспективе. Уже разработаны методы исследования, созданы различные модели рынка, проанализированы причины и условия возникновения конкуренции, выделены инструменты конкуренции, выявлена её сущность. Но этого недостаточно, ведь жизнь не стоит на месте и экономика развивается.

Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения  безопасности объекта, т.е. его выживания  в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблема конкурентоспособности  носит универсальный, всемирный  характер. Ныне она затрагивает практически  все страны мира, всех товаропроизводителей. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.

Конечная цель любой предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий деятельности предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм.

Объектом исследования данной курсовой работы является конкуренция.

 Целью исследования данной курсовой работы является изучение роли конкуренции в деятельности предпринимательства.

В задачи исследования курсовой работы входит изучение следующих  вопросов:

-Рассмотреть сущность и значение конкуренции.

-Исследовать роль конкуренции в предпринимательской деятельности.

-Проанализировать проблемы конкурентоспособности Казахстанских предприятий.

-Изучить типы конкуренции в поведении предприятия.

-Произвести анализ конкурентоспособности Казахстанских предприятий.

-Изучить конкурентную среду коммерческих торговых предприятий.

-Произвести обоснование общих направлений повышения конкурентоспособности предприятий.

-Предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий

1.Конкуренция как основной регулятор рыночной экономики

 

 

1.1. Сущность  и значение конкуренции

 

Конкуренция (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или  субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны.

По мнению некоторых  экономистов, рынок - это место, где  поддерживается стихийный порядок. Основой этого порядка является конкуренция между участниками рынка. Она является ключевым понятием теории рынка. Конкуренция заставляет ее участников думать, изобретать, рассчитывать, так как она вызвана столкновением интересов там, где количество ресурсов, товаров и услуг ограниченно.

Не случайно ее называют еще «войной всех против всех». Она ведется на двух фронтах, на одном из которых находятся  покупатели, а на другом - продавцы. В конкуренции между покупателями побеждает тот, кто заплатит наибольшую цену за предлагаемое благо. В конкуренции между продавцами выигрывает тот, кто предложит или более низкую цену, или более высокое качество товара. В конкуренции между покупателями и продавцами в выигрыше будет тот, кто умеет «торговаться», отстаивать справедливость назначенной им цены товара или услуги.

Теоретические основы конкуренции начали закладываться  еще в период докапиталистических  формаций. Однако первые наиболее целостные  теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.

Этимологически  слово «конкуренция» восходит к  латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание».

В любой стране мира господствуют рыночные отношения  и предприятия выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любого предприятия в любой стране.

Конкуренция между производителями возникает в результате стремления соперников «завоевать» большую долю предложения благ на рынке, то есть получить преимущество над конкурентами.

Например, японская компания «Ямаха» в стремлении увеличить  свою долю на рынке мотоциклов выпустила новые модели и начала активную рекламную кампанию. Ее главный конкурент компания «Хонда» отреагировала немедленно, начав выпускать каждую неделю в течение года по новой модели. Так она отстояла свое право на лидерство в этой отрасли и получила большую прибыль. Это позволило ей спустя некоторое время вступить на рынок легковых автомобилей.

Таким образом, основой конкуренции является стремление каждого участника рынка получить для себя лично денежный доход. В  более точном экономическом смысле конкуренция означает:

1.наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов определенного товара или услуги;

2.свободный, для продавцов и покупателей, вход и выход с рынка, под которым подразумевается возможность вступления в любую отрасль национального хозяйства и выход из него, когда производство данного товара становится невыгодным.

Экономисты  сходятся во взглядах, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в  распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Рациональное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения результативного распределения ресурсов, ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима потребителям. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом. Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Совершенной конкуренции  отводится ведущая роль в создании:

1.экономических стимулов в развитии производственных отношений;

2.гарантий безопасности в различных сферах общества;

3.программных и прогнозных документов;

4.стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера;

5.необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля над их соблюдением;

От совершенной  конкуренции требуется обеспечение  развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.

Рассматривая  проблему отрицательного воздействия  несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что она:

1.ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам;

2. не способствует повышению эффективности использования ресурсов;

3. постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:

1. единая общенародная зависимость;

2. малосубъектная система хозяйствования;

3. централизованное распределение всех ресурсов;

4. регламентированные связи по отраслевому признаку;

5. централизованная система установления фиксированных цен;

6. единство номенклатуры продукции во внешней торговле;

Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции.

Практика показывает, что в условиях совершенной конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем, так как если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая, проведя модернизацию и обновление, сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.

Информация о работе Направления улучшения конкурентоспособностей предприятий