История библиографии в детских библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа переделанная.docx

— 357.81 Кб (Скачать файл)

Сегодня не вызывает сомнения, что основная цель детских  библиотек - удовлетворение потребностей (скрытых и явных) детей в самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение. [4,c. 67]

Теоретическое осмысление функций детской библиотеки опирается  на методологические подходы к руководству чтением детей. Инкультурации личности ребенка в деятельности детской библиотеки вбирает в себя задачу формирования человеческого в человеке. В строгом смысле слова деятельность детской библиотеки должна отражать только те феномены культуры, которые организуют общество и культуру на началах гуманизма. Смысловые значения, содержащиеся в информационных ресурсах детской библиотеки, выражают лишь поверхностную информацию. Глубинная информация богаче логических инвариантов и эквивалентов. Она связана с широким спектром личностно-значимого отношения к миру, обогащения внутреннего мира ребенка, его гармонизации и гуманизации. Эта невозможность полной репрезентации смыслов человеческого существования, в частности в детской литературе, продопределяет необходимость детской библиотеки как института, формирующего творческое чтение с позиций аксиологической направленности руководства чтением ребенка.[70,c.135]

Данный подход обусловлен также и происходящими  в современном обществе социокультурными изменениями, которые не смогли не затронуть культурного уклада общества, в том числе детского чтения. Как пишет В.Р. Фирсов, «содержание прочитанных книг, как показало исследование РНБ, во многом отлично от той картины мира, которая ежедневно разворачивается на экранах электронных медиа. Эти культуры существуют параллельно. В какой-то мере чтение выступает компенсатором того напряженного режима, который воспроизводит культура... Очевидно, что параллельное существование двух культур - книжной и медиа - не может продолжаться долго... Поколение, выросшее при включенном дисплее, будет и книгу воспринимать несколько иначе...» [70, с. 136].

Специалисты библиотек, в том числе и детских, отмечают, что становление «экранной культуры» сопровождается определенной мутацией познавательных способностей человека. Восприятие информации из книг и с экрана отличается на глубинном уровне протекания познавательного и творческого актов, определяющихся интенцией сознания [11, с. 47]. Процесс распространения информационных технологий в обществе стремительно развивается, тем не менее сегодня можно назвать книгу как структурообразующий компонент детской библиотеки, хотя и не единственный, посредством которого осуществляется межпоколенная культурная трансляция. В то же время любая информация, сохраняемая, транслируемая детской библиотекой, должна носить ценностный характер по отношению к еще не сформированной личности ребенка. Выявляя основные функции детской библиотеки на основе системного подхода, в основе которого лежит целостное рассмотрение организованной совокупности объектов, выясняется, что их взаимосвязь приводит к возникновению новых интегративных свойств целого, которые отсутствуют у составляющих частей [50, с. 328].

Информационно-коммуникационная природа детской библиотеки реализует миссию инкультурации. По отношению к этой миссии образовательная, педагогическая, социализирующая, культуре - творческая, рекреационная и др. функции являются подчиненными, можно сказать, работают на нее. Это подтверждает и практика работы детских библиотек, получившая отражение в перечне задач детской библиотеки в современный период:

«...развитие и  саморазвитие ребенка; гармоническое сочетание социализации (освоения ребенком норм и воспитание творческих способностей); пропаганда ценности детства и детской субкультуры; решение проблемы «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития; который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного  и эстетического развития; формирование информационной культуры личности, обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя – ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме; взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»; осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям; развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения; развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио – и арттерапии, терапии творчеством»[35,c.23]

Эти задачи решаются в процессах социокультурного взаимодействия детской библиотеки с другими воспитательно – образовательными, культурными и информационными институтами, вводящими человека в реалии культурного нормирования жизни; искусством, моралью и религией, задающими эталонные образцы нормативного или антинормативного сознания и поведения; общественным мнением, одобряющим или порицающим те или иные действия личности.[72,c.14]

Реализация перечисленных  выше задач актуализирует дальнейшую институционализацию детской библиотеки как института инкультурации ребенка, призванного осуществлять ее наиболее системно, комплексно и продуктивно, используя специфические библиотечно – библиографические методы и средства деятельности.[18,c.38]

Закономерен вывод  – детская библиотека включена в  культуру общества как пространство не только кумулятивного, мемориального  характера. Информационная функция  детской библиотеки как основополагающая обеспечивает ценностно – ориентационную (аксиологическую) деятельность детской библиотеки. Данный вывод согласуется с позицией А.В.Соколова, выделяющего в структуре коммуникационного института ценностно – ориентационную функцию наряду с коммуникационно – временной, коммуникационно – пространственной и поисковой[18,c.148]. Миссия инкультурации личности предопределяет аксиологическую сущность библиотечно – библиографической деятельности детской библиотеки, проявляющей в ценностном отборе, характеристике и передаче культурно-значимой информации, предназначенной пользователю детской библиотеки.

Преобладающий в  теории общего библиотековедения подход к   пониманию функций библиотеки как иерархии сущностных и производных,  где информационная  функция  является  единственной сущностной, применительно к детской библиотеке не может экстраполироваться буквально. Безусловно, детская библиотека является частью информационного пространства общества. Информационная сущность как «всеобщая функция библиотеки» реализуется посредством создания информационной модели окружающего ребенка мира в процессе удовлетворения и формирования информационных потребностей пользователей детской библиотеки. В то же время эта функция детской библиотеки обеспечивает реализацию образовательной, педагогической, социализирующей, культуротворческой и др.[8,c. 32]

Педагогический  характер деятельности детской библиотеки, подчиненный целям образования и воспитания индивида, определяется спецификой взаимосвязи ее субъектов - ребенка и руководителя чтения. Органичность существования детской библиотеки как социокультурного института обусловлена миссией инкультурации, которая обнаруживается в целях и задачах деятельности детской библиотеки, а именно, в реализации детской библиотекой цели трансляции культурного опыта от поколения к поколению. Миссия инкультурации проявляется в обобщении мирового культурного опыта во всех сферах для передачи новому поколению. Реализация данной миссии невозможна без образования и самообразования.[18,c.89]

Детские библиотеки являются основными хранилищами  и источниками накопленной человечеством информации, удовлетворяющей образовательные потребности детей и подростков, связанные с учебной деятельностью, самообразовательными интересами научного, творческого, литератуного, искусствоведческого плана. Мнение, что наиболее полно образовательная функция выполняется учебными (школьными) библиотеками, так как это сужает содержание понятия «образование», является спорным [51, с. 173]. Фонды детских библиотек богаче, универсальнее фондов школьных библиотек. Именно информационные ресурсы детской библиотеки выводят ребенка за рамки учебной программы. Для пользователя детская библиотека выступает базой непрерывного образования и самообразования. С образовательной функцией диалектически взаимосвязана педагогическая функция детской библиотеки, аксиологический характер которой прослеживается в методике и практике ее библиотечно-библиографической деятельности. Инкультурация личности ребенка в условиях детской библиотеки отличается от инкультурации взрослого тем, что свободный доступ к информации, свобода выбора книг для чтения имеет ценностные ограничения. Критерий ценности должен быть положен в противовес      бесконтрольности детского чтения и пассивной роли библиотекаря  [63, с. 107]. Свободный доступ к информационным ресурсам детской библиотеки ограничивается с позиций недоступности определенной информации возможностям восприятия ребенка, несоответствия нравственным ценностям общества. Педагогическая функция детской библиотеки проявляется в средствах формирования круга чтения каждой возрастной группы ее пользователей, развитии информационной культуры ребенка. Особенно ярко педагогическая функция пронизывает процесс руководства чтением ребенка, где снимаются как противоречия между ребенком - читателем и взрослым - руководителем чтения, так и противоречия между документом и потребителем.

Инкультурация личности взаимозависимый с социализацией процесс. Миссия инкультурации проявляется в деятельности деткой библиотеки непосредственно в социализирующей функции, связанной с усвоением читателем социального опыта, ценностей и норм, необходимых для жизнедеятельности.[63,c.108]

Инкультурация личности не может быть завершенной без организации и развития творческой деятельности ребенка. Именно детская  библиотека формирует у ребенка отношение к чтению как творческой духовной деятельности. Эстетическая природа детской литературы (художественной, научно-познавательной) предопределяет ее творческое восприят Деятельность детской библиотеки невозможна без учета биосоциальных, психологических особенностей ее читателей. Именно с этих позиций руководитель чтения мотивирует культуротворческую деятельность ребенка: понимание авторской позиции, формирование собственных мыслей, чувств, образов, т.е. личностно-ценностного отношения. И.И.Тихомирова также выделяет такие понятия, как «творчество как процесс чтения» и «творчество как продукт чтения». Последнее находит выражение в виде рисунков, отзывов, игр, театрализованных импровизаций: «Все они своеобразный экран, на котором высвечивается внутренний мир ребенка, те духовные процессы, которые совершались в акте чтения» [66, с.178].

 Таким образом, культуротворческая функция детской библиотеки реализуется в организации развития читательской творческой деятельности ребенка: понимания авторской позиции, формирования собственных мыслей, чувств, образов, т.е. личностно-ценностного отношения, активизируемого межличностным читательским общением, творческими видами библиотечно-библиографической деятельности (конкурсами, викторинами, играми, театрализованными представлениями).

Система функций  детской библиотеки была бы неполной без функции рекреационной (гедонистической), библиотерапевтической. Удовлетворение потребности ребенка - читателя в эстетическом наслаждении от чтения книги, прослушивания музыкального произведения, восприятия произведений живописи, релаксации, коррекции психологического состояния активно реализуется в деятельности детской библиотеки.[59,c.89]

Итак, информационная сущность как «всеобщая функция  библиотеки» в детской библиотеке реализуется посредством создания информационной модели окружающего ребенка мира в процессе удовлетворения и формирования информационных потребностей пользователей детской библиотеки в контексте миссии детской библиотеки - инкультурации личности.

Миссия инкультурации отражает целостность культуры, выражающуюся в универсальном отношении личности к миру, через освоение которого ребенок формирует свой собственный индивидуальный мир, осознает себя в нем. Осваивая информационные ресурсы детской библиотеки, ребенок реализует себя в культуре общества.

Информационно-коммуникационная природа детской библиотеки реализует миссию инкультурации. По отношению к миссии образовательная, педагогическая, социализирующая, культуротворческая, рекреационная и др. функции являются подчиненными.

С образовательной  функцией диалектически взаимосвязана  педагогическая функция детской библиотеки, аксиологический характер которой прослеживается в методике и практике ее библиотечно-библиографической деятельности.

Педагогическая  функция проявляется в формировании информационных ресурсов детской библиотеки с позиций доступности информации возможностям восприятия ребенка, соответствия духовно-нравственным ценностям общества, в процессе руководства чтением ребенка.

Социализирующая функция проявляется в усвоении читателем социального опыта, ценностей и норм, необходимых для жизнедеятельности личности и должна сегодня рассматриваться в русле задач формирования ребенком собственной индивидуальной культуры.[3,c.78]

Таким образом,  функция детской библиотеки в современной социокультурной среде реализуется в организации развития читательской творческой деятельности ребенка: понимания авторской позиции, формирования собственных мыслей, чувств, образов, т.е. личностно-ценностного отношения, активизируемого межличностным читательским общением, творческими видами библиотечно-библиографической деятельности (конкурсами, викторинами, играми, театрализованными представлениями). Так как детская библиотека – это специализированное библиотечное учреждение универсального профиля, организующее библиотечное и информационное обслуживание детей, активно занимающаяся приобщением к чтению и продвижением качественной детской литературы.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что библиографическая деятельность – это одно из основных направлений работы детских библиотек. В детских библиотеках библиографическое информирование выступает, с одной стороны, как самостоятельное направление библиографической деятельности, а с другой – функционирует в тесной связи со справочно – библиографической работой, с руководством чтением детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде.

2.1 Библиографическая  деятельность детских библиотек  России.  Детская библиотека является социокультурным институтом, способствующим не только сбору, хранению, обработке информации, циркулирующей в культуре, но и объектом по её распространению.[6,c4.].

Информация о работе История библиографии в детских библиотеках