История библиографии в детских библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа переделанная.docx

— 357.81 Кб (Скачать файл)

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….4

Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10

1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10

1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25

Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42

2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42

2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54

Заключение……………………………………………………………………….65

Список литературы……………………………………………………………..68

Приложения……………………………………………………………………..74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение.

 

Актуальность  исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку. Именно она имеет огромный потенциал влияния на становление личности, формирование уровня её общей культуры. Это становится возможным благодаря уникальному информационно-библиографическому пространству детской библиотеки, смягчающему негативное воздействие непрерывных информационных потоков на сознание ребёнка, приучающего его к свободному ориентированию в окружающем информационном пространстве, вхождению в культуру общества.[5,c.175]

Библиотечно- библиографическое обслуживание — это деятельность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую и фактографическую информацию, сами документы или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, производственных, образовательных и других потребностей.[64,с.29 ]

Именно библиографическое обслуживание является ведущей функцией современных детских библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех других подразделений библиотеки, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния. Комплектование фонда, обработка документов, создание СБА, подключение к компьютерной сети должны строиться так, чтобы обеспечивать бесперебойную работу отделов обслуживания. 

      Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, вместе с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи и функции, организационные формы и методика, становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание.[67,с.16 ]

Цели  библиографической деятельности в детской библиотеке чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами .Наиболее общей конечной целью является содействие удовлетворению информационных потребностей маленьких членов общества. Эта цель дифференцируется (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографической информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более конкретные цели, связанные с различными участками и направлениями библиографической деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, их субординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разнообразны сама библиографическая деятельность и ее связи с окружающей действительностью, настолько сложны и разнообразны цели, которые ставят перед собой библиографы.[57,с.24 ]

Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности, являющейся по своей сути культурной, состоит в духовной самореализации личности. Библиотека помогает ее осуществлению, содействуя развитию индивидуальных способностей, благодаря чему маленький пользователь библиотеки усваивает и преумножает накопленный человечеством жизненный опыт .[67,с.17 ] Все это подтверждает актуальность выбранной темы.

Степень научной  разработанности: проблемы библиографической деятельности детских библиотек России рассматриваются на фоне перемен происходящих в политической, экономической и культурной жизни общества в современной социокультурной среде.

 Значительный вклад в разработку данной темы внесли следующие авторы Е.Ф.Рыбина[54],[55], в её работах прослеживается история становления детской библиографии, функции и задачи на современном этапе. Тенденции развития детской библиографии на современном этапе нашли отражение в книгах В.В.Брежневой [7], Н.Л.Голубевой [17], М.Я. Дворкина[19],[23],А.Н.Дулатовой[22],[23],И.Б.Михнова[40],Ю.B.Климакова[33]. Значение книги в жизни ребёнка и значимость библиографического информирования подрастающего поколения раскрывается в книгах Л.И.Беленькой[3],М.В.Белоколенко[4],И.И. Тихомирова[66 ],В.Р.Фирсова[70 ], Н.Б. Зиновьева[26 ].

Так же вопрос библиографической деятельности детских библиотек рассматривается на страницах профессиональных журналов: Библиотека[2],[9],[15],[19],[21],[24],[34],[38],[41],[42],[48],[61], Библиотековедение[4],[8],[68],[71], Детская библиотека[6], Библио поле [27],Библиотечное дело[67], Школьная библиотека[63],Библиография[64], Мирбиблиографии[1],[13],[14],[25],[29],[30],[31],[32],[37],[39],[49],[52],[56], [69]. Так Т.А.Бобровникова в своих публикациях показывает роль библиографического информирования в детских библиотеках в образовательном процессе школьников [3]. Разработана концепция библиотечного обслуживания детей в России[18] и др.

В книге Н. Л. Голубевой [18] рассмотрена деятельность детской библиотеки в современном обществе, ее функции и задачи по воспитанию подрастающего покаления, также в этом вопросе работают следующие авторы:Н.А.Щепеткова[71],И.И.Тихомирова[66],Л.М.Некрасова[41], О.И.Ладушкина[38 ],O.И. Алимаева[2 ], М.В.Белоколенко[4 ]и др.

Цель исследования: изучить особенности библиографической деятельности детских библиотек России в современной социокультурной среде.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии.

2.Изучить  детскую   библиотеку в современной социокультурной среде.

3. Охарактеризовать библиографическую деятельность детских библиотек России.

4.Проанализировать деятельность МБУК Рославльской МЦБС Центральной детской библиотеки как библиографического центра в современной социокультурной среде.

Объект исследования: библиографическая деятельность

Предмет исследования: библиографическая деятельность детской библиотеки

Методы исследования:

Исторический

          Библиографический

Анализ

Синтез

Цитирование

Гипотеза исследования: детская библиотека активно реализует основные направления  библиографической деятельности, является современным информационно - библиографическим центром. С помощью компьютерных технологий раздвигает территориальные границы библиографических ресурсов, на каждом этапе своего развития приобретает новые черты. Серьезным фактором, формирующим современные тенденции ее преобразования, является ускорение научно – технического прогресса. Существенное значение для библиографической деятельности имеют также характерное для нашего времени повышение роли человеческого фактора, активизация творческой инициативы людей.

 Новизна и  практическая значимость: библиографическая деятельность детских библиотек России испытывает сегодня наибольшее влияние информационных технологий и интенсивно меняется под их воздействием. Изменилось все, начиная с профессиональной терминологии. Картотеки превратились в базы данных, изменился характер труда библиографов: он еще более усложнился в связи с автоматизацией библиографических процессов. Работа будет полезна студентам специальности Библиотечно - информационная деятельность в процессе изучения учебных дисциплин, связанных с  библиографической и информационной деятельностью детских библиотек, а так же практическим работникам, занимающимся библиографированием литературных произведений печати для детей. 

Апробация результатов  исследования: - работа прошла апробацию на научных студенческой конференциях «Библиотечное дело в ХХI веке», в виде докладов «Возникновение и развитие отечественной библиографии до начала ХХ века» (февраль 2010 года), « Особенности библиографической деятельности детских библиотек» (февраль 2011 года), «Особенности информационной деятельности детских библиотек» ( март 2012 года), «Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии» (декабрь 2012 года).

Композиционные  особенности: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе « Возникновение и развитие детской библиографии,  детская библиотека в современной социокультурной среде» рассматривается зарождение, становление и развитие детской библиографии в условиях современных политических, экономических и культурных преобразований в обществе. А так же значение принципы и задачи библиографического информирования на современном этапе. Рассмотрена деятельность детской библиотеки в современном обществе, ее функции и задачи по воспитанию подрастающего поколения.

Во второй главе «Библиографическая деятельность детских библиотек России». Дана характеристика детской библиотеки как библиографического информационного центра. На примере Российской Государственной Детской Библиотеки (РГДБ),Национальной детской библиотеки КОМИ, Пермской Краевой детской библиотеки. Библиотека рассмотрена как элемент информационного пространства, предполагающий хранение и использование информации. В качестве примера была рассмотрена библиографическая деятельность областных детских библиотек: Московская Государственная Областная детская библиотека, Иркутская Областная детская библиотека, Волгоградская Областная детская библиотека, Тамбовская Областная детская библиотека, Смоленская Областная детская библиотека. Проанализирована библиографическая деятельность Центральной детской библиотеки города Рославля.

 

Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии , детская библиотека в современной социокультурной среде.

1.1Возникновение  и основные этапы развития  отечественной детской библиографии.

Возникновение детской библиографии принято относить к 60-м гг. XIX века, т.е. ко времени выхода в свет первого указателя по детской литературе.

 Потребность в библиографической  информации существовала всегда. Речь нужно вести не о том,  что ранее не было каких  бы то ни было списков литературы, а о том, что с этих позиций  вопрос не  изучен.Не исследовано, например, какие книги могли быть доступны для детского  чтения в списках истинных и ложных книг (их не менее ста!), широко распространявшихся на Руси с Х до XVII в., и других источниках.  Общеизвестно, что введение христианства на Руси в момент её повсеместного крещения в 988 г.  Стимулировало развитие письменности, а вместе с ним способствовало и развитию русской культуры (обучению грамоте, книгописанию и т.д.).[54,c.21]

       Наиболее  ранние сведения о детском  чтении сохранились в летописях  и житиях святых, получивших с  Х в. на Руси широкое распространение. Можно предположить, что в рукописных списках литературы, в круге чтения детей того времени преобладала православная религиозно – нравственная литература.[54,c.22]

Информация о работе История библиографии в детских библиотеках