Бизнес- план тепличного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:53, реферат

Краткое описание

Настоящий инвестиционный меморандум предусматривает комплекс инвестиционных мероприятий по организации и развитию тепличного комплекса для выращивания томатов и огурцов закрытого грунта . Суммарная площадь под теплицами комплекса составит 45 га.
Концепция проекта предусматривает создание теплицы по выращиванию овощей (помидоры, огурцы).
Целями деятельности предприятия будут:
- Получение высококачественной, экспортоориентированной, конкурентоспособной продукции для реализации на внутреннем и внешнем рынках;
- Бесперебойное обеспечение основными видами с/х продукции населения г. Астана;
- Извлечение прибыли от результатов производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- Организация и предоставление новых рабочих на производствах предприятия для сельских жителей, решение их социальных вопросов.

Содержание

Введение 7
1. Концепция проекта 7
2. Описание продукта (услуги) 9
3. Программа производств 10
4. Маркетинговый план 11
4.1 Описание рынка продукции (услуг) 11
4.2 Основные и потенциальные конкуренты 12
4.3 Прогнозные оценки развития рынка, ожидаемые изменения 17
4.4 Стратегия маркетинга 17
5. Техническое планирование 19
5.1 Технологический процесс 19
5.2 Здания и сооружения 19
5.3 Оборудование и инвентарь 20
5.4 Коммуникационная инфраструктура 22
6. Организация, управление и персонал 23
7. Реализация проекта 24
7.1 План реализации 24
7.2 Затраты на реализацию проекта 24
8. Эксплуатационные расходы 25
9. Общие и административные расходы 26
10. Потребность в финансировании 27
11. Эффективность проекта 28
11.1 Проекция Cash-flow 28
11.2 Расчет прибыли и убытков 28
11.3 Проекция баланса 28
11.4 Финансовые индикаторы 28
12. Социально-экономическое и экологическое воздействие 30
12.1 Социально-экономическое значение проекта 30
12.2 Воздействие на окружающую среду 30

Вложенные файлы: 1 файл

бизнес план теплица казастан.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Диаграммы показывают, что в среднем в ноябре завозится 1 тонна огурцов по цене 225 – 450 тг./кг.

По данным АО «Казагромаркетинг» средние розничные цены на помидоры и огурцы по г. Астане составили  (таблица 3):

 

Таблица 3 - Розничные цены на помидоры и огурцы по г. Астане по состоянию на 1 ноября 2011 г., тенге/кг

Помидоры

326

Огурцы

254


 

 

                         Источник: Областные представительства АО «Казагромаркетинг»

 

Сезонный фактор сильно влияет на ценовую динамику овощной продукции в течение года. Рост цен на овощи в осенний период объясняется закладкой на зимнее хранение основной части урожая и связанным с этим уменьшением объема предложения продукции на рынке. Также на рост цен в зимний период влияние оказывают издержки на хранение.      

Учитывая деградацию большинства построенных в советские годы теплиц и слабую техническую оснащенность имеющихся теплиц, отмечается низкая обеспеченность населения ранними овощами в период межсезонья (21%).

Потребность в ранних овощах по национальным нормам потребления составляет 87,4 тыс. тонн в год. С учетом имеющихся сооружений закрытого грунта (184,1 га) дополнительно необходимо введение 165,5 га площадей закрытого грунта.

Проблема обеспеченности овощной продукцией в период межсезонья в последние годы решается путем расширения площадей закрытого грунта, в том числе за счет государственных инвестиций, и увеличения валового сбора ранних овощей.

По данным Агентства по статистике, на сегодняшний день в республике теплицы функционируют на площади 184,1 га. В основном они специализируются на производстве томатов, огурцов и зелени.

За период 2009-2010 годы введены в эксплуатацию 27,7 га площадей закрытого грунта, из них за счет собственных средств сельхозтоваропроизводителей построено 15,7 га площадей закрытого грунта, средств АО «НУХ «КазАгро» 9,6 га площадей закрытого грунта, средств местных исполнительных органов 1,3 га площадей закрытого грунта, средств других финансовых институтов (СПК, фонды и др.) 1,07 га площадей закрытого грунта.

В целом потребление огурцов и томатов растет вместе с ростом всего потребительского рынка. Спрос на овощи растет в среднем на 10% в год, чему способствует увеличение реальных доходов населения.

На основе показателей среднедушевого потребления потребление овощей на 1 человека составляет: томатов 25—32 кг, огурцов 10—13 кг.

Объем потребления огурца составляет около 6 600 тонн в год. Примерно 30% от общего потребления, по данным экспертных опросов и показателям министерства сельского хозяйства, это овощи, выращенные в летний сезон на собственных участках. Остальные 70%, а это около  4 620 тонн – покупные огурцы.

По томатам потенциальный рынок потребления составляет 15 000 тонн. Из них примерно 20% удовлетворяется за счет собственных садовых участков. В итоге на оптовом рынке должно быть порядка 12 000 тонн томатов.

Среди всех овощей огурцы и томаты лидируют во вкусовых предпочтениях, как наиболее вкусные и любимые потребителями овощи. Огурцы и томаты оцениваются в зимний период как относительно дорогие овощи, их потребление смещено в сторону высокодоходных групп. Несмотря на лидерство по вкусовым предпочтениям, огурцы и томаты по потреблению находятся далеко позади недорогих овощей - картофеля, моркови, лука и капусты.  Это обусловлено тем, что более население сформировало вкусовые предпочтения в то время, когда томат в зимнее время был сравнительно недоступным продуктом, равно как огурцы. Увеличение посевных площадей этих овощей, будет влиять на потребление, с учетом стабильной цены. 

По объемам реализации рынки стоят на втором месте, так как имеют наибольшее число торговых мест и, наравне с магазинами, являются наиболее посещаемыми населением. Как показало анкетирование, в магазинах плодоовощную продукцию приобретают 49% населения, на рынке – 47% и в супермаркетах – 4% (рисунок 6).

 

Рисунок 6 - Места приобретения тепличной продукции населением г. Астана, в %

             

                       Источник: исследования ТОО «МСБ консалтинг»

Около 36% (70 чел) при покупке овощей в первую очередь обращают внимание на товарный вид продукции, 7 % (14 чел) – на упаковку, 55% (107 чел) – на свежесть, 2 % (4 чел) – на стоимость товара (рисунок 7).

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 - Предпочтения потребителей г. Астана тепличной продукции, в %

                               Источник: исследования ТОО «МСБ консалтинг»

При покупке и потреблении тепличной продукции у потребителей накапливается некий опыт, то есть потребитель знает, где, какие по вкусу и по какой цене приобрести томаты и огурцы. Обычно потребитель покупает подходящий ему товар в одном и том же месте, у одного и того же продавца.

4.2 Основные и  потенциальные конкуренты

Конкурентами нового тепличного хозяйства могут выступить имеющиеся тепличные хозяйства, которые завоевали определенных клиентов в области, привозная продукция из соседних областей и южных республик, а также новые тепличные хозяйства.

В 2010 году по стране введено 21 га закрытого грунта, в том числе за счет средств АО «Национальный холдинг «КазАгро» и его дочерних предприятий:

- 50 мини-теплиц в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, ЮКО;

- 6 промышленных теплиц в:

- ЮКО (Сарыагашский р-н, Байдибекский, г. Шымкент);

- г. Атырау;

- г. Усть-Каменогорск;

- г. Караганда.

В Северно – Казахстанской области функционирует всего одно тепличное хозяйство, общей площадью 3,5 га.

Тепличные хозяйства Астаны

1. В собственности ГКП «Астана Орманы» имеется четыре теплицы общей площадью 1 550 м2.

2. Планируется, что в ближайшее время в Астане появится еще одно тепличное хозяйство. Выращиванием огурцов и помидоров по израильской технологии займется ТОО «Астана Эко Стандарт».

В ноябре 2011 года теплица, оборудованная системой капельного орошения израильского производства, будет сдана в эксплуатацию. 10 ноября будет посажена первая рассада, выращенная из семян, привезенных из Израиля. Теплица занимает площадь в 3 га. На 1,5 га будут посажены помидоры и на 1,5 га - огурцы. Ожидается, что производительность теплицы будет 1 000 тонн овощей в год.

Технология посадки и получения урожая будет охватывать несколько месяцев. В первый год будет высажен один сорт помидоров и огурцов, далее в зависимости от спроса ассортимент будет расширяться. Предприятие получило мощную государственную поддержку в сумме 1,700 млрд. тенге. Кроме того, в рамках программы «Дорожная карта» ему выделены средства на строительство наружных сетей.

Предприятие предоставит рабочие места 60 специалистам, в том числе будет трудоустроен 1 иностранец – агроном из Израиля.

 

4.3 Прогнозные оценки  развития рынка, ожидаемые изменения

В целом, Казахстан обеспечивает себя овощами. Единственная проблема заключается в ранних овощах.  Не хватает овощей, которые выращиваются в закрытом грунте, то есть в теплицах.

Поэтому государство сейчас стимулирует организацию теплиц. Только за последние два года количество теплиц у нас в десятки раз увеличилось. Чтобы достичь необходимого уровня обеспечения внутреннего рынка ранними овощами, необходимо дополнительно на 80% увеличить производство ранних овощей.

Для этого есть государственные стимулы, прежде всего это субсидирование.

В настоящее время на рассмотрении в сенате находится проект закона о продовольственной безопасности, где предусмотрена норма по субсидированию овощей закрытого грунта. После принятия закона данная норма "будет хорошим стимулом для развития тепличного хозяйства". Тепличная отрасль Казахстана, возможно, только начинает своё развитие и имеет перспективу в будущем, так как земли для построения данной отрасли предостаточно. АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" приступил к кредитованию мини тепличных хозяйств. По оценке специалистов холдинга, реализация этой программы позволит ввести в стране до 10 гектаров закрытого грунта.

Предполагаемая урожайность теплицы в 12 килограмм на квадратный метр позволяет делать прогноз о дополнительном производстве за счет реализации данной программы плодоовощной продукции для в период межсезонья в объемах 1-1,5 тысяч тонн в год, а также создать дополнительно до 400 рабочих мест на селе.

Таблица 4 - Прогноз обеспечения потребностей внутреннего рынка (в %)

 

2012 год

2013 год

2014 год

в маслосеменах

100

100

100

в сахарной свекле

15

16

17

в картофеле

100

100

100

в ранних овощах

73

86

100

в плодах, ягодах и винограде

87

90

93


 

 

Источник: Министерство сельского хозяйства РК (Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы)

Как показывает таблица, по прогнозам обеспечение потребностей внутреннего рынка в ранних овощах в период с 2012 по 2014 г.г составляет от 73 (в 2012 г) до 100 % (в 2014 г).

По мнению специалистов Министерства сельского хозяйства РК, рост объемов производства овощей в 2014 году достигнет 2 237,0 тыс. тонн против 2 185,0 тыс. тонн в 2012 году.

 

Таблица 5 - Прогнозы  объемов производства на 2012 – 2014 гг.

 

2012 год

2013 год

2014 год

Рост объемов производства, тыс. тонн:

     

зерна

18 600,0

19 000,0

19 200,0

маслосемян

1 120,0

1 155,0

1 190,0

сахарной свеклы

700,0

775,0

875,0

риса

303,6

308,1

314,0

хлопка - сырца

220,0

210,0

200,0

овощей

2 185,0

2 215,0

2 237,0

в том числе ранних

62,8

74,3

86,3

картофеля

2 772,0

2 867,0

2 971,0

плодов, ягод и винограда

326,0

356,0

387,0


 

 

4.4 Стратегия маркетинга

Целью маркетинга является создание условий для работы отрасли овощеводства.

Возможным противодействием вступлению компании на рынок со стороны конкурентов может быть резкое снижение цены (ценовой прессинг) вследствие достаточно больших производственных мощностей этих фирм. Ответным действием может быть усиление рекламы продукции.

В целях продвижения товара на рынке планируется провести широкую рекламную кампанию через средства массовой информации. Будут даны рекламные объявления в местных газетах, реклама на радио. Также будут изготовлены листовки для оптовых и розничных продавцов продукции. Формирование спроса и стимулирование сбыта планируется исходя из следующих моментов:

- Выгодное месторасположение тепличного хозяйства;

- Относительно низкий уровень  цен по сравнению с другими;

- Современное оборудование;

- Реализация  программ по стимулированию спроса. 
5. Техническое планирование

5.1 Технологический  процесс

Ведение двух культур в несколько оборотов требует изолированного рассадного отделения для обеспечения независимого от основных культур процесса выращивания рассады. Поэтому в проект теплицы включено рассадное отделение, оснащенное стеллажными гидропонными установками с поливом рассады методом прилив-отлив.

Рассадное отделение, как самостоятельная технологическая единица с независимым поддержанием микроклимата и независимой системой ирригации позволит наладить конвейерное выращивание рассады разных культурооборотов, а также, при необходимости, выращивать зелень в безрассадный период.

В агротехнике выращивания томата и огурца за основу взята малообъемная технология на минераловатном субстрате с применением капельного полива. В настоящее время минеральная вата является идеальным субстратом для малообъемки, благодаря химической инертности волокон субстрата и отличной влагоудерживающей способности. Минеральная вата спрессована в маты стандартных размеров и упакована в светонепроницаемую пленку – черную изнутри и белую, светоотражающую снаружи. Маты укладываются на подвесных однорядных металлических желобах, защищенных от коррозии полимерным покрытием. Желоба располагаются по 5 на 8-метровый пролет, с расстоянием между осями желобов – 1,6 метра. Уклон желобов от дорожки к торцам теплицы обеспечивает отвод дренажа в дренажный коллектор.

Технология выращивания томата в защищенном грунте

Информация о работе Бизнес- план тепличного комплекса