Бизнес-планирование в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:50, доклад

Краткое описание

В малом бизнесе серьёзное планирование до сих пор является редкостью. Игнорирование подготовительного этапа и проработки основных позиций деятельности будущего предприятия часто приводит к необдуманным, неоправданно рискованным поступкам. Поэтому самые дальновидные из начинающих предпринимателей не жалеют времени на разработку подробного бизнес-плана.

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес-планирование в малом предпринимательстве.docx

— 22.08 Кб (Скачать файл)

В малом бизнесе  серьёзное планирование до сих пор  является редкостью. Игнорирование  подготовительного этапа и проработки основных позиций деятельности будущего предприятия часто приводит к  необдуманным, неоправданно рискованным  поступкам. Поэтому самые дальновидные из начинающих предпринимателей не жалеют времени на разработку подробного бизнес-плана.

Основные цели и признаки плана развития, составленного  для малого предприятия, практически  не отличаются от бизнес-планирования отраслевого гиганта, но по своему объемуц будут меньше. Чтобы предприниматель смог найти для себя ответы на интересующие его вопросы, связанные с организацией и последующим развитием своего бизнеса, важно проработать каждый пункт этого документа.

Бизнес-планом называют документ, который рассматривает все основные аспекты деятельности предприятия, анализирует предполагаемые будущие проблемы, а также излагает способы их решения.

Наличие бизнес-плана  играет значительную роль как на начальной стадии организации бизнеса, так и при реализации нового проекта. Нельзя браться за "дело" не имея четкого плана своих действий по его формированию и развитию. Только для малого проекта составление бизнес-плана будет делом менее затратным и сам документ будет более доступным и менее формальным. Но при этом существует один недостаток - бизнес-планы для малого бизнеса, как правило, не глубоко отражают этапные действия по развитию бизнеса. 

Однако же, при  открытии любого проекта должен составляться даже не глубокий бизнес-план. Это даст четкую картину поэтапных действий и поможет избежать необоснованных финансовых вложений. Правильно составленный бизнес-план является ответом на вопрос: есть ли смысл вообще вкладывать деньги в этот проект, принесет ли он доходы, которые возместят затраты средств  и сил и принесут прибыль?

Итак, Вы начинаете какое-либо новое дела на своем предприятии. Каковы ваши дальнейшие действия по составлению бизнес плана?

Для начала нужно четко  определить, для каких целей составляется бизнес-план?

- Если это документ для привлечения инвестиционных денежных средств, то к его составлению нужно подходить более глубоко и аргументировано. Такой документ должен всесторонне и грамотно осветить цели и задачи финансового проекта, дать обзорный анализ осваиваемого сегмента рынка, представить план маркетинга, план производства, охарактеризовать объем требуемых вложений и финансовые риски при этом, предоставить детальные расчеты прибыли и окупаемости и многое другое. 

- В случае если составление бизнес-плана необходимо для полноценного функционирования вашего предприятия, советуем также тщательно разработать модель будущей деятельности, но при этом бизнес-плану не обязательно иметь строгую книжную структуру построения. Главное - понять суть разрабатываемого проекта, почувствовать его экономическую составляющую и выявить пути и возможности для его реализации. 

Далее необходимо поработать над структурой бизнес плана. Какие  аспекты вы хотите затронуть? Составление  структуры бизнес плана – процесс  творческий.

Для начала необходимо вычислить объем предполагаемых продаж и цены на каждый отдельный  вид товара, и только затем приступать к составлению организационного плана. Также потребуется расчет текущих расходов, как на производство продукции, так и на содержание и  продвижение бизнеса.

В бизнес-плане  стоит отметить источники финансирования проекта: собственные сбережения или  заемные средства (ссуды, банковские кредиты). Только после составления  подробного плана с выполнением  всех необходимых расчетов можно  будет дать оценку бизнесу, оптимизировать сроки реализации проекта, определить, каким образом издержки, цена и прочие факторы влияют на финансовый результат и принять ряд других, не менее важных решений для организации собственного малого предприятия.

Хотя нет четкой регламентации  по этому вопросу, могу привести  некоторые рекомендации по этому  вопросу. Бизнес-план должен включать:

- исполнительное резюме; является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств. 

- Общее описание предприятия;

-  Описание продукции и услуг - содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;

- Маркетинг и сбыт  продукции. Цель -  разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж). 

- Производственный план - содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).;

- Организационный план - нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации. 

- Финансовый план. Цель -  Цель заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании. 

Финансовый план должен содержать  график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы  финансирования, ответственность заемщиков  и систему гарантий, график погашения  кредитов), подробную смету расходов. 

В финансовый план включают отчет  о движении денежных средств, отчет  о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.). 

- Оценка рисков - требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

 

Эта структура, , предлагаемая UNIDO (United Nations Industrial Development Organization), является наиболее популярной в России. Используется в Европе для кредитования.

Так же существует стандарт ТАCIS  (Техническая помощь Содружеству Независимых Государств). Именно по этому стандарту ЕС проводил обучение предприятий малого и среднего бизнеса в странах СНГ. Он ориентирован на привлечение инвестора в бизнес. Упор сделан на упралвении процессом и предприятием:

    1. Краткое описание бизнеса и проекта
    2. Бизнес и его стратегия
    3. Рынок и маркетинговая стратегия
    4. Производство и эксплуотация
    5. Управление и процесс принятии решений
    6. Финансы
    7. Факторы риска

 

На самом деле, если вы четко знаете, для какой цели составляется бизнес-план, то выбор структуры  является весьма ограниченным.

Если цель – получение  банковского кредита – форма  БП устанавливается банком;

Получение гранта или субсидии – форма устанавливается условиями  конкурса;

Привлечение инвестора –  выбирается стандартный формат ( например рассмотренный ранее);

Если цель БП внутренняя – формат определяет само предприятие, творческий процесс.

Несколько практических советов по составлению бизнес-планов:

  • простота и доступность подачи информации. Сведения о разработках преподносите в максимально понятном и доступном виде. Активно используйте таблицы, диаграммы и схемы.
  • полнота и конкретность. Название проекту давайте краткое и отражающее суть проекта.
  • оценка рисков. Перечень рисков, которые анализируются в проекте, должен быть максимально объемлющим, а не выборочным, охватывать все сферы проекта и финансовую, и техническую, и организационную.
  • подготовка самооценки бизнес-плана . необходимо дополнить документ информацией, которая может понадобиться экспертам, проработать расчетные данные для получения максимально приемлемых прогнозов.

 

 

 

Бизнес-план должен представлять:

Для инвестора- доходный, безопасный и управляемый бизнес, компетенствность и порядочность собственников.

Для банка – финансово  прогнозируемый стабильный бизнес, возврат  кредита и уплату процентов.

 

 


Информация о работе Бизнес-планирование в малом предпринимательстве