Анализ организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности организации коммерческой деятельности предприятий оптовой, розничной торговли и торгово-посреднических структур
Изучить особенности формирования ассортимента, организации закупок, поставок, товародвижения и продажи товаров, сервисного обслуживания предприятий на рынке товаров и услуг
Рассмотреть информационное обеспечение коммерческой деятельности
Выявить проблемы организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ ............................3
1.1. Экономическое содержание и особенности организации коммерческой
деятельности предприятий оптовой, розничной торговли, торгово-посреднических
структур на рынке товаров и услуг..........................................................................................3
1.2. Особенности формирования ассортимента, организации закупок,
товародвижения и продажи товаров, сервисного обслуживания предприятий на рынке
товаров и услуг ........................................................................................................................14
1.3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности..........

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект по коммерции.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в коммерческой деятельности занято большее количество человек и организаций, чем в производстве. Кроме того на любом производственном предприятии существует коммерческая служба, от успешной деятельности которой зависит развитие конкурентоспособности всей организации.

Такая ситуация сложилась благодаря переходу России к рыночным отношениям, начало чему послужили действия правительства  конца 80-х – начала 90-х. Современный  рынок создает свои правила и  аспекты игры для спроса и предложения. И одним из следствий стало появление жестокой конкуренции между организациями. Рыночные законы подобны закону Чарльза Дарвина: «Выживает сильнейший». Те организации, которые не могут быть конкурентоспособными выходят из игры.

Все вышеописанное представляет собой ответ на вопрос о выборе теоретической части курсового проекта «Организация коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.»

Актуальность данного курсового проекта  заключается в необходимости организации коммерческой деятельности для любой фирмы, а рассмотрение организации стимулирования закупочной и сбытовой деятельности в условиях финансового кризиса является неотъемлемой частью любого предприятия.

Объектом исследования данной работы является рынок парфюмерно-косметических товаров.

Предметом исследования является организация коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.

Целью исследования является анализ организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть особенности организации коммерческой деятельности предприятий оптовой, розничной торговли и торгово-посреднических структур
  • Изучить особенности формирования ассортимента, организации закупок, поставок, товародвижения и продажи товаров, сервисного обслуживания предприятий на рынке товаров и услуг
  • Рассмотреть информационное обеспечение коммерческой деятельности
  • Выявить проблемы организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг

Методы исследования:

  • Анализ существующей литературы по данной тематике
  • Анализ рынка парфюмерно-косметических товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

1.1. Экономическое содержание  и особенности организации коммерческой  деятельности предприятий оптовой, розничной торговли, торгово-посреднических  структур на рынке товаров  и услуг

Понятие «коммерция» пришло к нам из латинского языка и буквально означает «торговля». В настоящее время под торговлей понимается, во-первых, форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег, во-вторых, самостоятельная отрасль народного хозяйства и, в–третьих, деятельность, направленная на совершение актов купли-продажи товаров и услуг.

В современном деловом языке понятие коммерческой деятельности используется в нескольких значениях. В широком смысле коммерческая деятельность – это любая деятельность, направленная на получение прибыли. Такая трактовка приближает понятие коммерческой деятельности к понятию предпринимательства (бизнеса). В узком значении коммерческая деятельность связывается с деятельностью торговых организаций. [5, с. 5].

Оба эти определения не вполне адекватно отражают сущность коммерческой деятельности. Предпринимательская деятельность часто не исчерпывается коммерческими процессами и может предполагать организацию разработки и налаживание производства продукции или услуги, причем эти задачи могут иметь ключевое значение. В тоже время деятельность, связанная с закупками и продажами, осуществляется не только в предприятиях торговли, а имеет место во всех видах предпринимательства. Поэтому на любом современном предприятии должны быть специалисты, владеющие методами коммерческой работы. Однако в чистом виде коммерческая деятельность присутствует именно в торговых организациях.

Далее будет рассмотрено определение термина «коммерческая деятельность», представленное разными авторами в табл. 1.1.1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1.1.

 №       п/п 

           1

                  2

1

       Автор

                  Определение понятия

2

О.В. Памбухчиянц

Совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли.

3

С.Н. Третьяк

Любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи.

4

С.Н. Виноградова

Вид торгового предпринимательства или бизнеса, который лежит в основе любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики

5

Е.П. Голубков

Особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которого зависят конечные результаты торговой организации.

6

В.А. Абчук

Оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

7

Ф.П. Половцева

Все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете запросов потребителей

8

Л.А. Брагина

Обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

9

Гражданский Кодекс РФ

Деятельность, основной целью которой, является извлечение прибыли.


Исходя из представленных определений, можно сделать вывод о том, что коммерческая деятельность – это деятельность юридических и физических лиц, связанная с осуществлением операций купли-продажи в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.

Экономическое  содержание  коммерческой  деятельности  как   основного элемента  рыночных  услуг  заключается  в  посреднической  деятельности   по продвижению товаров  от  производителей  к  потребителям  посредством  купли-продажи.

В соответствии  с  экономической  теорией  услуги  подобного  рода  не создают новой потребительской стоимости и не увеличивают  стоимость  товара, но возмещаются за  счет  чистого  продукта,  созданного  в  других  отраслях экономики.

Вместе  с  тем  ряд  услуг  в  коммерческой  деятельности   связан   с продолжением  производства   в   сфере   обращения,   например   услуги   по транспортировке товаров,  их  хранению,  расфасовке,  упаковке.  Эти  услуги также не создают новой потребительской стоимости, но участвуют  в  создании стоимости товара.

Рассмотрим особенности организации коммерческой деятельности предприятий оптовой, розничной торговли и торгово-посреднических структур.

Коммерческая деятельность в оптовой и розничной торговле имеет свою специфику, которая заключается в конечном потребителе товаров и услуг: для оптовых организаций это организации розничной торговли, для розничных – население. Специфика коммерческой деятельности оптовых организаций обусловлена тем, что они являются посредниками между производителями и организациями розничной торговли.

Коммерческая деятельность оптовых предприятий – это деятельность по купле-продаже товаров и оказанию услуг контрагентам, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности и получение прибыли путем удовлетворения потребностей розничных торговых предприятий в товарах и услугах высокого качества. [5, с. 66].

Данное определение коммерческой деятельности оптовых предприятий указывает ее цель – получение прибыли, а также:

    • ставит получение прибыли в зависимость от объемов деятельности и качества предоставляемых торговых услуг, так как в условиях рыночных отношений платность услуг, превращение их в своеобразный товар являются основой создания рынка оптовых торговых услуг;
    • характеризует оптовые предприятия как посредника, так как они осуществляют закупку и продажу товаров;
    • указывает пути повышения конкурентоспособности оптового предприятия в конкурентной среде посредством реализации товаров и услуг высокого качества розничным торговым предприятиям.

Оптовые рынки представляют собой самостоятельные хозяйственные структуры, осуществляющие организацию операций по купле-продаже оптовых партий товаров в определенном месте и по установленным правилам.

Оптовые рынки, как правило, размещаются в крупных городах и промышленных центрах. Цель их создания – повышение эффективности снабжения потребителей преимущественно продовольственными товарами (в том числе сельскохозяйственной продукцией).

Такие рынки могут быть как универсальными, так специализированными по продаже какой-либо одной продукции или товарной группы (мясные, плодовоовощные рынки, рынки морепродуктов и т.д.).

Выбор места расположения оптового рынка зависит от ряда факторов, основными из них являются:

  • площадь зоны обслуживания и численность потенциальных покупателей;
  • наличие дорог, соединяющих рынок с городской транспортной системой;
  • возможность перспективного расширения участка земли, отведенного под рынок.

Оптовый продовольственный рынок должен иметь удобные подъездные пути и пешеходные развязки.

На территории рынка выделяют следующие функциональные группы:

  • торговую (специальные здания, павильоны, киоски);
  • административно-складскую (административно-бытовые помещения, в том числе предприятия общественного питания для персонала рынка; складские помещения);
  • хозяйственную (с площадкой для сбора мусора);
  • стоянку для транспорта.

Для обеспечения деятельности оптовых рынков при них создаются специализированные службы: информационные, юридические, расчетно-финансовые, общественного питания и гостиничного хозяйства, транспортная и другие.

Правила торговли на оптовом продовольственном рынке разрабатываются и утверждаются его администрацией. В них устанавливаются права и обязанности участников торгов, порядок заключения сделок, режим работы рынка и т.д.

Участниками торгов на оптовом продовольственном рынке являются продавцы, покупатели и персонал оптового рынка.

В роли продавцов выступают:

  • товаропроизводители (сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности и т.д.);
  • оптовые предприятия-посредники.

Покупателями могут быть:

  • предприятия розничной торговли;
  • предприятия общественного питания;
  • другие потребители, регулярно закупающие товары (дошкольные и учебные заведения, лечебные учреждения и т.д.).

Отношения оптовых продавцов и покупателей на оптовых рынках (заключение торговых сделок, расчеты на товары и т.д.) регулируются нормами Гражданского кодекса РФ о купле-продаже.

Наиболее часто на таких рынках применяется павильонно-секционная организация торгового процесса, при которой каждому оптовому продавцу администрации рынка сдается либо товарная секция специального торгового зала, либо отдельный павильон или киоск. Кроме того, продавцу предоставляется помещение для хранения товаров. Это помещение должно быть обеспечено оборудованием, соответствующим требованиям, предъявляемым к хранению отдельных видов товаров.

Продавец, осуществляющий торговлю на рынке, несет ответственность за качество реализуемых им товаров. Оно должно соответствовать требованиям действующих стандартов, технических условий и подтверждаться сертификатами. На оптовых рынках могут создаваться специализированные подразделения для проверки качества поступающих для продажи товаров.

Положительный опыт организации оптовых продовольственных рынков за рубежом, а также в некоторых городах Российской Федерации позволяет сделать вывод о том. что в будущем они станут одной из важнейших структур, занимающихся товароснабжением розничных торговых предприятий. В их состав на ряду с рынком оптовой торговли будут входить охлаждаемые хранилища, цеха сортировки и упаковки. предприятия общественного питания, административные здания, автостоянки.

Получат также распространение производственно-торговые комплексы, состоящие, например, из оптового продовольственного рынка, центром оптовой торговли промышленными товарами, цеха по переработке и товарной подработке сельскохозяйственной продукции, лаборатории контроля качества продукции.

При правильной организации их деятельности оптовые рынки будут способствовать:

  • стимулированию производства и переработке продукции в различных районах страны;
  • поддержке отечественных товаропроизводителей, благодаря возможности их выхода на конкурентный рынок;
  • повышению эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах и промышленных центрах;
  • повышению взаимной заинтересованности производителей, оптовых и розничных торговых предприятий путем установления между ними хозяйственных связей;
  • сокращению потерь сельскохозяйственной продукции;
  • обеспечению круглогодичного снабжения населения высококачественными продовольственными товарами;
  • упрощению и ускорению процесса движения товаров конечному потребителю, взаиморасчетов и платежей;
  • снижению розничных цен на продовольственные товары (за счет уменьшения разницы между отпускной ценой производителей и ценой, устанавливаемой розничным предприятием);
  • расширению ассортимента товара и повышению их качества;
  • обеспечению объективной информации о спросе и предложении товаров народного потребления о ее передачи соответствующим производителям и торговым организациям.

Информация о работе Анализ организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг