Шпаргалки по "Гражданскому обществу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Гражданскому обществу"

Вложенные файлы: 1 файл

bilety_po_obschestvu_10_klass.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет медленно и противоречиво. В Российской Федерации не удалось в полной мере реализовать ни одного из основных принципов правового государства. Грубо нарушается принцип верховенства закона; принимаются законы, противоречащие Конституции; значительная часть норм не реализуется, действует формально; часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд; государство не способно обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения; принцип разделения властей закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

Что нужно для построения правового государства в РФ:

– привести в соответствие с Конституцией РФ все нормативно-правовые акты;

–достижение такого состояния, когда соблюдать закон выгоднее, чем его нарушать; повышение правовой культуры населения;

– усилить контроль за исполнением уже принятых законов;

– устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты;

- превращение правоохранительных  органов в рабочий механизм, содействующий  становлению правопорядка

В Конституции РФ сказано, что Россия – правовое государство.

Б. – 3  Политическая система, её структура и функции

 

Политическая система – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

Выделяется 5 структурных элементов, которые называются подсистемами.

Структуры политической системы:

  • институциональная подсистема;
  • нормативная подсистема;
  • культурно-идеологическая подсистема;
  • функциональная подсистема;
  • коммуникативная  подсистема

Наименование подсистемы

Её сущность

Институциональная

Включает:

  • государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Это главный институт политической системы.

  • политические партии – это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти, участие в её осуществлении);
  • общественно-политические движения – это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединится на основе общности своих интересов;
  • иные политические институты

Нормативная

Включает:

  • политические принципы;
  • политические традиции;
  • нормы морали.

Воплощены в различных источниках (конституциях, законах, партийных программах, уставах политических объединений.

Культурно-идеологическая

Охватывает:

  • политическую психологию – совокупность представлений, чувств, эмоций, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам;
  • политическую идеологию – систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентация на те или иные политические явления, процессы, структуры;
  • политическую культуру- система сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы.

коммуникативная

Совокупность связей и взаимодействий:

- между подсистемами политической системы;

- между политической системой и другими подсистемами;

- между политическими системами различных стран.

функциональная

Охватывает:

  • формы;
  • направления политической деятельности;
  • методы осуществления власти (авторитет, право и насилие)

Функции политической системы

  • определение целей, задач, путей развития общества;
  • организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
  • распределение материальных и духовных ценностей;
  • формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  • согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
  • обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  • разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
  • контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

 

Механизм формирования и функционирования власти в обществе

Взаимодействие политической системы со средой

    1. воздействие общества на политическую систему  через импульсы, побуждающие политическую систему реагировать на них

 

    1. воздействие политической системы на общество  через     решения, осуществление мер по их претворению в жизнь.

 

Б. – 4   Молодежь как социальная группа, особенности

молодежной субкультуры

 

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г.

В. Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна. Это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально-ответственного поведения.

 

Особенности социального положения молодежи:

  • переходность положения;
  • высокий уровень мобильности;
  • освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
  • активный поиск своего места в жизни;
  • перспективы в профессиональном и карьерном плане;
  • формирование устойчивой системы ценностей;
  • становление самосознания и формирование социального статуса личности;
  • критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения;
  • стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход от него;
  • неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности;
  • стремление выделиться, отличаться от остальных;
  • существование молодежной субкультуры.

 

Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих факторов – семьи, школы, трудового коллектива, СМИ, молодёжных организаций и стихийных групп.

 

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, для которых характерно:

  • возникают на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
  • самоорганизация и независимость от официальных структур;
  • обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, нацеленные на самоутверждение, обретение социального статуса, защищенности, престижной самооценки;
  • относительная устойчивость, иерархия среди членов группы;
  • атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

 

Классификация молодежных групп и движений (на основе их самодеятельности)

 

Наименование типа

Характеристика

Агрессивная самодеятельность

- примитивные представления  об иерархии ценностей, основанные  на культе лиц;

- примитивизм и наглядность  самоутверждения;

- популярна среди подростов  и молодежи с минимальным уровнем  интеллектуального и культурного  развития

Эпатажная самодеятельность

- базируется на вызове  нормам, канонам, правилам, мнениям  в материальной и духовной  сфере;

- вызов агрессии на  себя со стороны других лиц, чтобы заметили (панкстиль)

Альтернативная самодеятельность

- базируется на выработке  противоречащих общепринятым моделям поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и др.)

Социальная  самодеятельность

- направлена на решение  конкретных социальных проблем (экологические  движения, движения за возрождение  и сохранение культурно-исторического наследия и др.)

Политическая самодеятельность

- направлена на изменение  политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы


 

Ускорение темпов развития общества обуславливают возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и совершенствуется сама.

 

(субкультуры) на отдельном листе

 

 

 

 

 

 

 

Б. – 5      Понятие истины, ее критерии

 

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?»

Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина – это:

  • соответствие мыслей, знаний человека окружающей действительности;
  • соответствие полученных знаний содержанию объекта познания;
  • полезность полученного знания для практики;
  • то, что подтверждено опытом

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Характерной чертой истины является наличие в ней субъективной и объективной сторон.

 Объективная сторона показывает нам истину там, где содержание от нас не зависит, т. к. оно существует в объективной реальности.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, т. к. при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Виды истин:

  • Абсолютная истина – полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.
  • Относительная истина – это неполное, неточное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития.
  • Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Философы выделяют другие виды   истин:

  • обыденную (повседневную);
  • научную;
  • нравственную;
  • художественную и др.

В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии   истины:

  • ясность и отчетливость представления;
  • внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;
  • простота, полезность;
  • чувства;
  • общезначимость и общепризнанность;

практика, т.е. активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.Процесс открытия истины – долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Истина как процесс  находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая является надежным критерием установления истины.

 

Б. 6             Культура и духовная жизнь

 

Культура (в широком смысле) - исторически обусловленный комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

 

Культура (в узком смысле) – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

                                                   Культура  (деление условно)

Информация о работе Шпаргалки по "Гражданскому обществу"