Чрезвычайная ситуация и Инженерная защита населения и территорий, как эффективный механизм управления рисками чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 00:07, доклад

Краткое описание

Чрезвычайная ситуация (далее чрезвычайные ситуации (ЧС))-нарушение нормальных
условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней или на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, в том числе эпидемии, эпизоотии, эпифитотией, пожаром, которое привело (может привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей или значительным материальным потерям. Особенности оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации военного характера определяются отдельным законом.

Вложенные файлы: 1 файл

gavno.docx

— 20.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

на  тему : «Чрезвычайная ситуация и Инженерная защита населения и территорий, как эффективный механизм управления рисками чрезвычайных ситуаций.»

 

 

 

 

 

 

Чрезвычайная ситуация

 

Чрезвычайная ситуация (далее чрезвычайные ситуации (ЧС))-нарушение нормальных

условий жизни и деятельности людей  на отдельной территории или объекте  на ней или на водном объекте, вызванное  аварией, катастрофой, стихийным бедствием  или другим опасным событием, в  том числе эпидемии, эпизоотии, эпифитотией, пожаром, которое привело (может  привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей или значительным материальным потерям. Особенности оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации военного характера  определяются отдельным законом.

В зависимости от объемов причиненных  чрезвычайной ситуацией техногенного и природного характера последствий, объемов технических и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации ее последствий, чрезвычайная ситуация классифицируется как государственного, регионального, местного и объектового  уровня.

Критерии классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

устанавливаются постановлением Кабинетом  Министров Украины от 24 марта 2004 № 368

«Об ​​утверждении Порядка классификации  чрезвычайных ситуаций техногенного и

природного характера по их уровням  », на основе анализа информации о  техногенной и

экологическую обстановку, угрозы существующих и вероятных техногенных и  природных катастроф, опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и  природного характера.

Для определения уровня чрезвычайной ситуации устанавливаются следующие  критерии:

1) территориальное распространение  и объемы технических и материальных  ресурсов, необходимых для ликвидации  последствий чрезвычайной ситуации, согласно требованиям постановления  КМУ от 29 марта 2001 г. № 308 «О  Порядке создания и использования  материальных резервов для предотвращения, ликвидации чрезвычайных ситуаций  техногенного и природного характера  и их последствий »;

2) количество людей, которые  в результате действия поражающих  факторов источника чрезвычайной  ситуации погибли или пострадали, или нормальные условия жизнедеятельности  которых возбуждено { Подпункт 2 пункта 3 в редакции Постановления КМУ  № 297 (297-2009-п) от 02.04.2009};

3) размер ущерба, причиненного впечатляющими  факторами источника чрезвычайной  ситуации, рассчитывается в соответствии  с «Методикой оценки ущерба  от чрезвычайных ситуаций техногенного  и природного характера », утвержденной  постановлением Кабинета Министров  Украины от 15 февраля 2002 г. №  175.

Увеличение риска возникновения  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, активизация  террористической деятельности в отношении  особо важных и потенциально опасных  объектов (ПОО) и населения составляет растущую угрозу жизнедеятельности  людей, национальной безопасности и  устойчивому социально-экономическому развития государства.

 

Чрезвычайные ситуации природного характера

Землетрясения , наводнения , оползни, селевые потоки , бури , ураганы , снежные  заносы, лесные пожары только за последние 20 лет унесли жизни более трех миллионов человек. по данным ООН , за этот период почти один миллиард жителей  нашей планеты понес убытки от стихийных бедствий.

Среди чрезвычайных ситуаций природного происхождения на Украине чаще встречаются:

- Геологические опасные явления  (оползни , обвалы и осыпи , просадки  земной поверхности) ;

- Метеорологические опасные явления  (ливни , ураганы , сильные снегопады  , сильный град , гололед ) ;

- Гидрологические опасные явления  (наводнения , паводки , повышение  уровня грунтовых вод и др. .)

- Природные пожары лесных и  хлебных массивов;

- Массовые инфекции и болезни  людей , животных и растений .

Особенности географического положения  Украины , атмосферные процессы , наличие  горных массивов , повышений , близость теплых морей обусловливают разнообразие климатических условий :

от избыточного увлажнения в  западном Полесье -до засушливого - в  южной степной

зоне. Исключительные климатические  условия на Южном берегу Крыма , в  горах Украинских Карпат и Крыма . Вследствие взаимодействия всех этих факторов возникают опасные стихийные  явления . В отдельных случаях  они имеют катастрофический характер.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения в Украине делятся  на : геологические , географические , метеорологические , агрометеорологические , морские гидрологические , гидрологические опасные явления , природные пожары , эпидемии , эпизоотии , эпифитотий .

Стихийные явления часто возникают  в комплексе, что значительно  усиливает их негативное влияние.

Опасные природные явления, в основном, определяются тремя основными группами процессов-эндогенными, экзогенными  и гидрометеорологическими.

 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Рост масштабов хозяйственной  деятельности и количества крупных  промышленных

комплексов, концентрация на них агрегатов  и установок большой и сверхбольшой мощности, использования в производстве больших количеств потенциально опасных веществ увеличивает  вероятность возникновения техногенных  аварий. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения угрожают человеку, экономике  и окружающей среде или способны создать опасность вследствие возможного взрыва, пожара, затопления или загрязнения (заражения) окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают на химически  опасных

объектах, радиационно опасных  объектах, взрыво-и пожароопасных  объектах, а также

гидродинамически опасных объектах. В последнее время значительно  возросла, также, опасность от аварий и катастроф на транспорте.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера классифицируются по следующим  основным признакам:

- По масштабам последствий ( объектового , местного , регионального  и общегосударственного уровня) ;

- По отраслевому признаку (чрезвычайные  ситуации в сельском хозяйстве  , у лесном

хозяйстве , у заповедной территории , на объектах особого природоохранного значения ; в водоемах ; материальных объектах - объектах инфраструктуры , промышленности , транспорта , жилищно - коммунального  хозяйства и населения - персонал предприятий и учреждений , жители жилых домов , пассажиры транспортных средств ).

 

 

Инженерная  защита населения и территорий, как  эффективный механизм

управления  рисками чрезвычайных ситуаций.

 

1. Инженерная защита  населения и территорий, как эффективный  механизм управления рисками   чрезвычайных ситуаций

 

Анализ возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного и

природного характера, имевших  место на территории нашего государства  и в мире, ярко свидетельствует  о необходимости проведения комплекса  превентивных мероприятий по снижению риска, их возникновения.

В основу мероприятий по снижению риска чрезвычайных ситуаций и уменьшения возможных потерь и ущерба от них  положено конкретные превентивные меры научного, инженерно- технического и  технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных  опасностей и угроз. Значительная часть  этих мероприятий осуществляется в  рамках радиационной, химического, медицинского, медико-биологического и инженерной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Существующая в государстве  единая система предотвращения и  реагирования на чрезвычайные ситуации должна обеспечивать реализацию следующих  целевых функций

инженерной защиты:

 

- предотвращения (предупреждения  возникновения) чрезвычайных ситуаций;

- минимизацию размера ущерба  и затрат на ликвидацию их  последствий;

- проведения первоочередных аварийно-спасательных  и других неотложных работ;

- полная ликвидация возможных  последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Инженерная защита населения  и территорий - это комплекс организационных и инженерно - технических мероприятий , который проводится заблаговременно и в оперативном порядке , направленный на предупреждение или максимальное снижение потерь населения и материального ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и военного характера .

 

К организационным мероприятиям инженерной защиты относятся :

- наблюдения , мониторинг и прогнозирование  природного и техногенного характера  ЧС ;

- оценка обстановки , анализ и  управление риском ЧС природного  и техногенного

характера ;

- государственный надзор и контроль  в области защиты населения  и территорий от ЧС ;

- разработка паспортов безопасности  территорий , потенциально опасных  объектов , производственных зданий  и сооружений , декларирование промышленной  безопасности объектов , лицензирование  опасных производственных объектов , страхование ответственности за  причиненный вред жизни и здоровью , имуществу граждан и окружающей  среде ;

- подготовка и содержание в  готовности систем оповещения  и информирования населения в  чрезвычайных ситуациях ;

- подготовка и содержание в  готовности защитных сооружений  для обеспечения защиты

населения городов , работающих и служащих предприятий , учреждений и организаций ;

- подготовка и содержание в  готовности органов управления , сил и средств к действиям  в ЧС ;

- создание резервов финансовых  и материальных ресурсов для  предупреждения и ликвидации  ЧС.

 

Важной задачей в сфере инженерной защиты населения в ЧС является сохранение и

развитие фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО).

 

Защитные сооружения это сооружения обеспечивающих укрытие персонала предприятий и населения городов от современных военных средств поражения, от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на химически и радиационно опасных объектах, взрывами и пожарами.

 

Фонд защитных сооружений для рабочих  и служащих ( наибольшей работающей смены )

создается на территории предприятий , а для остального населения - в  районах жилой застройки.

В связи со сложным экономическим  положением в стране , а также  с учетом изменения

военно - политической обстановки в  мире строительство новых защитных сооружений в последние годы практически  почти полностью приостановлено.

 

Защитные сооружения классифицируются :

а ) по назначению , для защиты работников предприятий и населения , для  размещения

органов управления и медицинских  учреждений . Самые мощные из них  строятся для органов государственного и военного управления и рассчитаны , как правило , на длительный автономное пребывания . Защитные сооружения медицинских  учреждений предназначены для укрытия  в военное время тяжелобольных , которых нельзя перевезти в угрожаемый период в загородную зону. Для защиты рабочих и служащих сооружения строятся на территории предприятий , а для  населения – в местах его проживания. В защитных сооружениях , размещаемых  при атомных электростанциях  и других особо опасных объектах , продолжительность автономного  пребывания обычно приходится до 5 суток ;

б) по месту расположения : на встроенные и отдельно построены , в метрополитенах и

горных выработках . Встроенные сооружаются  в подвальных помещениях , жилых ,

общественных или производственных зданиях , а отдельно построены - вне  зданиями и сооружениями ;

в ) по срокам строительства: возводимые заблаговременно - по планам мирного  времени и быстро сооружены , которые  строятся в угрожаемый период , в  первую очередь , на предприятиях, продолжают работать в военное время ;

г) по вместимости: на малые - до 600 человек, средние - от 600 до 2 тыс. и большие - более 2 тысяч.

 

Инженерно-технические  мероприятия - это мероприятия по повышению физической устойчивости зданий, объектов экономики, систем жизнеобеспечением, территорий к воздействию поражающих факторов в случае аварий, природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

 

2 Особенности инженерно-технических  мер защиты населения и территорий  от

чрезвычайных ситуаций.

 

Инженерно-технические мероприятия  гражданской защиты на всех уровнях  системы должны обеспечить:

- предотвращения или снижения , до приемлемого уровня , негативного  влияния на территории ,здания  и сооружения , защищаемых действующих  и связанных с ними возможных  опасных процессов ;

- наиболее полное использование  местных строительных материалов ;

- преимущественное применение  активных методов защиты ;

- проведения работ способами,  не приводят к появлению новых  и интенсификации действующих  процессов ;

- сочетание мер с мерами по  охране окружающей среды ;

- при необходимости , мониторинг  и систематический контроль за  состоянием территорий, защищаются , и за работой инженерных защитных  сооружений ( дамбы , - плотины и  т.д. ).

Планируются и осуществляются гидротехнические защитные сооружения , которые защищают водоемы и водотоки от распространения  радиационного и химического  загрязнения , а также сооружения, защищают сушу и гидросферу от других поверхностных загрязнений. Большое  значение для предотвращения ЧС имеют  инженерно -технические мероприятия  в районах геологических процессов .

Известно , что основными ЧС природного характера является наводнение ( паводка) , затопления , подтопления , землетрясения , горные обвалы , сели, оползни , снежные  лавины , карсты , ураганы , бури и смерчи .

 

 

 

 

 


Информация о работе Чрезвычайная ситуация и Инженерная защита населения и территорий, как эффективный механизм управления рисками чрезвычайных ситуаций