Формирование у дошкольника осознанного отношения к изучению правил пожарной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:25, доклад

Краткое описание

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование у детей дошкольного возраста представления о правилах ПБ.docx

— 45.14 Кб (Скачать файл)
  1. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКА ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

    1.  Проблема формирования представлений дошкольников о сохранении жизни

 

Проблема пожаров остро  стоит не только в нашей стране, но и во всем мире. В последнее время значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, также, часто причиной пожара является детская шалость. Родители, как правило, подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности. Именно детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Дошкольному учреждению и родителям необходимо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Проводя их, мы  активизируем деятельность воспитанников путем использования разнообразных методов; используем дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываем его способности и возможности. Воспитатель обязан быть психотерапевтом, а для этого ему надо знать ребенка, его душу, понимать и придавать значение его трудностям, помогать преодолевать их. [7, с. 52]

Современное дошкольное образование  отражает общие, присущие образовательным  системам внутренние цели - содействовать  развитию человека, его культурному  самоопределению и продуктивному  включению в жизнь. Процесс дошкольного  образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный  опыт, который послужит ему фундаментом  для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности является научно обоснованной необходимостью обеспечения  безопасного развития человеческого  общества в целом и должно занять прочное место в системе образования, обучения и воспитания будущих поколений  в ХХI веке.

Роль педагогов - формирование у детей правильного поведения  в чрезвычайных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, разбираться в полученной информации и принимать конкретные решения.

Дошкольные учреждения стараются отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В настоящее время одной  из приоритетных задач, стоящих перед  педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и  обучения. Формирование представления о правилах пожарной безопасности должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек внимательно относиться к угрожающим жизни вещам оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. [2, с. 106]

Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного  отношения к своему здоровью и жизни. Потребность в его здоровье есть у родителей, дошкольных учреждений, общества, и все вместе они пытаются внушить ребенку свое представление о здоровье и безопастности. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. [3, с. 83]

Может возникнуть вопрос, насколько  возможно это в таком юном возрасте и возможно ли вообще. При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки правильного отношения с огнем и вещами, при неправильном пользовании которыми жизни угрожает опасность без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Современные дошкольные образовательные  программы составлены достаточно грамотно и обоснованно, но они акцентированы  на вопросах гигиены и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для нормальной адаптации  ребёнка в обществе, так и для  сохранения его жизни в целом.

Конец 80-х и 90-е гг. выступили  в истории как период, для которого характерна тенденция поиска нового содержания и постановки задач ознакомления детей с социальным миром. Исследования Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и других ученых показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Появилась необходимость конкретизировать понятия личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление  для дошкольника, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого  общества и утверждение себя как  члена социума. Неоднородность социального  окружения определяет специфику  социокультурного пространства, при  помощи которого человек приобщается  к культурным общечеловеческим, национальным, региональным и другим ценностям. Также  вопросам ознакомления дошкольников с  законами общества посвящены труды  Е. И. Радиной, М. И. Богомоловой, В. И. Логиновой, Н. В. Мельниковой. В их работах в  основном освещены вопросы формирования определенных знаний об окружающей каждого человека социальной действительности. [5, с. 16]

Анализ психолого-педагогической и методической литературы делает возможным выделение различных подходов к проблеме ознакомления и приобщения ребенка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребенка, которые рассматривали в своих трудах Т.Н. Антонова, Е.А. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Н.А. Разганова и др., осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов, которым посвятила свою работу О.В. Артамонова, формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова, Э.М. Куликовская), роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева и др.).

Именно в период социализации, устанавливается связь ребенка  с ведущими сферами бытия: миром  людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье [1, с. 123].

Поэтому именно на этапе дошкольного  возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации  на правильное поведение с огнем, ориентации их интересов на сохранение жизни.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для  него. Формирование безопасного поведения  неизбежно связано с целым  рядом запретов.

Прямолинейное, декларативное  требование соблюдать принятые в  обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие  правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так  как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень  важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить  за их выполнением.

О природе, о здоровье говорится  постоянно, но о том, какие опасности  подстерегают ребенка дома, какие  могут быть экстремальные ситуации в быту - эти вопросы зачастую не освещаются.

Социальная действительность является не только объектом изучения, но и средством, которое воздействует на ребенка, питает его ум и душу. Необходимо показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Я обращала внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. [4, с. 117]

Таким образом, безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

 

 

1.2 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек  проходит огромный путь развития. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе  сформировать у детей базу знаний и практических навыков о пожарной безопасности.

Дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание  своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание  своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому  и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого  формирует у ребенка представление  о взрослом как об образце. Поэтому  дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

В раннем детстве ребенок  познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных  людьми. Перед дошкольником «открывается»  мир взрослых со стороны их взаимоотношений  и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается  в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый. Первой значимой социальной группой для детей, первым институтом социализации является семья, затем - коллектив дошкольного учреждения. Этот мини социум - своеобразная модель реального общества. Здесь проявляются поведенческие особенности ребенка в отношении к сверстникам и взрослым, его умение устанавливать контакты, постоять за себя, взаимодействовать с окружающими и т.д. Кроме стихийного опыта общения дети в детском саду получают определенные знания об обществе, знакомятся с правилами поведения в нем. [4, с. 119]

Главная потребность ребенка  состоит в том, чтобы войти  в мир взрослых, быть как они  и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших  ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными  реальными возможностями. Данная потребность  удовлетворяется в новых видах  деятельности, которые осваивает  дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

Все виды деятельности дошкольника  объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет  в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда  используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной  моделью изображаемого объекта  или ситуации. Создаваемые конструкции  представляют объемные модели предметов. [10, с. 69]

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки  зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и  другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям  и вещам.

Центральная роль в становлении  осознанности поведения ребенка  принадлежит речи и речевому общению со взрослым. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени, благодаря чему становится возможным “действовать в будущем”, т.е. планировать свое поведение. Необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к тому, чтобы осознать ситуацию и собственные действия в ней. Речь выступает как фактор, мобилизующий опыт ребенка.

Информация о работе Формирование у дошкольника осознанного отношения к изучению правил пожарной безопасности