Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать изменение уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: познавательный интерес и его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….......…..3
Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6
1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет……………………… ………………………………...17
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33
Глава II. Экспериментальное исследование изменения познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42
2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………….50
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..52
Заключение…...……………………………………………………………………..54
Список литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Целесообразно проводить уроки с применением компьютерных презентаций в кабинетах начальных  классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям [2]. Компьютерные презентации в этом случае становятся современным средством обучения математике, русскому языку, окружающему миру и другим предметам. Презентации позволяют включать ученика в другой вид деятельности, тем самым педагогу удастся поддерживать интерес ученика к предмету и к учению в целом.

  В связи с этим  можно сделать следующие выводы:

Отношение родителей к урокам с применением компьютерных презентаций положительное. Родители заходят в класс с уважением, интересом – а ведь это впечатление им передали сами дети.

Подводя итог сказанному, отметим, что познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения. При этом нужно помнить, что существуют разные стадии развития познавательного интереса, учитывать их особенности, признаки. А для того чтобы учитель мог формировать познавательный интерес в какой-либо деятельности он должен знать основные формы и пути активизации познавательного интереса, учесть все необходимые для этого условия.

Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием.

В результате проведенного практического исследования и полученных результатов стало видно, что у детей 8 – 9 лет, присутствующих на традицинном занятии, чаще проявляется низкий уровень познавательного интереса. У детей 8 – 9 лет, присутствующих на занятии с использованием компьютерной презентации, чаще проявляется высокий уровень познавательного интереса. Одинаково часто встречается средний уровень познавательного интерса к предлагаемому материалу в обеих испытуемых группах.      

       Таким образом, наблюдается тенденция изменения уровня познавательного интереса в условиях урока с использованием компьютерной презентации, при этом процентное количество детей с высоким уровнем становиться больше.         

       Результаты проведенного исследования показывают, в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» уровень познавательного интереса у детей 8 – 9 лет меняется, что подтверждает выдвинутую гипотезу. При этом зафиксирована тенденция увеличения процентного количества детей с более высоким уровнем познавательного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998. 236 с.
  2. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М.: ПЕРСЭ, 2003. 144 с.

Власова И. А., Лобашев В. Д., Тропин В. Ф. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 3. С. 47–51.

  1. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. М., 2009.
  2. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. 2008. № 1. С. 31–33.
  3. Коломенских Я. Л. Детская психология. Минск: Университетское образование, 2010, 223 с.
  4. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М.: Институт практической психологии, 1997. 256 с.
  5. Рожина В. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2006. № 12. С. 81–86.
  6. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. И. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.:  Педагогика, 1983. 198 с.

 Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Институт практической психологии, 1998. 448 с.

  1. Метельский Н. В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы. Минск: Издательство БГУ, 1982. 308 с.
  2. Могилев А. В., Пак Н. И., Хеннер Е. К. Информатика: учеб. пос. для студентов пед. вузов. М., 2003. 214 с.

11. Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках окружающего     мира// Начальная школа. – 2010-№3., С.100

12.Молокова А. В. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2003. № 1. С. 12–17.

13. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. М: Просвещение, 2003. 190 с.

14.Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М: Просвещение, 2005. 160 с.

15.   Поглазова О. Т. методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса, 2011 г..

16.Молокова А. В. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2003. № 1. С. 12–17.

17. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших      педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с.

18. Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (Издательство «Ассоциация ХХI век»)

19.   Поглазова  О. Т., Шилин  В. Д., Окружающий мир 3 класс учебник, части 1 и 2, 2010 г.; 

20.  Поглазова О. Т., Окружающий мир рабочие тетради 3 класс №1 и №2, 2010г.;

21.  Поглазова О. Т. Окружающий мир 3 класс тестовые задания 2010г.

22.  Поглазова О. Т., Ворожейкина Н. И., Шилин В. Д. Окружающий мир 3 класс учебник, части 1 и 2, 2011 г.; 

23.  Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир 3 класс рабочие тетради № 1 и № 2, 2012г.; 

24.  Поглазова  О. Т., Шилин В. Д. Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс  тестовые задания 2011г..

25.  Для учителя: Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» для  3 классов 2009, 2010гг.; 

26.  Поглазова О. Т. программы для 1-4 классов 2009 г.; Поглазова О. Т.,  Миронова М. В., Ворожейкина  Н. И. программы для 1-4 классов, 2012 г.;

 

 

Таблица 1

 

Таблица наблюдения первоночального этапа

 

Наблюдение проводилось 14 ноября 2012 г. В контрольной группе. Занятие проходило традиционно. Наблюдение за группой длилось 1 час. Результаты наблюдения заносились в таблицу.

 

№ п\п

 

№ Рецендента (ребенка)

Критерии проявления познавательного интереса

Общий балл

Уровень познавательного интереса

Активная ориентировка в новом материале

Самостоятельное выделение ключевых понятий

Понимание и принятие учебной задачи

Выбор способов работы адекватных поставленной задаче

Активность

Время выполнения задания

Количество обращений за помощью

Приложение личных усилий в учебной работе

Количество самостоятельных попыток выполнения  задания

Выполнение дополнительного задания

Способность научить другого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Р1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

13

С

2

Р2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

0

0

12

С

3

Р3

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

8

Н

4

Р4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

С

5

Р5

1

2

1

2

1

1

2

1

1

1

0

13

С

6

Р6

2

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

18

В

7

Р7

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

8

Н

8

Р8

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

7

Н

9

Р9

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

9

Н

10

Р10

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

8

Н

11

Р11

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

8

Н

12

Р12

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

7

Н

13

Р13

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

13

С

14

Р14

2

1

2

2

1

1

1

1

1

0

0

12

С

15

Р15

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

8

Н

16

Р16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

С

17

Р17

1

2

1

2

1

1

2

1

1

1

0

13

С

18

Р18

2

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

18

В

19

Р19

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

8

Н

20

Р20

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

7

Н

21

Р21

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

9

Н

22

Р22

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

8

Н

23

Р23

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

8

Н

24

Р24

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

7

Н

25

Р25

2

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

18

В


 

 

Таблица 2

 

Таблица наблюдения заключительного этапа

 

Наблюдение проводилось 16 ноября 2012 г. в экспериментальной группе.Занятие проходило с использованием презентации. Наблюдение за группой длилось 1 час. Результаты наблюдения заносились в таблицу.

 

№ п\п

 

№ Рецендента (ребенка)

Критерии проявления познавательного интереса

Общий балл

Уровень познавательного интереса

Активная ориентировка в новом материале

Самостоятельное выделение ключевых понятий

Понимание и принятие учебной задачи

Выбор способов работы адекватных поставленной задаче

Активность

Время выполнения задания

Количество обращений за помощью

Приложение личных усилий в учебной работе

Количество самостоятельных попыток выполнения  задания

Выполнение дополнительного задания

Способность научить другого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Р1

2

1

2

1

1

2

2

2

1

2

2

18

В

2

Р2

1

1

2

2

2

1

1

1

1

0

0

12

С

3

Р3

1

2

2

1

1

2

2

1

1

0

1

14

С

4

Р4

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

1

19

В

5

Р5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Н

6

Р6

1

2

2

1

1

1

2

2

2

1

1

16

В

7

Р7

2

2

2

1

2

2

1

1

1

2

2

18

В

8

Р8

1

2

1

1

2

2

2

1

1

2

1

16

В

9

Р9

1

1

2

2

1

2

1

1

2

1

1

15

С

10

Р10

1

1

2

2

1

2

1

2

1

2

1

16

В

11

Р11

1

2

2

2

1

1

0

1

2

1

1

14

С

12

Р12

2

2

2

1

2

1

2

1

2

2

2

19

В

13

Р13

2

1

2

1

1

2

2

2

1

2

2

18

В

14

Р14

1

1

2

2

2

1

1

1

1

0

0

12

С

15

Р15

1

2

2

1

1

2

2

1

1

0

1

14

С

16

Р16

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

1

19

В

17

Р17

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Н

18

Р18

1

2

2

1

1

1

2

2

2

1

1

16

В

19

Р19

2

2

2

1

2

2

1

1

1

2

2

18

В

20

Р20

1

2

1

1

2

2

2

1

1

2

1

16

В

21

Р21

1

1

2

2

1

2

1

1

2

1

1

15

С

22

Р22

1

1

2

2

1

2

1

2

1

2

1

16

В

23

Р23

1

2

2

2

1

1

0

1

2

1

1

14

С

24

Р24

2

2

2

1

2

1

2

1

2

2

2

19

В

25

Р25

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1

1

18

В


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

План - конспект урока.

 

Тема урока: Экологическая безопасность- 3 класс

(Основы безопасности жизнедеятельность.)

 

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;

доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;

Научить выполнять правила личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас; способствовать бережному отношению к окружающей природе.

Оборудование: бытовой фильтр, ТСО- компьютер (презентация), условные знаки, карточки для индивидуальной работы, карточки с дифференцированными заданиями, тест для школьников (на компьютере), фотография пеночки- венички

 

Ход урока:

I. Оргмомент

  • Покажите умные глазки, ровные спинки.
  • Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнемся от души.

- Сядьте поудобнее, расслабьте  щёки, губы, плечи. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.

- А теперь представьте, что вы- цветок, а ваши ладошки- бутоны. Откройте глазки…

(видеофрагмент) Приложение 1

 Наш цветочек медленно раскрывается… и стал таким красивым цветком.

- Какое настроение вызывает  у вас это цветок?

- Давайте постараемся  его сохранить на весь урок.

II. АОЗ

За одним из таких красивых цветков спрятался наш Лесовичок, которому не терпится задать вам свои вопросы: 1- 4 слайды

Вопросы- презентация

-Чтобы в полной мере  усвоить новое, получить удовольствие  от урока, проверить свои знания, мы будем подниматься вверх  по ступенькам.

«Народный календарь»

«Это интересно.»   5-6 слайды

(видеофрагмент- «Молния»)

- Чем сопровождается гроза?

- Какое явление природы  несёт в себе опасность?

«Проверяем знания»

1)- На прошлом уроке  мы с говорили об опасности  для жизни, которую несёт в  себе молния.

Вспомним правила, чего нельзя делать во время грозы. Разместите слово нельзя там, где вы считаете нужным. (рисунок)- 1 ученик у доски

Как уберечься от удара молнии?- Якунина Таня- сообщение.

Чем опасна гроза?

Информация о работе Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента