Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать изменение уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: познавательный интерес и его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….......…..3
Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6
1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет……………………… ………………………………...17
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33
Глава II. Экспериментальное исследование изменения познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42
2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………….50
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..52
Заключение…...……………………………………………………………………..54
Список литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Содержание

Оглавление………………………………………………….……………...………..2

Введение……………………………………………………….…………….......…..3

Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения  познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6

1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6

1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса  детей 8 – 9 лет………………………   ………………………………...17

1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26

1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33

Глава II. Экспериментальное исследование  изменения  познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42

2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42

2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46

    1. Анализ результатов исследования…………………………………………….50
    2. Практические рекомендации…………………………………………………..52

Заключение…...……………………………………………………………………..54

Список литературы …………………………………………………………….......57

Приложение ……………………………………………………………….………..59

 

 

 

Введение

 

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики остается проблема воспитания интереса к учению. Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Однако включение в современное Российское образование информационных технологий ставит перед учителем новые задачи в области их использования в работе с детьми.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью выявить изменения  познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», особенности их использования, а так же влияние на развитие познавательного интереса.

        Научная новизна обусловлена следующим. Направленность образовательного процесса на становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений, выдвигает исключительные требования к организации урока. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные. Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Познавательные  универсальные учебные действия  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации. Использование компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивают гибкое управление процессом обучения и применение разнообразные способы и методы подачи учебной информации. Тем самым поддерживается необычность, неожиданность изложения материала, концентрированность внимания учащихся. Все эти особенности, заложенные в компьютерных презентациях, способны не только вызвать мгновенный интерес, но и побудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, то есть содействовать развитию и устойчивости познавательного интереса у детей 8 – 9 лет. Исследование изменений  познавательного интереса учащихся в условиях использования компьютерных презентаций изучено в современной теории и практике образования недостаточно, что, в свою очередь, определяет научную новизну работы и ее теоретическую значимость.

Полученные в результате исследования данные, выводы и тенденции позволят разработать практические рекомендации по развитию и устойчивости познавательного интереса у детей 8 – 9 лет посредством использования информационных технологий. Это определяет практическую значимость данной работы, обогащая практику образования.

         Цель исследования: исследовать изменение  уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

         Объект исследования: познавательный  интерес и  его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

          Предмет исследования: изменение  уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

           Гипотеза исследования: при использовании компьютерных презентаций на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» уровень познавательного интереса у детей 8 – 9 лет изменяется.

 

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Рассмотреть понятие «познавательный интерес», его различные характеристики, условия формирования, стадии развития, способы удержания; а также вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
  2. Провести экспериментальное исследование изменения  познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
  3. Разработать практические рекомендации по использованию полученных результатов исследования.

Методологическую основу работы представляют психолого-педагогические исследования Н. Ф. Талызиной, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейн, А. А. Гордона, Г. И. Щукиной. В области исследований по использованию в образовательной системе информационных технологий основу составили работы Н. И. Захаровой, Н. Е. Веракса, А. В. Могилева, Н. И. Пака.

В работе использованы методы наблюдения, а также формирующего и констатирующего эксперимента. В ходе исследования предполагается использование методов опроса, сравнительного анализа, математической обработки данных.

Базой исследования послужило Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ермаковская средняя общеобразовательная школа № 2». В исследовании предполагается участие 50 респондентов 8-9 лет, учащиеся 3 классов. Работа проводилась в течении 2 четверти  2012-13 учебного года.

 

Глава I.

Теоретическое исследование вопросов изменения  познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

 1.1. Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса.

Интерес к познавательному процессу всегда был велик у теоретиков и практиков педагогической науки. Процессы, проходящие в области реализации человеческих интенций привлекают внимание ученых и по сей день.

Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительностии. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к постижению нового, к обретению более полных и глубоких знаний. Лишь тогда, когда та или иная область науки, то или иное явление представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все его стороны, аспекты, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и поверхностным [15].

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат его деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и позитивную направленность [15].

Характерной особенностью познавательного интереса является его волевая направленность. Познавательный интерес ориентирован не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, к ее реализации, с преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов обучения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив накладывает эмоциональный оттенок на всю учебную деятельность школьника. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями, коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности. При наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса к познанию. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворенности, гордости за свою «самость», успешности, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса как такового [15].

Познавательный интерес при правильной методико-педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника, в свою очередь оказываяя сильное влияние на его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с которыми школьник обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в нужной области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, – все это формирует и развивает личность школьника [16].

Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя его с этой стороны, следует оговориться, что интересное преподавание – это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами, это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному, все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, то есть содействовать устойчивости интереса. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому [16, с. 38].

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разные уровни развития и характер проявлений, обусловленных личностным опытом и особыми путями индивидуального развития.

По мнению Н. Ф. Талызиной формирование познавательного интереса у ученика можно условно разделить на 4 этапа – любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес [14]. Рассмотрим подробнее эти уровни, охарактеризуем каждый из них, выделим их отличительные черты.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке. На этой стадии – стадии любопытства ученик довольствуется только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний. На этой ступени у учащихся еще не замечается стремления к познанию сущности.

Более высоким уровнем его является интерес к познаниям существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую, часто невидимую, внутреннюю суть. Этот уровень, называемый стадией любознательности, требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. Он характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого, подняться по ступеням развития познавательного интереса. Здесь школьнику свойственны эмоции удивления, радости познания. Ученик, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкивается на трудности и сам начинает искать причины неудачи. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении предметов и явлений [14].

Информация о работе Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента