Стресс в чрезвычайных ситуациях и способы его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Управление стрессом - полезный навык, необходимый каждому человеку. Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры. В своей работе я поставила следующие цели и задачи: - Ознакомиться с теоретическим представлением о стрессе;
- Рассмотреть причины стресса;
- Рассмотреть, как влияют чрезвычайные ситуации на психологическое здоровье человека;
- Рассмотреть практические способы борьбы со стрессом; - Сделать выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Стресс в чрезвычайных ситуациях и способы его преодоления.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема моего реферата «Стресс в чрезвычайных ситуациях и способы его преодоления» является актуальной, так как в настоящее время назрела необходимость в обобщении результатов многих психологических исследований поведения и деятельности человека в экстремальных условиях. Актуальным является анализ содержания и структуры готовности к действиям в напряженных ситуациях. Такая готовность — существенная предпосылка целенаправленности, устойчивости регуляции и эффективности деятельности в крайне усложненной обстановке, а, следовательно, и фактор предупреждения аварий, катастроф.

В сложных видах деятельности могут возникать напряженные  ситуации-обстоятельства, порождающие  значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действий личности, коллектива, руководителя в напряженной ситуации в значительной степени определяется высоким уровнем их готовности к ним. Динамичность напряженных ситуаций, нередко крайне жесткие требования к своевременности и адекватности действий обусловливают необходимость заблаговременной психологической подготовки специалистов к выполнению внезапно возникающих усложненных задач профессиональной деятельности.

Управление стрессом - полезный навык, необходимый каждому человеку. Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

В своей  работе я поставила следующие  цели и задачи:

- Ознакомиться с теоретическим представлением о стрессе;

- Рассмотреть  причины стресса;

- Рассмотреть, как влияют чрезвычайные ситуации на психологическое здоровье человека;

- Рассмотреть  практические способы борьбы со стрессом;

- Сделать выводы.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и  в соответствии с этим состоит  из введения, основной части, состоящей  из пяти разделов, вывода и списка литературы.

 

1. Сущность  и содержание стресса.

 

Стресс - неспецифическая  реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.

Причиной стресса может быть, что угодно, что может встретиться нам в жизни. Такие стрессовые явления могут подстерегать человека где угодно, и никто от них не застрахован. Какая же причина стресса самая распространённая? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как причины стресса разнятся в зависимости от возраста, места проживания, образа жизни человека. Часто стрессовые события случаются одновременно. Сами по себе они стрессом не являются, но вызывают его и поэтому называются стрессорами. Стресс - отклик на стрессоры. Как только организм распознает присутствие стрессора, он пытается защитить себя.

Стрессоры не слишком  обходительны с нами - появление  другого стрессора не означает исчезновение старого, они накладываются друг на друга. Кумулятивный эффект незначительных стрессоров может привести к значительному расстройству. Сопротивление организма постепенно падает, а источники стресса продолжают свое действие, что приводит к истощению. На этом рубеже способность извлечь из стресса позитивные эффекты иссякает, и появляются признаки тревожного расстройства. Предупреждение стрессов и разработка стратегии избавления от них, это два ингредиента эффективного управления стрессом. Поэтому знать, какие стрессоры вы можете встретить, чрезвычайно важно.

Большая вероятность попасть в стрессовую ситуацию у людей переживших экстремальные ситуации: крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия.  Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет. Значительное внимание уделяется специалистами выявлению, психологическому анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий. В частности, психологические феномены, возникающие в условиях воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под названием посттравматического стрессового синдрома, или посттравматического стрессового расстройства. Исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, кризис, конфликт и др… Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуальную  деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. Эти явления оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

 

2.Поведение в состоянии стресса

Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Испытывая стресс, организм стремиться либо побороть его, либо избавиться. Организм посылает внутренний сигнал SOS. Когда органы отвечают на него, возникают различные реакции. Тело освобождает запасенное топливо (сахар и жиры) для быстрого обеспечения энергией; дыхание ускоряется, чтобы насытить кровь кислородом; мышцы напрягаются, что бы быть готовыми к действиям. Механизм свертывания крови активизируется для предотвращения сильного кровотечения, чувства обостряются (слух становится более четким, зрачки расширяются, обоняние становится острее) для того чтобы быть настороже; сердечный ритм и давление крови усиливаются, что бы обеспечить больший приток крови к мускулам. Такое состояние позволяет организму справиться с потенциальными опасностями, однако организм не может поддерживать такой уровень настороженности бесконечно.

В значительной части  случаев последствиями травматического  стресса, связанного с переживанием экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы аддиктивного (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка)  поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. Алкоголь или наркотик могут использоваться в качестве релаксирующих средств, позволяющих снять или частично нивелировать острый дискомфорт, напряжение, растерянность, страх. Таким образом, последствиями травматического стресса являются не только длительные или острые эмоционально-негативные состояния, затрудняющие жизнедеятельность человека, но также и нарушения поведения, представляющие уже сферу интересов врачей-психиатров. Между тем подобные нарушения поведения имеют психологические причины, связанные с недостаточностью личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточностью дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных обстоятельствах.

3. Понятие об экстремальной ситуации

Экстремальные ситуации делятся на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные (в зависимости от требуемой активности и от позитивности достигаемого результата).  По мнению А.М. Столяренко (ученый в области юридической психологии и педагогики.) к нормальным (обыденным) относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют от него обычной активности. Они, как правило, заканчиваются позитивно.

Параэкстремальные ситуации вызывают сильное внутренне напряжение, они способны приводить личность к неудачам.

Экстремальные ситуации отличаются возникновением у человека предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед  личностью большие объективные  и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий.

Гиперэкстремальные ситуации предъявляют  к человеку требования, превышающие  его способности. Они приводят к  значительному нарастанию внутреннего напряжения, нарушениям обычного поведения и деятельности. Такие ситуации имеют опасные для жизни человека последствия. В зависимости от особенностей и результатов личностно-обстановочного взаимодействия, экстремальные ситуации делятся  на объективные, потенциальные, лично спровоцированные  и воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные).

Экстремальная ситуация, как многомерное  явление, представляет собой временное  стечение негативных обстоятельств, выражающихся в особых, неблагоприятных условиях для деятельности человека.

Экстремальная ситуация — это такое  усложнение условий деятельности, которое  приобрело для личности, коллектива особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия  деятельности становятся напряженной  ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т. д.

Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более  относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной действительности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация, воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное — это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное — состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах.

Особенности напряженных ситуаций определяются соотношением, связью объективного и субъективного. Напряженная ситуация является сложной и трудной, экстремальной.

В деятельности людей  часто возникают напряженные  ситуации. Важно, чтобы человек нашел  выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность  деятельности, несмотря на усложнение обстановки труда и возникновение  больших психических нагрузок.

Феноменология экстремальной ситуации детально изучена. Исследователи единодушно отмечают: вне зависимости от длительности экстремального события, его последствия разрушительны для личности. При этом клиническая картина не носит строго индивидуального характера, а сводится к небольшому числу довольно типичных проявлений, весьма напоминающих начальные симптомы соматических, а подчас и психических заболеваний.

Среди таких последствий  называются: узкое, "канализированное" внимание, аффективные реакции (от глубокой депрессии до ярких проявлений гнева и агрессии), нарушение саморегуляции, возрастная регрессия, диссоциация, деформация образа мира личности, а также отсроченное во времени отчуждение человека от себя, других и мира в целом.

4. Особенности поведения в экстремальных ситуациях

Люди, попадающие в экстремальную  ситуацию, реагируют на неё по-разному. Кто-то впадает в ступор, а у  кого-то, напротив, начинается двигательное возбуждение. Но реакция на произошедшее событие продолжается и после  того, как опасность миновала. Стоит обратить внимание на то, что испытывать стресс могут не только пострадавшие, но и случайные наблюдатели, очевидцы и даже профессионалы-спасатели. В идеале каждому участнику и свидетелю катастрофы или аварии нужна помощь психолога и его консультации в дальнейшем. Но это не всегда возможно, и тогда необходима помощь близких людей или самопомощь.  
 
Пострадавший после трагического события заново переживает случившееся: это и навязчивые воспоминания, мысли и ночные кошмары. Страх кошмаров вызывает бессонницу. Естественно, что человек с посттравматическим стрессовым расстройством не хочет вспоминать подробности случившегося, у него появляется желание забыть, вычеркнуть мысли и чувства, напоминающие о трагическом событии. Пострадавший становится эмоционально нестабильным: слёзы сменяются вспышками гнева. Ещё один симптом посттравматического стрессового расстройства - сверхбдительность. Человек проявляет повышенную осторожность даже в неопасных ситуациях.

5. Способы  преодоления стресса.

Очень важным во время борьбы со стрессом, является знание способов снятия стресса. Различные стрессы занимают различные эмоциональные уровни, различен также их характер и степень серьёзности. Соответственно различны и способы снятия стресса, зная их, каждый сможет избежать последствий влияния стресса на физическое и психическое состояние.

Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую  психическую травму, гораздо быстрее  восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либо физической работе и не одного, а в составе группы.

Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям  в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием  психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.

В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов - всех тружеников предприятий, организаций  и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитии выносливости, самообладания, неуклонному стремлений к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.

Информация о работе Стресс в чрезвычайных ситуациях и способы его преодоления