Средства национальной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 00:23, реферат

Краткое описание

Средства обеспечения национальной безопасности включают в себя технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению. Силы обеспечения национальной безопасности, используя средства обеспечения национальной безопасности, сосредотачивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности. Государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности должна обеспечиваться согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счёт реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера.
В связи с большим количеством средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, я рассмотрю такие средства, которые, думаю, самые важные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………..4
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 26.27 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему «Средства национальной безопасности Российской Федерации»

 

 

 

 Выполнила: И. А. Шамраева, студентка 1-го курса очной  формы обучения факультета начального  образования, группа 104

 

 

Проверил: Проверил: Т.Г.Газизулин, д.в.н., профессор 

     Оценка:                                         __________________________________

                                            

                                            Подпись:                                __________________________________

 

 

                                    

                                              Москва 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………..4

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

      Национальная  безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

 

     Национальная  безопасность включает в себя:

• государственную безопасность

• общественную безопасность

• техногенную безопасность

• экологическую безопасность

• экономическую безопасность

• энергетическую безопасность

• информационную безопасность

• безопасность личности

 

     Обеспечение  национальной безопасности —  комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

 

      Обеспечение  национальной безопасности включает  в себя:

• защиту государственного строя;

• защиту общественного строя;

• обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

• обеспечение политической и экономической независимости нации;

• обеспечение здоровья нации;

• охрана общественного порядка;

• борьба с преступностью.

• обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

      Средства  обеспечения национальной безопасности  включают в себя технологии, а  также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению. Силы обеспечения национальной безопасности, используя средства обеспечения национальной безопасности, сосредотачивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности. Государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности должна обеспечиваться согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счёт реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера. 
     В связи с большим количеством средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, я рассмотрю такие средства, которые, думаю, самые важные.

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    Длящийся  в Российской Федерации свыше двадцати лет сложный по своим социально-политическим, экономическим, правовым последствиям процесс преобразования отечественной государственности коренным образом изменил ситуацию в области обеспечения национальной безопасности страны. Не секрет, что отчасти негативные последствия проводимых в Российской Федерации реформ, порой, сами создают угрозу ее национальной безопасности. Ослабление военной мощи, снижение роли науки, образования и культуры, разрушение основ духовной жизни, кризис в социальной сфере, спад производства, состояние стагнации аграрного сектора - далеко не полный перечень негативных явлений, проявивших себя в различных сферах жизнедеятельности государства и общества на протяжении периода развития реформ. Создалась ситуация, при которой государство оказывается не в полной- мер способным обеспечить достойный уровень жизни для большинства своих граждан, преодолеть социальную поляризацию общества. Это вполне обоснованно тормозит решение вопросов, связанных с надежным обеспечением национальной безопасности Российской' Федерации. Между тем само решение проблемы сохранения и упрочения национальной безопасности России приобретает первостепенное значение, поскольку является гарантией достижения целей социального реформирования и, соответственно, реального роста народного благосостояния. В решении этой проблемы должны быть задействованы все ресурсы государства и общества, включая силовые и отчасти репрессивные, к каковым, несомненно, относится многообразный арсенал средств уголовно-правовой охраны общественных отношений.

    Актуальность  проблемы разработки научного  подхода к выработке уголовно-правовых  средств обеспечения национальной  безопасности

Российской Федерации объясняется объективным нарастанием таких негативных тенденций, как рост экстремизма, терроризма, национальных, конфликтов, вооруженных столкновений, природных и техногенных аварий и катастроф. На волне роста различного рода негативных проявлений и обострения социальной напряженности усиливающимися темпами развивается общеуголовная преступность, как известно, сама выступающая. Одним из основных факторов угрозы национальной безопасности Российской Федерации, как это ни прискорбно осознавать, большей частью источники угрозы национальной безопасности России находятся внутри страны и состоят, прежде, всего в продолжающемся экономическом кризисе в упрочении позиций организованной преступности повсеместной коррупции. Все эти криминологические нюансы, безусловно, должны быть под надежным уголовно-правовым контролем, что требует, создания научно обоснованной базы, совершенствования системы, уголовно-правовых, средств обеспечения национальной безопасности.

    В настоящее  время в Российской Федерации сформирована довольно разветвленная система обеспечения национальной безопасности. Однако комплексности в ее изучении и описании пока явно недостаточно. Более того, вопросы уголовно-правового обеспечения национальной безопасности до сих пор не получили достаточно емкого освещения в юридической литературе. Соответственно, не выработано научно обоснованной концепции развития уголовной политики в сфере обеспечения национальной безопасности России. Нет таких адекватных уголовно-политических ориентиров и у соответствующей правоохранительной практики. До сих пор государством не выработаны приоритетные направления уголовно-правового обеспечения национальной безопасности, как следствие, нет и иерархии уголовно-правового применения, нацеленного на достижение целей обеспечения надежной национальной безопасности. Все эти пробелы предопределили выбор темы диссертации, повлияли на ее теоретическую концепцию и практическое научно-исследовательское воплощение, подчеркивающее актуальность разработки рассматриваемой проблемы для уголовно-правовой науки и практики социально-правового контроля над преступностью.

    В качестве  приоритетных направлений реализации  уголовной политики в обеспечении  национальной безопасности уголовно-правовыми  средствами надлежит выявить  следующие:

- уголовно-правовые  меры обеспечения противодействия  терроризму; 
- уголовно-правовые меры обеспечения противодействия экстремизму; 
- уголовно-правовые меры обеспечения противодействия экономической преступности; 
- уголовно-правовые меры обеспечения противодействия организованной преступности и коррупции.

          Основными задачами уголовной  политики в сфере обеспечения  национальной безопасности Российской  Федерации являются: 
- определение и корректировка в соответствии с реалиями национальных интересов Российской Федерации в системе уголовно-правовой охраны; 
- определение комплекса факторов, формирующих спектр внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации в системе уголовно-правовой охраны; 
- определение задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в системе уголовно-правовой охраны;

- необходимость комплексной уголовно-правовой, уголовно-политической и криминологической экспертизы законодательства, призванного обеспечить контроль над преступностью;

- координация деятельности  всех субъектов обеспечения национальной  безопасности Российской Федерации  в сфере противодействия преступности, в первую очередь правоохранительных  и судебных органов, развитие и координация наук, изучающих преступность;

- определение роли государства и его органов с целью создания резервов, необходимых для эффективного обеспечения- национальной безопасности Российской Федерации в сфере противодействия преступности;

- необходимость  формирования общественного правового  сознания, позволяющего, обеспечить в полной мере национальную безопасность Российской Федерации, расширить социальную базу борьбы с преступностью, включать, в нее не только профессиональные правоохранительные органы, но также общественные организации и отдельных граждан;

- осуществление  контроля за реализацией уголовной  политики в сфере обеспечения  национальной безопасности Российской  Федерации;

- необходимость  включения в Общую часть Уголовного  закона раздела, регламентирующего  соотношение международных и  внутригосударственных уголовно-правовых актовой все связанные с этим вопросы, требующие законодательного решения.

 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 
      Политическими технологиями являются знания в сфере последовательного продвижения определенных интересов, идей с целью установления заинтересованной стороной властных взаимоотношений, связанных с реализацией заранее определенных политических результатов. Можно сказать, что политические технологии есть целенаправленное достижение целей с использованием необходимых приемов и методов воздействия на процессы в обществе. Таким образом, под политическими технологиями стоит понимать совокупность способов, процедур и операций, посредством которых реализуется политическое действие. 
      Под технологиями обеспечения национальной безопасности не стоит понимать только меры и методы действий служб, в чьи обязанности входит охрана правопорядка, борьба с преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействие экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа или насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; захват или насильственное удержание власти, а также защита окружающей среды и внешнеполитических интересов.

      Естественно, все названные задачи первостепенны, и существующий алгоритм действий соответствующих служб направлен именно на защиту интересов страны. Но ведь необходимо учитывать, что, помимо вышеназванных действий, технологии обеспечения национальных интересов и безопасности включают информационно-коммуникативные функции и, главное, идеологические. И поэтому стоит отметить, что все политические технологии имеют схожий порядок действий, связанный с формированием стратегии. Он включает в себя следующие этапы: регистрацию соответствующими ответственными организациями первичной информации, связанной с определенными рисками безопасности; оценку, отбор и преобразование полученных данных с целью передачи органам, ответственным за принятие решений; и, наконец, принятие решения, разрешающего определенные угрозы безопасности в рамках поставленного направления.  
      Следующий и самый важный этап функционирования технологий связан с реализацией. Он включает в себя законодательные инициативы, связанные с контролем выполнения решения и оценкой ситуации после начала реализации решения, т. е. механизм обратной связи. Поэтому можно отметить, что само по себе законодательное решение без доведения на местах нововведений есть приоритетная реакция на изменившиеся условия и нарушения интересов, в том числе связанных с национальной безопасностью. Основной результат бывает только тогда, когда законопроекты приводят к реальному изменению ситуации. В последние годы в любом регионе есть масса тому подтверждений. Поэтому государственная система обеспечения национальной безопасности может быть представлена через характеристику способов защиты от рисков и угроз интересам страны.  
       При этом технологии, направленные на функционирование защищенности, анализируемые с точки зрения структурно-функционального подхода, будут соответствовать сфере их предметного применения, а также направленности и продолжительности действия. Собственно, поэтому технологии реализации национально-государственных интересов России прямо сопоставимы с технологиями обеспечения безопасности. А наиболее актуальной и оптимальной политической технологией защиты интересов личности, обществ и государства является интегративная национальная идеология, так как национально-государственные интересы есть основа идеологической интеграции в многонациональном государстве. Между тем потребность народа в сохранении этнической общности, в устойчивости общественных и государственных институтов и в обеспечении национальной безопасности есть основание жизненно необходимого минимума, согласно которому сущность идеи государства представляется оправданной. Ибо сама идея необходимости государственного обустройства основана на потребности в безопасности, которая, в свою очередь, зависит от геополитического окружения государства, традиций и культуры, духа народа и его ценностей, экономического развития.  
      В Концепции национальной безопасности РФ зафиксировано, что национальные интересы России представляют собой сбалансированное соотношение жизненно важных интересов личности, общества и государства в качестве достаточного условия развития и безопасности страны. Концептуальная парадигма дефиниции «национальный интерес России» посредством данного выше определения обладает принципиальным значением. Сам национальный интерес в этом случае предстает в чистом виде и позволяет «всеобщим» взглядом узреть суть понятия «национально-государственное единство» граждан Российской Федерации безотносительно к их национальной принадлежности, вероисповеданиям, степени социализации и положению в обществе.  
Именно своевременное реагирование на вызовы и угрозы безопасности есть крайне актуальная государственная стратегическая задача. И поэтому стоит трезво осознавать, что политика обеспечения национальной безопасности есть деятельность политического руководства страны по установлению защиты национальных интересов страны, т. е. по обеспечению национальной безопасности, под которой как раз и понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз интересам личности, общества и государства.  
      Более того, в соответствии с законодательной базой РФ, главным пунктом обеспечения национальной безопасности являются первостепенные интересы личности, общества, государства. При этом национальные интересы РФ отражены в стратегических и текущих задачах внутренней и внешней политики государства и реализуются через систему государственного управления. Условием реализации национальных интересов России является возможность принимать независимые решения в сфере политики и экономики без оглядки на предложения иностранных государств по этим вопросам. Также необходимым условием при формировании и исполнении национальных интересов является способность государственной власти поддерживать такой уровень жизни населения, который обеспечивал бы национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране. Именно поэтому сегодня в России главенствуют как раз жизненно важные интересы личности, за которыми следуют интересы общества и государства.

Информация о работе Средства национальной безопасности Российской Федерации