Система составления планов тушения пожаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:29, реферат

Краткое описание

Количество пожаров и ущерб от них увеличивается ежегодно. Потери от пожаров в
России самые высокие по сравнению с другими странами. Они в три раза выше, чем в США,
в 3,5 раза выше по сравнению с Японией, в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.
Рост числа пожаров, материальных потерь, гибели людей является следствием бурного
развития техники и технологии, концентрации производства, создания новых пожароопасных
материалов, увеличения плотности населения, отсутствия в достаточном количестве первичных
средств пожаротушения, низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и
предупреждению пожаров, отсутствия навыков пожаротушения и безопасного поведения во
время пожаров.

Содержание

1.Введение.
2. Разработка и утверждение ПТП
3.Основание для разработки
4. Состав планов.
5.Карточка тушения пожара.
6. Заключение
7. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка и утверждение планов тушения пожаров.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»

Инженерно-технологический  институт

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Управление техносферной безопасностью»

На тему «Система составления планов тушения пожаров»

 

 

Выполнил  студент

заочной формы  обучения

    специальности   «Техносферная безопасность»

2 курса Шахматов  И.А.

Преподаватель: Даниев Алексей Васильевич.

 

 

 

 

Иркутск 2013г.

 

Содержание.

стр.

1.Введение.

2. Разработка и утверждение ПТП

3.Основание для разработки 

4. Состав планов.

5.Карточка тушения пожара.

6. Заключение

7. Литература.

2

3

3-4

4-5

6

7

8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             1

 

 

1.Введение:                                                                                                                                                             Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется пожар. В год их насчитывается бо-

лее 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожаров погибает в среднем 85 тысяч человек.

В России ежегодно регистрируется около 300 тысяч  пожаров. Каждый год в огне поги-

бают около 20 тысяч россиян. Материальный ущерб  от пожаров в нашей стране составляет

миллиарды рублей в год.

Количество  пожаров и ущерб от них увеличивается  ежегодно. Потери от пожаров в

России  самые высокие по сравнению с другими странами. Они в три раза выше, чем в США,

в 3,5 раза выше по сравнению с Японией, в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.

Рост числа  пожаров, материальных потерь, гибели людей является следствием бурного

развития  техники и технологии, концентрации производства, создания новых пожароопасных

материалов, увеличения плотности населения, отсутствия в достаточном количестве первичных

средств пожаротушения, низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и

предупреждению  пожаров, отсутствия навыков пожаротушения  и безопасного поведения во

время пожаров.          Динамика количества пожаров, числа погибших, материального

ущерба  в России

 

 

Параметры пожаров

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Количество  пожаров

259400

245600

246300

259800

239300

Число погибших

14901

16246

18289

19906

19275

Материальный  ущерб, млрд руб.

3,1

3,2

3,2

4,5

4,1


 

 Развитие производственных сил в нашей стране сопровождается ростом потребления нефти, газа, нефтепродуктов. Большой объем легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, газов находящихся в трубопроводах, установках, резервуарных парках создают потенциальную опасность возникновения взрывов и пожаров. Поэтому проблема обеспечения пожарной безопасности объектов нефтяной и газовой промышленности весьма актуальна и имеет важное хозяйственное значение.

Новые проблемы пожарной безопасности возникают также  в связи с ускоренным строительством жилых зданий повышенной этажности. В жилых зданиях ежегодно от пожаров  погибает 65-70 % от общей численности  умерших на пожарах по всей стране. Задачей особенной важности становится обеспечение пожарной безопасности в таких зданиях. Эвакуация и  спасение людей во время пожара из жилых зданий, гостиниц, театров, дворов спорта, и других зданий с массовым пребыванием людей, является важной и сложной задачей для подразделений  пожарной охраны. Одним из важнейших факторов в борьбе с пожарами на сложных объектах является составление планов тушения пожаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    2

2.Разработка и утверждение планов тушения пожаров

План тушения  пожара (ПТП) - оперативный документ предварительного планирования,

устанавливающий порядок организации тушения  развившихся пожаров и спасания людей на наиболее важных и сложных  в оперативно-тактическом отношении  объектах.  
Он должен предусматривать: предварительное планирование организации боевых действий подразделений пожарной охраны, прибывших на место пожара и действия персонала объекта, их взаимодействие; рациональную расстановку сил и средств, привлекаемых для тушения пожара; своевременное обеспечение руководителя тушения пожара (РТП) и штаба пожаротушения оперативной и справочной информацией об особенностях объекта, возможного масштаба развития пожара, а также применения средств тушения и обеспечения необходимых мер безопасности. 

3.Основание для разработки   

Планы тушения  пожара должны составляться на:  
 - Предприятия (объекты) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа.  
- Предприятия (объекты) химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений.  
- Предприятия (объекты) электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).  
- Предприятия (объекты) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.  
- Отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.  
- Производственные корпуса промышленных предприятий и здания не производственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более.  
- Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью: по распиловке древесины-50 тыс.м3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс.т в год и более.  
- Предприятия (объекты) транспорта: автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств); железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции); авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы); водного (морские и речные порты, терминалы);  
- Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.  
- Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супер-маркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более; повышенной этажности (более 9 этажей); культовые сооружения.  
- Учебные и детские заведения: общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования. детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.  

                                                                 3

- Культурно-зрелищные  сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры; музеи, картинные  галереи, аппаратно-студийные комплексы  телерадиокомпаний, 

выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки; дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные  комплексы.  
- Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).  
- Особо ценные объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; - Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.  
- Сельскохозяйственные объекты: мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более; мельницы производительностью 200 т/сутки и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более; животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более. - Строящиеся крупные и уникальные объекты.  
На объекты не вошедшие в данный перечень и не определенные другими ведомственными документами ПТП разрабатываются по решению начальника территориального УГПС.  
Разработке ПТП должен предшествовать глубокий анализ оперативно-тактических особенностей объекта и его противопожарного состояния с прогнозированием места возникновения и развития возможных ситуаций, а также масштабов их последствий, материалы крупных пожаров на аналогичных объектах. Разработанный ПТП должен быть скорректирован с планом ликвидации аварийных ситуаций объекта для совместного использования при ликвидации пожаров и аварий. При разработке ПТП на объекты жизнеобеспечения города (района) в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей и участников тушения пожара, а также обеспечение необходимых мер безопасности. 

4.Состав планов. 

ПТП должен быть оформлен отдельной книгой в  жесткой обложке, на бумаге единого  формата размером не менее 210 x 297 мм (А4(М11)) и состоять из текстовой части, графической части и приложений. Структура и содержание разделов ПТП должны быть строго регламентированы и определятся настоящей инструкцией. Текстовая часть ПТП должна состоять из следующих основных разделов:  
- титульный лист (приложение 4);  
- оглавление;  
- оперативно-тактическая характеристика объекта;  
- прогноз наиболее вероятных мест возникновения и развития пожаров; - расчет необходимого количества сил и средств;  
- организация взаимодействия подразделений ГПС со службами жизнеобеспечения объекта и территориальными службами города (района);  
- рекомендации РТП и должностным лицам штаба пожаротушения, требования соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.  
В текстовой части разделов ПТП должны быть изложены:  
- оперативно-тактическая характеристика объекта;  
- пожарная нагрузка в помещениях;  
- особенности и прогноз развития пожара;  
- противопожарное водоснабжение объекта и прилегающей территории;  
- водные данные расчета необходимого количества сил и средств при каждом варианте тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения; - рекомендуемые средства тушения.  
Дополнительно должны прилагаться конкретные рекомендации РТП, оперативному штабу пожаротушения и тылу на пожаре; инструкции по взаимодействию оперативного штаба со службами жизнеобеспечения объекта, города (района) и другими организациями; основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала объекта при возникновении пожара; необходимые расчетные и справочные материалы, относящиеся к развитию и тушению пожара на данном объекте.  
                                                                       4

В графической части ПТП должны быть представлены:  
- план-схема объекта на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних строений, вариантами рациональной расстановки пожарной техники, а также с указанием всех водоисточников;  
- поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы основных зданий и сооружений объекта, с нанесением дорог и проездов;  
- схема для начальника тыла по расстановке пожарной техники на водоисточники (с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку или подвоза ее с удаленных водоисточников);  
- схемы организации связи на пожаре.  
На плане-схеме выделенными контурами показывают: объект возможного пожара, прилегающие здания (открытые технологические установки, сооружения) с указанием степени огнестойкости и разрывов; наносятся водоисточники, которые можно использовать при тушении пожара, их объем и расстояния по маршрутам прокладки рукавных линий; обозначают расстановку пожарных автомобилей, прибывающих на объект по установленному номеру (рангу) пожара.  
На поэтажных планах, показывают места расположения средств пожаротушения: внутренних пожарных кранов, узлов управления спринклерной системой, насосных станций, стационарных установок газового и пенного тушения, вентиляционных агрегатов противодымной защиты и местных электрощитов управления ими, места отключения электроэнергии, установки задвижек на внутреннем противопожарном водопроводе, наличие лифтов, эвакуационные выходы из помещений в коридоры, фойе, вестибюли и пути движения по ним до выхода на лестничную клетку или непосредственно наружу, указывается месторасположения: основного технологического оборудования (с указанием его основных технических характеристик и параметров работы); прямых и обратных технологических потоков (с указанием их условных сечений, производительности и параметров работы), межблочной отсекающей запорной арматуры (с указанием ее типа, исполнения, быстродействия); систем противопожарной защиты (с указанием их основных характеристик); приведенный радиус зон интенсивности воздействия ударной волны при взрыве; места возможного образования пожаровзрывоопасной среды; участки возможных аварий и их причины; вероятные источники зажигания; пути распространения огня при пожаре; предусмотренные проектом меры защиты участков, узлов и аппаратов от пожара и взрыва.  
Графическая часть ПТП должна выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре как рабочий материал НШ) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4(М11) с размером не менее 210 х 297 мм. Рекомендуемые форматы: генеральный план - А3(М12), поэтажные планировки и разрезы - А4(М11) - А3(М12). Допускается для крупных и сложных в оперативном отношении объектов увеличивать размер до 594 x 420 мм формат А1(М24). Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М1:50 - М1:200. Все материалы графической части и рекомендации участникам тушения пожара должны быть защищены от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата плана тушения пожара.  
Рекомендации (инструкции) для должностных лиц необходимо оформлять в двух экземплярах: один находится в составе плана тушения пожара, а второй выдается каждому должностному лицу для руководства в процессе тушения пожара.  
В качестве приложений к ПТП должны прикладываться расчетные и справочные материалы для начальника оперативного штаба пожаротушения и других должностных лиц ГПС. Например, схема организации связи на сложном объекте; схема с указанием количества стволов (ручных и стационарных), которые можно ввести от автомобилей, установленных на ближайших к месту пожара водоисточниках, с учетом работы от одного автомобиля нескольких отделений, схемы расстановки и организации по эффективному использованию автолестниц и коленчатых автоподъемников; схемы организации работы заправочного пункта у водоема и снабжение водой работающих от подвозной воды автомобилей; схемы организации использования вспомогательной техники и т.д.  

Информация о работе Система составления планов тушения пожаров