Государственное управление при ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении истории человек тем или иным образом зависел от окружающего мира. По мере развития науки человек стал менее зависим от природных факторов. Вместе с тем вмешательство человека в естественные природные процессы с годами становится более интенсивным и экстенсивным. В связи с этим появились новые опасности и риски, связанные с чрезвычайными ситуациями. Хотя человечество отвечает на новые вызовы окружающего мира все более совершенными инструментами прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций, природные и техногенные катастрофы представляют серьезную опасность для людей.

Содержание

Введение 5
1 Основные понятия, критерии чрезвычайной ситуации, задачи Гражданской обороны 8
1.1 Классификация и виды чрезвычайных ситуаций 8
1.2 Основные задачи Гражданской обороны Краснодарского края при ЧС 19
2 Государственное управление чрезвычайной ситуацией 30
2.1 Структура и органы управления чрезвычайной ситуацией 30
2.2 Роль государства в обеспечении безопасности 35
2.3 Функции в области Пожарной безопасности Краснодарского края 39
2.4 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) 40
2.5 Защита населения от ЧС Краснодарского края 41
Заключение 44
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ основной текс.docx

— 90.58 Кб (Скачать файл)

Введение

На протяжении истории человек тем или иным образом зависел от окружающего мира. По мере развития науки человек стал менее зависим от природных факторов. Вместе с тем вмешательство человека в естественные природные процессы с годами становится более интенсивным и экстенсивным. В связи с этим появились новые опасности и риски, связанные с чрезвычайными ситуациями. Хотя человечество отвечает на новые вызовы окружающего мира все более совершенными инструментами прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций, природные и техногенные катастрофы представляют серьезную опасность для людей. 
Эти проблемы особенно актуальны для Российской Федерации. Россия самая большая страна с необыкновенно разнообразной природой, что вызывает необходимость управлять различными чрезвычайными ситуациями (ЧС) - от лесных пожаров до наводнений и нашествий саранчи. Стоит принимать во внимание и то, что на территории Российской Федерации эксплуатируется значительное количество потенциально опасных объектов, некоторые из которых изношены и не соответствуют высшим стандартом безопасности. Исходя из этого, считаю изучение проблем и особенностей государственного управления чрезвычайными ситуациями актуальным и целесообразным. 
Данной теме уделяют огромное внимание, как в России, так и за рубежом, в силу того, что чрезвычайные ситуации происходят повсеместно. Написано множество статей и научных работ, в которых затрагивается тема управления чрезвычайными ситуациями. Однако даже наиболее развитые страны, такие как США или Япония, зачастую неспособны адекватно и оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, несмотря на наличие методов, и технологий прогнозирования подобных катастроф. Это связано с тем, что предмет исследования очень динамичен. Изменения глобального климата и стремительный научный прогресс провоцируют различные чрезвычайные ситуации, и в связи с этим, считаю дальнейшее изучение управления чрезвычайными ситуациями очень актуальным.

Главной задачей развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.

Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.

Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Учитывая сказанное, механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.

Цели и задачи исследования:

  1. Рассмотреть основные понятия и критерии чрезвычайной ситуации;
  2. Проанализировать основные виды чрезвычайных ситуаций;
  3. Изучить основные задачи Гражданской обороны при ЧС;
  4. Рассмотреть организационные указания по подготовке населения РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  5. Изучить функции в области Пожарной безопасности;
  6. Изучить единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные понятия, критерии чрезвычайной ситуации, задачи Гражданской обороны

1.1 Классификация и виды чрезвычайных ситуаций

Существуют различные определения понятия «чрезвычайная ситуация». Наиболее часто чрезвычайную ситуацию определяют как нарушение нормальной жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, а также военными действиями и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям. Чрезвычайная ситуация может быть также определена, как внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом, прежде всего человеческими жертвами. Вследствие этого необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных негативных последствий (разрушений, пожаров и так далее). Таким образом чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [1]. Американские исследователи определяют чрезвычайную ситуацию как неожиданную, непредвиденную обстановку, требующую немедленных действий. 
Понятие чрезвычайной ситуации связано с такими понятиями, как «опасность» и «риск». 
Для того чтобы определить, относится ли данная ситуация к чрезвычайной, разработан ряд критериев. Так в таблице 1 представлены 18 параметров, дающих качественные описания рассматриваемых критериев. 
Представленные в таблице критерии обладают свойством системности, то есть только наличие одновременно всей их совокупности позволяет квалифицировать ситуацию как чрезвычайную. Отсутствие хотя бы одного критерия уже не позволяет этого сделать. 
Рассмотрим примеры использования данных критериев. Предположим, что произошла катастрофа на пассажирском транспорте (авиационном, железнодорожном, автомобильном), повлекшая за собой человеческие жертвы. Однако эта катастрофа не может быть признана чрезвычайной ситуацией, в частности, потому, что не отвечает ей с точки зрения социально-психологического критерия. Стрессовое состояние испытывают, как правило, оставшиеся в живых участники, их родственники и родственники погибших. Остальное население продолжает достаточно спокойно пользоваться транспортными средствами. Кроме того, такая катастрофа зачастую не влечет за собой цепи тяжелых вторичных, третичных и других последствий, таким образом, она не отвечает и специфическому (седьмому) критерию чрезвычайных ситуаций. Следовательно, рассмотренная катастрофа касается ограниченного круга лиц, «рискнувших» использовать именно это транспортное средство, и не может характеризоваться как чрезвычайная ситуация. Рассмотрим транспортную катастрофу, произошедшую с железнодорожным составом, перевозившим опасные грузы (взрывчатые, агрессивные или ядовитые химические вещества). Предположим, что в результате катастрофы произошел взрыв. В этом случае под действие такого поражающего фактора, как ударная волна, попал и достаточно широкий круг лиц, «не связанных» с источником риска (железнодорожный транспорт), а также и значительное число сооружений, прежде всего жилых домов. Таким образом, возникшая в результате катастрофы ситуация соответствует всем критериям, представленным в таблице 1, и может быть определена как чрезвычайная.

Т а б л и ц а 1 - Критерии чрезвычайных ситуаций 

№   
п/п

Тип критерия

Номер  
пара-  
метра

Качественное описание критерия

1

Временной

1  
2

Внешняя внезапность, неожиданность возникновения  
Быстрое развитие событий (с момента возникновения чрезвычайной ситуации)

2

Социально-  
психологический

3  
  
4  
5

Человеческие жертвы, эпидемии, мутагенез, у человека и животных.  
Эпизоотии, массовый падеж скота  
Вывод из воспроизводства значительной части природных ресурсов, сельскохозяйственных  
угодий и культур

3

Социально-  
политический

6  
  
7

Стрессовые состояния (страх, депрессии, психосоматические симптомы, фобии, паника и так далее)  
Дестабилизация психологической устойчивости населения в посткризисный период

4

Социально-  
политический

8  
9  
  
 
10

Остроконфликтность, взрывоопасность  
Усиление внутриполитической напряженности, широкий внутриполитический резонанс Усиление международной напряженности, широкий международный резонанс

5

Экономический

11  
12  
  
 
13  
  
  
  
 
14

Значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выражении  
Выход из строя целых инженерных систем и сооружений  
Необходимость значительных материальных затрат на восстановление и компенсацию, создание специальных фондов (страховых и так далее)  
Необходимость использования большого количества разнообразной техники, в том числе качественно новой, для предотвращения ситуации и ликвидации ее последствий

6

Организационно-правленческий

15  
  
  
16  
 
17

Неопределенность ситуации, сложность принятия решений, прогнозирования хода событий  
Необходимость быстрого реагирования (принятия решений)  
Необходимость привлечения большого числа разных организаций и специалистов. Необходимость масштабных эвакуационных и спасательных работ, включая скорую медицинскую помощь


 

П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы 1

7

Специфический

18

Много - разноплановность последствий, их цепной характер (например, разрушение объекта вследствие взрыва, возникновение пожаров, выход из строя коммуникаций из-за пожаров и так далее; задержка в развитии или отказ от  
продолжения соответствующей научно-технической программы и так далее)


 

 

Промышленные аварии превращаются в чрезвычайные ситуации в том случае, если вызванные ими последующие негативные события угрожают существованию социальной структуры общества. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение «специфического», или мультипликативного, критерия. Данный критерий выделяет одну из главных характерных черт чрезвычайных ситуаций: многопорядковость и разнообразие последствий – социальных, политических, экологических, экономических, психологических [2]. 
Возьмем в качестве примера аварию на Чернобыльской АЭС. В результате аварии погибли десятки и были госпитализированы сотни людей. Пришлось эвакуировать сотни тысяч граждан и затратить на ликвидацию последствий аварии значительные средства (в первые четыре года поле аварии было затрачено 10,5 миллиарда рублей). Некоторые из соответствующих научно-технических программ, связанных с развитием ядерной энергетики, были заторможены или вообще отменены (в отношении реакторов РБМК - 1000). Были разработаны новые подходы к размещению АЭС, а также к подготовке кадров для их обслуживания. Перечисленные мероприятия потребовали от государства значительно увеличить расход финансовых и материальных ресурсов на указанные цели.  
Наличие совокупности всех 18 параметров, качественно описывающих критерии, не является необходимым для определения ситуации как экстремальной. В той или иной конкретной обстановке некоторые из них могут отсутствовать. Например, в случае катастрофического загрязнения окружающей среды токсичными веществами (пестицидами, тяжелыми металлами и другими), параметр 7 (дестабилизация психофизиологической устойчивости в посткризисный период) может отсутствовать. 
Рассмотрим основные последствия чрезвычайных ситуаций. За последние 20 лет от них на Земле пострадало более 1 миллиарда человек, в том числе свыше 5 миллионов погибло, или было ранено, а нанесенный материальный ущерб исчисляется триллионами долларов. За указанный период по экологическим причинам покинули родные места и стали беженцами миллионы людей. В настоящее время в мире число таких беженцев превышает 10 миллионов человек, тогда как число традиционных беженцев (жертв вооруженных конфликтов и региональных войн) – более 13 миллионов человек. 
Весьма тяжелы последствия стихийных бедствий, которыми называют опасные природные явления или процессы, носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, а также уничтожению материальных ценностей. К стихийным бедствиям относятся наводнения, землетрясения, засухи, вулканическая деятельность, массовые лесные пожары, сильные устойчивые морозы и другое [3]. Наибольший вред приносят наводнения (40 % общего урона), ураганы (20 %), землетрясения и засухи (по 15 %). Остальные 10 % общего урона приходятся на все другие виды стихийных бедствий. 
Так, в результате землетрясения, произошедшего в Армении в конце 1988 года, пострадало 550 тысяч человек, из них погибло 25 тысяч человек. Было потеряно 8 миллионов квадратных метров жилья, без крова остались 514 тысяч человек. Нарушилась связь со 121 отделением связи, было выведено из строя 50 автоматических телефонных станций (АТС) и система оповещения. Перестали функционировать 170 промышленных предприятий, вышло из строя 102 километра канализационных сетей, было нарушено водоснабжение в 11 населенных пунктах. Из 965 населенных пунктов на территории республики пострадало 173, а 58 населенных пунктов было разрушено полностью.  
За последние 20 лет от стихийных бедствий в мире пострадало в общей сложности более 800 миллионов человек (свыше 40 миллионов человек в год), погибло порядка 140 тысяч человек, а ежегодный материальный ущерб за этот период составил не менее 100 миллиардов долларов. 
Большую опасность представляют техногенные (технологические) катастрофы, которые возникают вследствие нарушения технологического процесса или внезапного выхода из строя машин, механизмов и технических устройств во время их эксплуатации. К техногенным катастрофам относятся, различные аварии на промышленных и энергетических объектах, а также на транспорте, растекание по поверхности почвы и воды токсичных жидкостей и нефтепродуктов и другое [4]. 
Среди наиболее опасных техногенных (технологических) катастроф следует указать аварии на энергетических объектах, прежде всего на АЭС; далее следуют химические предприятия, выпускающие пестициды, гербициды минеральные удобрения, пластмассы; транспортные аварии (при перевозке опасных грузов); нефтяные разливы при прорыве трубопроводов и другое. Особое место в этом ряду занимает разрушение плотин; по своим последствиям они могут быть более опасными, чем аварии на АЭС. Радиационные и химические поражающие факторы, возникающие при авариях на АЭС и химических предприятиях, обладают долгосрочным и, что особенно опасно, скрытым (латентным) воздействием на организм человека, а также оказывают негативное воздействие на здоровье будущих поколений.

По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на природные, техногенные и биолого-социальные. В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и так далее.

На основе приведенных классификаций, ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.

По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300 - 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам приведена в таблице 2.

Т а б л и ц а 2 - Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

Менее 10

Менее 100

Менее 1

1 объекта

Местные

10-50

100-300

1-5

Района, города, населенного пункта

Территориальные

Более 50

300-500

5-500

Субъекта РФ

Региональные

50-500

500-5000

500-5 000

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 500

Более 1000

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

-

-

-

За пределами РФ

Информация о работе Государственное управление при ЧС