Влияние недостатка освещения на организм человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 15:56, реферат

Краткое описание

Ритм жизни каждого человека – это налаженный процесс и, несмотря на то, что все люди похожи, этот ритм у нас различен. Работа в ночные смены, преодоление на самолете длинных расстояний, пролетая над разными часовыми поясами, сбивают эти ритмы или деформируют их. Эти нарушения связаны с изобретением электрического света, сделавшего наши ночи яркими. Существует множество экспериментов и исследований, связанных с влиянием искусственного света на организм человека и на его самочувствие и поведение в целом.

Содержание

1. Введение..........................................................................................................3
2. Определение света и его виды......................................................................3
3. Ряд общих требований к освещению............................................................4
4. Показатели характеризующие уровень освещения......................................4
5. "Кладовые солнца"..........................................................................................5
6. Заключение......................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 36.18 Кб (Скачать файл)

ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: "Безопасность жизнедеятельности"

Тема: "Влияние недостатка освещения на организм человека"

 

 

Выполнила:

Студентка группы 1Б-10з

Морозенкова Дарья Игоревна

Руководитель:

Трефилова Юлия Викторовна

 

 

Пермь, 2014 

Содержание:

 

  1. Введение..........................................................................................................3
  2. Определение света и его виды......................................................................3
  3. Ряд общих требований к освещению............................................................4
  4. Показатели характеризующие уровень освещения......................................4
  5. "Кладовые солнца"..........................................................................................5
  6. Заключение......................................................................................................6

 

 

1. Введение

Ритм жизни каждого человека - это налаженный процесс и, несмотря на то, что все люди похожи, этот ритм у нас различен. Работа в ночные смены, преодоление на самолете длинных расстояний, пролетая над разными часовыми поясами, сбивают эти ритмы или деформируют их. Эти нарушения связаны с изобретением электрического света, сделавшего наши ночи яркими. Существует множество экспериментов и исследований, связанных с влиянием искусственного света на организм человека и на его самочувствие и поведение в целом. Однако результаты этих исследований не известны широкой массе людей. Но мы их осветим.

Исследования показали, что взаимосвязь освещения и чувства комфорта неразрывна. Также доказано, что естественное освещение более благоприятно для всех видов деятельности.  Однако многие архитекторы и проектировщики пренебрегают данными исследованиями и строят офисы, где люди проводят большую часть своего времени, с малым количеством или вообще без окон. Постепенно люди придают большее значение освещению, но все же, не в полной мере архитекторы учитывают важность работы светодизайнеров и специалистов по освещению.

 

2. Определение света и его виды

Свет обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, определяет его жизненный тонус и биоритмы. Сила его воздействия зависит от длины волны, интенсивности и количества излучения. В интегральном потоке лучистой солнечной энергии различают ультрафиолетовую (УФ), видимую и инфракрасную (ИК) области спектра. ИК-излучение является носителем тепловой энергии. УФ-излучение модулирует минеральный обмен, синтез витамина D активирует кортико-адреналовую систему, обладает бактерицидным действием. Видимая часть спектра обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора, является регулятором биоритмов человека. Показано, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует на психику и эмоциональное состояние человека. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обусловливают развитие заболеваний органов зрения.

Освещение помещения может быть естественным (за счет солнечного света) и искусственным (при применении ламп накаливания и люминесцентных ламп). Лампы накаливания генерируют свет при нагреве нити накала до температуры свечения. В люминесцентных лампах электрическая и химическая энергия превращается в световое излучение, минуя стадию перехода в тепловую энергию (лампы холодного свечения). В тех случаях, когда в помещении одновременно и естественное, и искусственное освещение, говорят о смешанном освещении.

 

3. Ряд общих требований к освещению

Каким бы ни было освещение в учебном помещении - естественным, искусственным или смешанным, - к нему предъявляется ряд общих требований.

1. Достаточность освещения, которая зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света (в средней полосе России предпочтительнее на юг и юго-восток), расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.

2. Равномерность освещения зависит от расположения окон, конфигурации классного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.

3. Отсутствие теней на рабочем месте зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).

4. Отсутствие слепимости (блесткости) зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и пр.) и арматуры светильников.

5. Отсутствие перегрева помещения зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп.

Выполнение на практике указанных требований относительно естественного освещения во многом запрограммировано строительными нормами и правилами, т. е. уже заложенными в проекте школьного здания.

 

4. Показатели характеризующие уровень освещения

Существует ряд показателей, количественно характеризующих уровень естественного освещения. Основными из этих показателей являются:

- световой коэффициент - отношение остекленной площади окон (площадь окон за вычетом оконных переплетов) к площади пола. Чем больше площадь окон, тем выше уровень естественного освещения. Однако значительное увеличение размеров окон, например "ленточное остекление", ведет к снижению теплоустойчивости здания в зимнее время и к чрезмерной инсоляции весной и осенью. Поэтому норма светового коэффициента школ средней полосы России равна 1/4 -1/5 (в сельских школах и в физкультурных залах - 1/6);

- угол падения света - тот угол, под которым свет падает на рабочее место. Он образован двумя прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места по горизонтали к окну. Понятно, что таких углов будет ровно столько, сколько рабочих мест в классе, и чем дальше от окна расположено рабочее место, тем этот угол меньше и тем хуже условия освещения. Поэтому угол падения света определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и норма его - не менее 27°;

- угол отверстия - тот угол, под которым видно небо над крышей противоположного здания. Он характеризует влияние затеняющих объектов на уровень естественного освещения и образуется следующими прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места к проекции в окне крыши противостоящего здания. Как и угол падения света, угол отверстия определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и его норма - не менее 5°;

- коэффициент заслонения - отношение высоты противолежащего здания к расстоянию от него до школы. Этот показатель также характеризует влияние затеняющих объектов на величину естественного освещения класса. Его норма - не более 1/2; показано, что если коэффициент заслонения равен 1/5, затеняющего эффекта практически нет.

 

Недостаток  солнечных  лучей  негативно  влияет  на:

  • регенерацию кожи, рост волос
  • настроение
  • иммунную систему
  • работоспособность
  • сердечно-сосудистую систему
  • гормональный статус

 

5. "Кладовые солнца"

Как восполнить дефицит солнца и нейтрализовать его последствия?

Совет № 1

Больше гулять. Но помните: пользу принесут только прогулки в светлое время суток. Чтобы набрать «солнечную» норму, необходимую для нормального существования, достаточно пару раз в неделю на 10-15 минут подставить солнцу лицо и руки. Кстати, загорать в солярии с целью пополнить запасы ультрафиолета бесполезно. Искусственное солнце не может заменить настоящее.

Совет № 2

Впустите свет и в своё жилище. Вымойте окна (грязные задерживают до 30% света) и уберите с подоконника высокие цветы (они забирают 50% солнечных лучей).

Совет № 3 

Запасы витамина D можно пополнить продуктами питания. Главный помощник - рыба жирных сортов. Наибольшее количество (около 360 единиц в 100 г) витамина D содержится в лососе. Он богат и Омега-3 жирными кислотами, которые помогают также поддержать здоровье сердца и подавляют разного рода воспаления. Но, даже поглощая ударные дозы витамина D, нужно гулять - для того, чтобы он усвоился.

Совет № 4

Гормон активности - серотонин - также можно добыть из продуктов. Он содержится в горьком шоколаде, ананасах, бананах, яблоках и сливах.

Совет № 5

С сонливостью бороться бесполезно - ей лучше отдаться. Пик дремотного состояния - с 13 до 17 часов. В это время лучше 15-20 минут подремать в кресле, а потом очнуться бодрым и здоровым. Кратковременный отдых прекрасно восстанавливает работоспособность. Плюс каждый час от работы следует отвлекаться и минут 5 отдыхать.

Совет № 6 

Усилить синтез гормонов можно с помощью физических нагрузок - во время тренировок происходит их усиленная выработка. Получасовая интенсивная физическая нагрузка повышает концентрацию «гормонов счастья» в 5-7 раз. Кстати, в спортзале можно решить ещё одну зимнюю проблему - упадка сил. Есть данные, что одна из причин этого явления - нехватка движений.

А так же нейтрализовать негативные последствия помогут:

  • прогулки
  • спортивные тренировки
  • полноценный сон
  • питание, включающее
  • рыбу, фрукты и  горький шоколад

 

 

 

6. Заключение

Для большинства из нас свет является данностью, как и воздух. Мы не задумываемся о его свойствами и о тех побочных воздействиях, которые он нам приносит. Многие не отдают себе отчета в том, что чувство усталости на работе или слабая фокусировка зрения зависит от освещенности помещения, потому что это не всегда очевидно.

Недостаток освещенности влияет на функционирование зрительного аппарата человека, оптико-вегетативную систему, на психику, его эмоциональное состояние, утомляет центральную нервную систему, из-за чего человек становится раздражительным. Профессионалы могут черпать информацию о свете из многих областей: биологии, физики, медицины и других. Специалисты из этих областей встречаются на разнообразных конференциях, они даже делятся опытом или результатами исследований, но редко они могут быть друг другу полезны, ведь говорят они на разных языках.

А потребители света испытывают на себе все его преимущества и недостатки. Ясно одно, что для эффективного и грамотного светодизайна, нужно учитывать знания из всех областей при разработке новых продуктов. А, по словам Инго Маурера: «Плохой свет делает людей несчастными».


Информация о работе Влияние недостатка освещения на организм человека