Влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:38, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать влияние компьютера на психику ребёнка.
Объектом нашего исследования выбраны дети, а также группы детей младшего школьного возраста.
Практическая ценность курсовой работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику детей.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Особенности психического здоровья младших школьников 4
1.1. Границы младшего школьного возраста 4
1.2. Учебная деятельность – основа развития психики 5
1.3. Психика и поведение младших школьников 13
Глав 2. Влияние компьютеров на психику младших школьников 23
2.1. Проблема взаимоотношений детей и компьютеров 23
2.2. Увлеченность компьютерными играми 27
2.3. Негативное влияние компьютера на детскую психику 32
Заключение 35
Библиография 38

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние компьютерных игр на психическое здоровье млшк.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

У детей с холерическим темпераментом обострены вегетативные реакции, при любом эмоциональном  возбуждении они легко бледнеют или краснеют. Он рождения у них  слабо развиты тормозные процессы в коре головного мозга, поэтому  им трудно преодолеть жизненные преграды. Если у такого ребенка желания  не совпадают с возможностями  их осуществления, в его поведении  появляются негативизм, нервозность.

К холерическому типу (крайнему по своей выраженности) Н.И. Красногорский  относил так называемых трудновоспитуемых  детей, в поведении которых постоянно проявляются недисциплинированность, необузданность, стремление вступать в конфликты со взрослыми и сверстниками, упрощенность мышления. Воспитание их требует сугубо индивидуального подхода и является делом нелегким. Однако большинство детей холерического темперамента очень хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся на верной педагогической основе, с учетом особенностей темперамента.

Меланхолический темперамент  соответствует слабому типу высшей нервной деятельности. У меланхоличных  детей ослаблены корковые и подкорковые  функции нервной системы, наблюдается  малая подвижность нервных процессов. Иначе говоря, у них легко истощаются мыслительные возможности и эмоциональная  сфера. Дети быстро утомляются, не способны переносить ни длительные, ни одномоментные  значительные психические, эмоциональные  и физические нагрузки. Они обидчивы, плаксивы, самолюбивы, впечатлительны, очень чувствительны к наказаниям и поощрениям. К школьной обстановке дети-меланхолики приспосабливаются  с трудом, многие из них неохотно посещают школу. При неправильном воспитании у них легко могут развиваться  невротические состояния или  заболевания.[9,78]

Таким образом, адаптация  к школьной жизни во многом зависит  от типа высшей нервной деятельности ребенка, его эмоциональной сферы.

Немаловажное значение имеет  и другой фактор — состояние здоровья младших школьников и прежде всего  первоклассников. В младшем школьном возрасте довольно часто диагностируются  ревматизм, хронический тонзиллит  и другие заболевания, которые осложняют  приспособление первоклассника к школьному  режиму и отражаются на успеваемости. Это обстоятельство вынуждает вопросы  об учебной нагрузке для больных  и ослабленных детей решать совместно  с врачом.

Характерной особенностью психоэмоциональной сферы детей в возрасте 7—10 лет  является любознательность, живой интерес  ко всему новому и яркому. Эта черта сочетается с выраженным стремлением многому подражать, а иногда что-то копировать без достаточно критического отношения к объекту внимания, поэтому личный пример родителей, их приемы нравственного и эстетического воздействия на ребенка имеют исключительно важное воспитывающее значение. Атмосфера дружелюбия, любви взрослых друг к другу, взаимное уважение и понимание, чуткая готовность немедленно прийти на помощь только облагораживают детей, способствуют формированию у них самых добрых душевных качеств, развивают мир их чувств, мыслей, взглядов в самом благоприятном направлении.

Дети жадно подражают  не только хорошему. Они могут следовать и плохому примеру: пытаются курить, обижают слабых, проявляют жестокость к животным и т. п. Исследования А.Г. Стойко, опросившего около 5000 курильщиков, показали, что в возрасте до 10 лет начали курить 14 %, а в возрасте до 16 лет — почти 50 % мужчин. Следовательно, примерно каждый шестой ребенок начинает курить в младшем школьном возрасте, когда организм чрезвычайно чувствителен к действию табачных ядов. Несомненно, многие школьники в возрасте до 10 лет и старше приобщаются к курению, подражая родителям или другим близким.

Дурной пример родителей  может быть причиной формирования у  ребенка безразличия к нормам поведения в общественных местах, неуважительного и даже грубого  отношения к старшим, лицам женского пола, товарищам. Если в семье царят  лицемерие и обман, постоянные ссоры  и скандалы, цинизм и произвол, все  это обязательно наложит глубокий отпечаток на психику и поведение  ребенка, может сделать его нервнобольным  или человеком злым и жестоким, грубым и деспотичным, лживым и беспринципным.

Долг родителей — делать все возможное, чтобы оградить ранимую  психику ребенка от воздействий, которые глубоко травмируют его  неокрепшую нервную систему.

Большой моральный ущерб  наносит ребенку стремление взрослых подходить к детям с иной нравственной меркой, чем к себе. Иногда родители при детях произносят бранные  слова, совершают нечестные поступки, но наказывают за подобные действия своего ребенка, требуют от сына или дочери аккуратности и подтянутости, а сами неряшливы, небрежны. Лицемерное отношение  к ребенку рождает в нем  чувство обиды и озлобление, способствует формированию такого отвратительного  качества, как лживость.

С I по IV класс у учащихся формируется критическое отношение  к происходящему: дети четче отграничивают  плохое от хорошего, пытаются активно  вмешиваться в события школьной и семейной жизни, протестуя против фальши, обмана и т.п. Они болезненно реагируют на ущемление чувства  собственного достоинства, мучительно тяжело переносят наказания, если они  несправедливы или сопряжены  с физическим воздействием. Телесные наказания школьников (в любой  форме) совершенно недопустимы, ибо  они глубоко оскорбляют детей, вызывают бурный протест, могут стать причиной нервного заболевания (заикания, невроза  навязчивых движений, недержания мочи).[7,61]

Педагогический опыт показывает, что дети, которые подвергаются телесным наказаниям, растут пугливыми и робкими, угрюмыми и лживыми, однако охотно вступают в драку со сверстниками, используют всякую возможность обидеть менее  сильных или младших, проявляя при  этом злобность и ожесточенность.

Даже так называемое легкое телесное наказание (несильный шлепок или удар) подвергает психику ребенка  жесточайшему испытанию из-за столкновения в его душе противоположных чувств — любви и ненависти — к  близкому человеку.

Некоторые родители считают, что основу воспитания школьника  составляют строгость и суровость. Однако, часто прибегая к окрику, грубости, они не достигают желаемой цели. Чем же это можно объяснить? Ответ находим у В.Г. Белинского: «Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости ...».* К сожалению, в семейном воспитании школьников преобладают наказания и слабо или неумело используются меры поощрения. Средства поощрения могут быть различными, но важно использовать их разумно. Всякая крайность нежелательна: перехвалить ребенка так же опасно, как и не заметить его старательности. Уместная похвала школьника за добросовестно выполненное задание, за проявленную инициативу укрепляет его веру в свои силы и возможности, способствует развитию воли и самоутверждения.

Ребятам 7—8 лет свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны с этим считаться и бережно относиться к проявлениям честности, искренности, прямолинейности в рассуждениях и поведении детей. Ускоренное развитие интеллекта в связи с обучением в школе создает основу для более совершенного формирования эстетических и нравственных чувств у детей, для тонких переживаний, рожденных общением с природой, литературой, искусством, а главное — с людьми. Воспитание чувств у младших школьников можно считать эффективным, если родители и педагоги сумеют приобщить их к красоте природы, привить любовь к прекрасному, научат ценить душевное богатство человека, его поступки, достойные подражания.

В воспитании и обучении детей 7—10 лет велика роль эмоционального начала. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский доказывал невозможность полноценного умственного развития ребенка «без поэтической, эмоционально-эстетической струи». Он писал: «Наблюдая в течение  многих лет умственный труд учеников начальных классов, я убедился, что  в периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно».

Следует отметить, что в  возрасте 9—10 лет у девочек повышается активность желез внутренней секреции (гипофиза, половых желез). В связи  с этим у них намечаются признаки формирования тела по женскому типу: более  заметное отложение жира на бедрах и ягодицах, увеличение грудных желез. В 10—11 лет в организме ребенка  начинает вырабатываться женский половой  гормон эстроген, который из половых  желез поступает в кровь и  определяет развитие так называемых первичных и вторичных половых  признаков. При этом состояние психоэмоциональной сферы девочки изменяется: обостряется  чувство естественной стыдливости, пробуждается повышенный интерес к  собственной внешности, возникают  первые раздумья о своей принадлежности к женскому полу. В этом возрасте девочкам особенно необходима материнская  помощь, тактичная поддержка.

В век акселерации (ускоренного  физического, полового, интеллектуального  развития детей и подростков) нередко  первые менструации у девочек  наступают не в 15—16 лет, как прежде, а в 11—12 лет. Мать или учительница (но не учитель!) должны в доверительной  и доступной форме объяснить  девочкам в возрасте 9—10 лет, что  такое менструация, каково ее значение в жизни женщины, каков должен быть общий и гигиенический режим  в такие дни. Запоздалая информация о сущности менструации иногда бывает причиной психической травмы школьницы, ибо незнакомое и неожиданное  физиологическое явление может  представиться как болезненное.

Основная цель родителей, воспитателей и педагогов — вырастить  гармоническую личность, поэтому интеллектуальное развитие младших школьников должно сочетаться с занятиями физкультурой и спортом.

Успешное воспитание школьников в семье становится реальным, если родители стараются разобраться  в интеллектуальных, эстетических и  физических запросах своих детей, усваивают  и применяют на практике приемы семейной педагогики, пользуются высоким авторитетом, служат для детей примером в личной и общественной жизни, в труде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глав 2. Влияние компьютеров на психику младших школьников

2.1. Проблема  взаимоотношений детей и компьютеров

Проблема взаимоотношений  детей и компьютеров обсуждается  в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой  техники. Интернет лишь подлил масла  в огонь. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо? Мы попытаемся дать ответ на этот вопрос, рассмотрев мнения педагогов, психиатров, исследователей в этой области, но следует учесть также всю неоднозначность такого ответа. Мы сделаем обзор современных знаний на тему «ребенок, компьютер, Интернет и родители». Современные родители стремятся развить в своих детях самое лучшее, научить их многому, но, к сожалению, не всегда это желание идет на пользу ребенку. Многие считают, что, если они хоть на минуту позже познакомят свое чадо с компьютером и информационными технологиями, их ребенок может что-то упустить и будет отставать от сверстников. Другие же, наоборот, всего боятся. Боятся вредного воздействия компьютера, боятся растлевающего действия Интернета, боятся разрушительного воздействия компьютерных игр. И, оказывается, не всегда этот страх так уж неоправдан.

Психиатры отмечают: к ним  все чаще обращаются родители, которые  обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. У  них даже появился специальный термин — "компьютерный синдром". Многие медики однозначно считают, что это  болезнь, и она тяжело лечится. По словам практикующих врачей, вначале  болезнь развивается банально: ребенок  проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или занимается веб-серфингом, а в итоге это  переходит в неуемную потребность  проводить за компьютером все  больше времени. Так, один из пациентов, подросток, просидел за компьютером  в интернет-клубе семь дней. Домой  он вернулся только после того, как  его разыскали встревоженные  родители. Во время беседы с психиатром мальчик сообщил, что, увлекшись  компьютерными баталиями, потерял чувство реальности и для него самого было неожиданностью, что он столько времени не был дома. По словам подростка, в клубе он ел булочки, запивал их "Фантой", а после этого снова садился за компьютер. "Что было дальше, я не помню", — сказал он. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что взрослые люди подвержены компьютерной зависимости в ничуть не меньшей степени. Это может быть как интернет-зависимость, так и зависимость, скажем, от ролевых игр, в мир которых вполне зрелые люди погружаются, стараясь уйти от повседневных житейских проблем.[8,76]

Проблема компьютерных игр  и их влияния на психику ребенка  обсуждается с тех самых незапамятных времен, когда персональный компьютер  только начинал входить в массовое употребление. Публикуемые на этот счет исследования одно другого страшнее. По данным американских исследователей с медицинского факультета Техасского университета, одно из самых вероятных  и неприятных последствий чрезмерного  увлечения компьютером — эпилепсия. Мало того, что на гармоничном развитии малыша можно смело ставить точку, так вдобавок ко всему этот самый  компьютеризованный малыш может  оказаться подверженным припадкам "падучей". Неврологи как могут помогают незадачливым родителям, которым в свое время не пришло в голову ограничить любимому чаду доступ к "игрушкам".

Раньше, лет 8-10 назад, эффект мерцания относили на счет недостаточно качественных мониторов. С тех пор  качество мониторов принципиально  улучшилось, но теперь мерцание "обеспечивают" современные "стрелялки", в которых для достижения лучшего визуального эффекта применяется быстрая смена цветовой палитры. И, наконец, самая важная рекомендация: каждый час, проведенный за стрелялками-бродилками, нужно прерываться на 15-минутный перерыв. Причем взрослые, считают исследователи, должны проследить, чтобы ребенок не смотрел в это время телевизор, а занимался чем-нибудь более креативным — например, рисовал, раскрашивал или читал. Однако у нас значительное число детей и подростков играет в компьютерные игрушки в специальных клубах, персоналу которых, разумеется, и в голову не приходит следить за соблюдением какого-либо режима.

Практика показывает, что  дети с легкостью учатся управляться  с клавиатурой и мышкой даже в  том случае, если впервые увидели  компьютер гораздо позже, чем  все остальные в классе. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски  управляется с мышкой их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, когда ребенок  подрастает, родители неожиданно замечают, что за это время он так и  не научился ничему новому — он просто продолжает играть и кликать по одним  и тем же ссылкам. В раннем возрасте умственные способности развиваются  в процессе взаимодействия с окружающим миром, а вовсе не потому, что ребенком управляет электронная машина, отвлекающая  его от других видов деятельности, которые более полезны для развития.[11,149]

Некоторые ученые высказывают  мнение, что чрезмерное развитие визуального  восприятия у детей может нанести  значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят  ничего плохого в приобщении детей  к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. Другими словами, не следует насильно заставлять детей приобщаться к  современным технологиям или  превращать компьютер в сиделку. При условии разумного использования  компьютеры могут помочь детям в  развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Порой  бывает очень трудно подавить в детях  любопытство к машинам, которые  так часто используют их старшие  братья и сестры. Дети видят, как  их родители делают что-то сидя за компьютером, и у них тоже возникает желание  попробовать. Так в каком же возрасте начинать? Этот вопрос также стал причиной споров врачей и ученых. Одни рекомендуют  детям держаться подальше от компьютеров  как минимум до семи лет. Другие считают  трехлетний возраст самым подходящим для знакомства с компьютером. Но обе стороны согласны в том, что ребенка ни в коем случае нельзя оставлять один на один с компьютером вне зависимости от того, три года ему или восемь лет.

Информация о работе Влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей