Влияние валеологии на жизнь человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:59, реферат

Краткое описание

В результате валеология оказалась наполнена, кроме знаний о здоровье, такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало критику как со стороны Православной церкви, так и со стороны академической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

валеология.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

     3. Влияние валеологии  на жизнь человека

 

     Во  многих случаях в основе большинства  проблем человека, делающих его жизнь  мало эффективной или безрадостной, лежит отсутствие адекватных представлений и правилах выбора жизненных целей и методах их оптимального достижения. Поэтому первой основной задачей валеологии является исследование вопросов выбора целей (их достижимость, соответствие способностям, др.) и путей их реализации, разработка соответствующих программ обучения.

     Выбор вида деятельности (работы), отношение  к профессиональному росту и  карьере – во многом определяет положение человека в обществе, круг общения и уровень благосостояния (возможности для поддержания здоровья). Валеология должна внести значительный вклад в увеличение эффективности профессиональной деятельности человека, что соответствует и его личным интересам и интересам общества, через обучение выбору работы на основе ее социальной значимости, оценки собственных способностей, наклонностей и возможностей.

     Решение вопросов личной жизни и взаимоотношений  с окружающими – является одним  из основных факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение  человека, характеризует общую культуру общества.

     Валеология  должна целенаправленно обучать  культуре поведения, умению создавать  семью, выбирать друзей, поддерживать позитивные взаимоотношения, разрешать  конфликты и т.д. на основе понимания  себя и других людей, что также соответствует интересам человека и общества.

     Эффективное развитие (личные качества, умственные способности, управление собой, физическое совершенство, др.) – является основой  для получения ощущения и достижения указанных выше целей. Валеология должна сыграть ключевую роль среди других дисциплин в целенаправленном формировании открытого, динамичного, духовно сильного, способного к самостоятельному развитию человека, что особенно необходимо в условиях непрерывного изменения социально-экономического состояния общества.

      Одними из значимых проблем нашего общества являются низкая социальная активность людей, их неспособность  пользоваться действующим законодательством  и выбирать достойных руководителей. Быстрое становление правового  государства предполагает ускорение решения этих проблем всеми доступными средствами, в том числе и через валеологию. Ее роль – формирование сильного, социально активного человека, способного вносить позитивный вклад в социальное и политическое развитие общества (Рис.3).

     Можно выделить два основных условия социальной активности людей: негативное (в случае, если человек вынужден защищать себя и т.п.) и позитивное (основано на способности и понимании необходимости личного вклада в развитие общества). Естественно, второй вариант более желателен, но для его реализации человек должен научиться решать свои собственные проблемы (личная жизнь, окружение, работа, др.), на что и направлен в первую очередь курс валеологии.

     Кроме этого валеология должна формировать  интерес и способности человека к активному взаимодействию с различными государственными структурами, что основывается на понимании возможностей, предоставляемых правовым государством. Использование человеком этих возможностей для решения своих проблем высвобождает его свободное время (один из показателей благополучия общества), которое может быть затрачено на развитие (улучшение здоровья) и социально полезную деятельность.

     Валеология  также должна воспитывать у человека уважение к Закону, понимание его  необходимости в регулировании  межличностных, социальных, экономических и политических процессов. Разумеется для этого сама система законодательства должна быть красивой, четкой, непротиворечивой и направленной на защиту интересов человека, его прав и свобод. К сожалению, на данный момент многие законы просто игнорируются, число правонарушений возрастает.

     4. Проблемы валеологии

 

     Несмотря  на огромные успехи науки и быстрое  развитие мировой экономики, психическое  и физиологическое здоровье людей  далеко от улучшения, а во многих случаях ухудшается просто катастрофически (развитые страны здесь, к сожалению, не стали исключением). Это ведет к увеличению затрат на здравоохранение (устранение последствий неграмотного отношения людей к своему здоровью) и к снижению общей эффективности деятельности населения.

     Ухудшение психического здоровья во многом связано  со значительным увеличением числа  стрессовых ситуаций, что задается быстрым изменением условий и  возрастанием темпа жизни, уходом в  прошлое ряда традиций, регулировавших ранее взаимоотношения между людьми, и другими причинами. Валеология должна внести основной вклад в решение этой проблемы для своей возрастной категории через направленное обучение преодолению стрессовых ситуаций (организация жизни, урегулирование конфликтов, др.).

     Ухудшение физического здоровья в первую очередь  задается психическими расстройствами, ухудшением экологической обстановки и низким уровнем физической культуры. При этом от загрязнения окружающей среды прежде всего страдают физически слабые люди. Поэтому валеология должна внести значительный вклад в оздоровление нашего общества через формирование адекватного отношения человека к своему физическому здоровью, обучение здоровому образу жизни, техникам оздоровления и развития тела, др.

     Все эти проблемы создают значительную дополнительную нагрузку на экономику – с одной стороны, больной или слабый человек не способен к максимально эффективной деятельности (недополученная прибыль), а с другой стороны, идут прямые затраты на компенсацию потери (инвалидность) и восстановление здоровья. Очевидно, что обучение человека самостоятельному поддержанию своего здоровья (цель валеологии) гораздо эффективнее, чем покрытие перечисленных выше затрат.

     5. История и перспективы  развития валеологии  в России

 

     Валеология  – информационный фонд деятельности по оптимальному удовлетворению основных жизненных потребностей человека. Именно такой смысл вкладывали в это  понятие участники выездной сессии Ученого совета ВНИИФКа (август 1968 г.) в башкирском г. Салавате, обобщив данные научных исследований и опыт управленческой деятельности «города химии, спорта и здоровья». Речь шла о гармоничном единении медицины и физической культуры, рационального режима труда и активного отдыха, рекреации на лоне природы и полноценного питания. В последующие недели началась разработка комплексной программы соответствующей научно-практической деятельности на предстоящую пятилетку. Но вскоре из учреждения, где контролировали идеологическую «чистоту», поступило указание использовать лишь «правильное» выражение «физкультурно – оздоровительная работа», которую следует нацелить на плановую подготовку значкистов ГТО.

     Валеологическое направление в отечественном  физкультурном движении в 70-е и 80-е  годы активно развивалось общественными  организациями – Федерацией физкультурно-оздоровительной работы с населением. Федерацией массовой физической культуры сельского населения, отраслевыми и региональными федерациями. Все это позволило накопить необходимый обществу научный и технологический потенциал массового формирования здорового образа жизни, создать валеологическую основу прогрессивных преобразований быта и режима труда. Радикальная перестройка экономики и социальной жизни в стране временно приостановила такие преобразования, поскольку налаженные механизмы государственного управления и финансово обеспеченной деятельности профсоюзов перестали действовать, а инициатива многих специалистов повела их «другим путем» – под невысказанным вслух девизом «От значка ГТО – к валеологии». Поиск и разработка такого пути представляют знаменательные характеристики современного этапа отечественного физкультурного движения.

     Весьма  важным и определяющим итоги валеологической  деятельности направлением являются разработка и осуществление профилактических медицинских мероприятий. Указывалось, что в основе валеологии лежит первичная и вторичная профилактика заболеваний и травматизма, а методами валеологии являются использование огромного генетического фонда, заложенного природой в организм человека, и различные способы компенсации или инактивации патогенного воздействия элементов окружающей среды.

     Введение  в практику подготовки специалистов здравоохранения плана и программы  основ валеологии в середине 80-х  годов способствовало их широкому распространению  и активизации творческих разработок многих исследователей и учреждений. При этом разработчики валеологических идей и рекомендаций опирались на различные предшествующие работы известных отечественных ученых, которые с полным правом можно назвать фундаментальными блоками современной валеологии, теоретико-методологическими основами формирования здорового образа жизни населения России.

     В 1996 г. был утвержден Государственный  образовательный стандарт высшего  профессионального образования  по специальности 040700 – «Валеология» (квалификация врач – валеолог-преподаватель и педагог-валеолог). Началась эпоха внедрения в учебный процесс общеобразовательных, средних и высших учебных заведений России, Украины и Белоруссии учебной дисциплины «Валеология». В ряде вузов открываются кафедры валеологии, вводятся спецкурсы по валеологии, создаются специализированные журналы, защищаются диссертационные работы по валеологической тематике, проводится серия научных форумов различного уровня по актуальным проблемам валеологии, издаются учебные пособия, монографии, научно-популярные книги и т.д.

     В 2000 г., как ни странно, в России закончилась  эпоха «валеологизации» образования: валеология как учебная дисциплина Министерством oбразования РФ, по существу, ликвидирована.

     Для каждого здравомыслящего человека совершенно очевидно, что необходимо срочно предпринять серьезные шаги на пути решения проблемы «Здоровье нации».

     Следует отметить, что в настоящее время  валеологическое образование учащейся молодежи в определенной степени  дают вузовские кафедры физического воспитания. Это обусловлено особенностью Примерной программа дисциплины «Физическая культура» Министерства образования РФ. Учебная дисциплина «Физическая культура» направлена на решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, в частности: знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности и т.д.

     Несмотря  на валеологическую направленность вузовской физической культуры, эффективность  курса «Физическая культура»  низка. Это обусловлено недостаточно высокой валеологической эрудицией  профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания.

     Целесообразно открытие кафедр валеологии в каждой академии физической культуры. Назрела  необходимость в подготовке учебника по валеологии и для средних, и  для высших учебных заведений.

     Валеология  сейчас – относительно новая научная и учебная дисциплина, не имеющая пока четко сложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы «Человек и его здоровье» валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним из важнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии.

     На  распространение идей и мероприятий  валеологии, на формирование и осуществление  здорового образа жизни большое  влияние оказывает общественное мнение, под которым понимается следующее:

     1) система относительно устойчивых  оценок общественной жизни, традиционных  отношений к социальным явлениям;

     2) интеллектуальная реакция широких  слоев общества на конкретное  явление или событие. 

     Общественное  мнение о здоровом образе жизни формируется, складывается и развивается на основе:

    • знаний социально значимых функций и эффектов здорового образа жизни, влияния на человека физической культуры, закрепленных соответствующей базовой информацией в вице законодательных актов и учебных пособий, обобщенного и личного опыта, пропагандистских материалов;
    • впечатлений, возникающих под воздействием интенсивных информационных потоков, избирательно и/или случайно характеризующих частные аспекты и эффекты здорового образа жизни, физической культуры, медицины и психологии.

     На  включение в общественное мнение и общественное сознание идей и принципов  валеологии, здорового образа жизни  во многом повлияла их пропаганда, направленная на различные группы населения. Особо  важное и результативное значение имеет  пропаганда оздоровительных эффектов физической культуры.

Информация о работе Влияние валеологии на жизнь человека