Эмоции в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие - это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.

Содержание

1. Виды и роль эмоций в жизни человека, функции эмоций в его жизнедеятельности.
2. Формы эмоциональных состояний, особенности их проявления в поведении человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Эмоции в жизни человека.docx

— 33.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По предмету: «Психология»

На тему: «Эмоции в жизни человека»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

План работы

1.  Виды и роль эмоций в  жизни человека, функции эмоций  в его жизнедеятельности.

2. Формы эмоциональных состояний,  особенности их проявления в  поведении человека.

 

 

 

Введение

 

 

Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие - это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.

Эмоции - особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К  классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическими субъективными  переживаниями типа удовольствия или  неудовольствия, приятного или неприятного  обычно не сопровождаются. Они дают человеку объективную информацию о  том, что происходит в нем и  вне его. Эмоции же выражают собой  субъективные состояния человека, связанные  с его потребностями и мотивами.

Практически, однако, отделить эмоции от ощущений нелегко, так как они в едином переживании  человека сливаются. Например, восприятие произведений искусства в образах  всегда сопровождается теми или иными  эмоциональными переживаниями, выражающими  отношение человека к тому, что  он видит и чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются эмоциями. Разного рода воспоминания также связаны с  образами и несут в себе не только информацию, но и чувство. Простейшие вкусовые ощущения, такие, как кислое, сладкое, горькое и соленое, также  настолько слиты с эмоциями, что  без них не встречаются в жизни.

В эмоциях  отражаются физическое и психологическое  состояния человека и его организма.

1.  Виды и роль эмоций в  жизни человека, функции эмоций  в его жизнедеятельности.

Эмоции  - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный  факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие  генотипически обусловленной способности  к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится  к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и  человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные  состояния друг друга.

Жизнь без  эмоций так же невозможна, как и  без ощущений. Эмоции, утверждал  знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как  средство, при помощи которого живые  существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Эмоции  выступают как внутренний язык, как  система сигналов, посредством которой  субъект узнает о потребностной  значимости происходящего. Особенность  эмоций состоит в том, что они  непосредственно отражают отношения  между мотивами и реализацией  отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.

В критических  условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход  из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов  - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и  предупреждают о разрушающем  характере недостатка или избытка  каких- либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем  более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных  состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и  целом соответствует числу и  разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и  чувств, причем чем выше потребность  по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ  форма эмоциональных переживаний  - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания  жизненной роли эмоций. Оно говорит  о том, что наши субъективные переживания  не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько  возникающие при этом ощущения. Тем  не менее, определенная зависимость  между спецификой эмоциональных  ощущений и органическими реакциями  все же имеется. Она выражается в  виде следующей, получившей экспериментальное  подтверждение связи: чем ближе  к центральной нервной системе  расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем  меньше в нем чувствительных нервных  окончаний, тем слабее возникающее  при этом субъективное эмоциональное  переживание. Кроме того, искусственное  понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основные  эмоциональные состояния, которые  испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся  как бы в начале его. Эмоции и чувства  выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми  ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных  внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем  поведении, иногда извне вообще незаметны  для постороннего лица, если человек  умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку  направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции  и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».

Вопрос  о функциях является ключевым и пронизывающим  всю психологию эмоций.

Функция оценки

Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется  с их характеристиками: их возникновение  в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и другие. Основной вывод, следующий из объединенного анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов (каким являются, например, развивающиеся по отношению к ним ориентировочно - исследовательские процессы), ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Функция побуждения (мотивирующая роль эмоций)

Субъектом отчетливо переживаются возникшие  у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется  в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание  не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой  факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая  в них и желания) мотивируют поведение. О способности эмоций побуждать  действия говорят другие, более специфические  их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти  адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся  ситуаций, развивается особый вид  эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способ аварийного разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.

Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны навязать человеку определённые поступки, причем даже когда они для него нежелательны.

Дезорганизующая функция (способность эмоций нарушать

целенаправленную  деятельность)

 

Эмоции  организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному  протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых  она проявляется.

Даже  такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая  деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезной, например, когда от серьёзной опасности  ему приходится спасаться, полагаясь  исключительно на физическую силу и  выносливость. Это значит, что нарушение  деятельности является не прямым, а  побочным проявлением эмоций. На этом основании не может быть оправдано  противопоставление полезности и вредности  эмоций.

Регулирующая  функция

Это две  взаимодополняющие функции, выполняемые  эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т.е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего  их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального  опыта.

Эта функция  обсуждается под разными названиями: закрепления - торможения (П.К. Анохин); следообразования (А.Н. Леонтьев); подкрепления (П.В. Симонов).

Она указывает  на способность эмоций оставлять  следы в опыте индивида, закрепляя  в нем те воздействия и удавшиеся  - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний (Работы Я.М. Калашника и А.Р. Лурия).

Эвристическая функция.

Эмоции  играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, т.е. использовать оставленный эмоциями след. Поскольку  актуализация следов обычно опережает  развитие событий и возникающие  при этом эмоции сигнализируют о  возможном приятном или не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций (Запорожец, Неверович, 1974 г.). Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию (Тихомиров, Виноградов, 1969 г.).

В отношении  этих двух функций эмоций важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснение психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.

 

2) Формы эмоциональных состояний,  особенности их проявления в  поведении человека.

Наиболее  общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного  времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным  или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным  или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или  иных событий, а на их значение для  жизни человека в контексте его  общих жизненных планов, интересов  и ожиданий.

Информация о работе Эмоции в жизни человека