Виды пожарных насосов и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

Насосы – это машины, преобразующие подводящую энергию в механическую энергию перекачиваемой жидкости или газа. В пожарной технике применяют насосы различного вида. Наибольшее применение находят механические насосы, в которых механическая энергия твердого тела, жидкости или газа преобразуются в механическую энергию жидкости. По принципу действия насосы классифицируются в зависимости от природы преобладающих сил, под действием которых происходит перемещение перекачиваемой среды в насосе. Таких сил бывает три: массовая сила (инерция), жидкостное трение (вязкость) и сила поверхностного давления.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.58 Кб (Скачать файл)

Виды пожарных насосов и их характеристики.

 

Определение и классификация насосов.

 

Насосы –  это машины, преобразующие подводящую энергию в механическую энергию  перекачиваемой жидкости или газа. В пожарной технике применяют  насосы различного вида. Наибольшее применение находят механические насосы, в которых  механическая энергия твердого тела, жидкости или газа преобразуются  в механическую энергию жидкости. По принципу действия насосы классифицируются в зависимости от природы преобладающих  сил, под действием которых происходит перемещение перекачиваемой среды  в насосе. Таких сил бывает три: массовая сила (инерция), жидкостное трение (вязкость) и сила поверхностного давления. Насосы, в которых преобладает  действие массовых сил и жидкостное трение (или то и другое), объединены в группу динамических насосов, а  насосы, в которых преобладают  силы поверхностного давления, составляют группу объемных насосов.

Общая классификация  насосов.

Механические  насосы

 

1. Объемные:

1.1. Поршневые

1.2. Шестеренные

1.3. Пластинчатые (шиберные)

1.4. Водокольцевые 

 

2. Динамические:

2.1. Смешанные:

2.1.1. Струйные:

2.1.1.1. Газоструйные

2.1.1.2. Водоструйные 2.1.2. Тангенциально-дисковые:

2.1.2.1. Вихревые

2.2. Жидкостного  трения

2.3. Инерционные

2.3.1. Клапанно-вибрационные

2.3.2. Лопастные:

2.3.2.1. Осевые

2.3.2.2. Центробежно-осевые

2.3.2.3. Центробежные.

Общее устройство центробежных насосов.

 

Основные  элементы центробежного насоса: рабочие  органы, корпус, опоры вала, уплотнение.

 

Рабочие органы – это рабочие колесо, подводы  и отводы.

 

Рабочие колесо насоса нормального давления выполнено  из двух дисков – ведущего и покрывающего. Между дисками расположены лопасти, загнутые в сторону, противоположную  направлению вращения колеса. При  работе насосов на рабочее колесо действует гидронамическая осевая сила, которая направлена по оси в сторону всасывающего патрубка и стремиться сместить колесо по оси, поэтому важным элементом в насосе является крепление рабочего колеса.

 

Осевая сила возникает за счет разности давлений на рабочее колесо, так как со стороны всасывающего патрубка на него действует меньшая сила давления, чем справа. Для уменьшения осевых сил, действующих на рабочее колесо насоса, в ведущем диске высверлены отверстия, через которые жидкость перетекает из правой части в левую. При этом величина утечек равна утечкам через целевое уплотнение за колесом, КПД насоса снижается. С износом элементов целевых уплотнений будет увеличиваться утечка жидкости, и уменьшаться КПД насоса.

 

В двух- и многоступенчатых насосах рабочие колеса на одном  валу могут размещаться с противоположным  направлением входа – это также  компенсирует или снижает действие осевых сил. В современных пожарных насосах разгрузка вала и рабочего колеса от действия радиальных сил  осуществляется путем изменения  конструкций отводов. Отводы в большинстве  пожарных насосов спирального типа.

 

Проверка  водоподачи насоса по упрощенной схеме после ТО-2. Нвс.= 1-3,5 м

 п = 2650 - 2750 об/мин

 д/б = 8,3 - 8,5 кг/м2

Назначение  и общее устройство газоструйного  вакуумного аппарата.

 

ГВА предназначен для предварительного заполнения центробежного насоса водой. Применяется на пожарных автомобилях с карбюраторными двигателями.

 

Общее устройство:

 

Струйный  вакуум-насос состоит из чугунного (СЧ 15-32) диффузора и стального (Х6СМ) сопла. Кроме фланца для крепления  к распределительной камере на вакуум-насосе имеется фланец для присоединения  трубопровода, который соединяет  вакуумную камеру струйного насоса с полостью пожарного насоса через  вакуумный клапан (кран). Газовая  сирена состоит из распределителя выхлопных  газов и резонатора, собранного из шести трубок различной длины.

 

При включении  газоструйного вакуумного аппарата рычагом в насосном отсеке заслонка перекрывает выходное отверстие  в распределительной коробке. Выхлопные  газы проходят через сопло и создается разряжение в вакуумной камере, соединительном трубопроводе и в полости насоса при включенном вакуум-клапане насоса (рукоятка вакуум-клапана в положении «на себя»). Происходит подъем воды из водоема в насос. Время всасывания воды вакуумным аппаратом с высоты 7 метров – 35 … 40 секунд.

Забор воды из водоисточника.

 

1. Поставить  машину на водоисточник так, чтобы всасывающая линия была по возможности на 1 рукав, изгиб рукава был плавно направлен вниз и начинался непосредственно за всасывающим патрубком.

 

2. Для включения  насоса при работающем двигателе  необходимо, выжав сцепление, включить  коробку отбора мощности в  кабине водителя, а затем выключить  сцепление рукояткой в насосном  отсеке.

 

3. Погрузить  всасывающую сетку в воду на  глубину не менее 60 см, проследить, чтобы всасывающая сетка не  касалась дна водоема. 

 

4. Проверить  перед забором воды закрытие  всех задвижек и кранов на  насосе и водопенных коммуникациях. 5

 

. Забрать  воду из водоема включением  вакуумной системы, для чего  выполнить следующие работы:

5.1. Включить  подсветку, повернуть на себя  рукоятку вакуумного клапана;

5.2. Включить  газоструйный вакуумный аппарат;

5.3. Увеличить  частоту вращения рычагом «Газ»;

5.4. При появлении  воды в смотровом глазке вакуумного  клапана закрыть его поворотом  рукоятки;

5.5. Снизить  рычагом «Газ» частоту вращения  до холостого хода;

5.6. Плавно  включить сцепление рычагом в  насосном отсеке;

5.7. Выключить  вакуумный аппарат;

5.8. Довести  рычагом «Газ» напор на насосе (по манометру) до 30 м;

5.9. Плавно  открыть напорные задвижки, рычагом  «Газ» установить необходимое  давление на насосе;

5.10. Следить  за показаниями приборов и  возможными неисправностями; 

 

6. При работе  от пожарных водоемов особое  внимание уделить контролю за уровнем воды в водоеме и положению всасывающей сетки;

 

7. Через каждый  час работы насоса смазать  сальники поворотом крышки масленки  на2 … 3 оборота;

 

8. После подачи  пены с использованием пеносмесителя промыть насос и коммуникации водой от цистерны или водоисточника;

 

9. Заправлять водой цистерну после пожара от используемого водоисточника рекомендуется только в том случае, если есть уверенность, что вода не имеет примесей;

 

После работы слить воду из насоса, закрыть задвижки, установить заглушки на патрубки.

Особенности использования пожарных насосов  зимой.

 

При использовании  насосов зимой необходимо предусмотреть  меры против замерзания воды в насосе и в напорных пожарных рукавах;

 • При  температуре ниже 0 С включить систему отопления насосного отсека и выключить дополнительную систему охлаждения двигателя;

 • При  кратковременном прекращении подачи  воды не выключать привод насоса, держать малые обороты на насосе;

 • При  работе насоса закрыть дверцу  насосного отсека и следить  за контрольными приборами через  окно;

 • Для  предотвращения замерзания воды  в рукавах не перекрывать полностью  стволы;

 • Разбирать  рукавные линии от ствола к  насосу, не прекращая подачу воды (в малом количестве);

 • При  длительной остановке насоса  слить из него воду;

 • Перед  использованием насоса зимой  после длительной стоянки провернуть  заводной рукояткой вал двигателя  и трансмиссию на насос, убедившись  в том, что рабочее колесо  не примерзло;

 • Замерзшую  в насосе, в соединениях рукавных  линий воду отогревать горячей  водой, паром (от специальной  техники) или выхлопными газами  от двигателя. 

Применение  и общее устройство пеносмесителя (типа ПС-5)

.

 

Пеносмеситель ПС-5 находит наибольшее применение на пожарных насосах ПН-40 и относится к предвключенным пеносмесителям. Максимальная подача пенообразователя 1,8 л/с.

 

Пеносмеситель ПС-5 состоит из:

двух корпусов, дозатора, сопла, пробки крана, шкалы, стрелки, маховика, обратного клапана, крышки клапана и ручки.

 

Пробка крана  и дозатора уплотнены кольцами. Пеносмеситель присоединен корпусом крана к напорному коллектору, а корпусом – к крышке насоса посредством стакана и хомута.

 

Во время  работы насоса с пеносмесителем напор на насосе должен быть 0,7 … 0,8 Мпа (7 … 8 кгс/см2) (в зависимости от длины и диаметра рукавных линий), подбор во всасывающей полости насоса – не более 0,25 Мпа (2,5 кгс/см2).

 

При эксплуатации пеносмесителя необходимо следить за его герметичностью, состоянием прокладок и резиновых колец, своевременно подтягивать крепежные детали. По окончании работы пеносмеситель необходимо промыть водой.

Проверка  насоса на сухой вакуум

 

Для проверки насоса на сухой вакуум необходимо закрыть все краны и задвижки на насосе ,включить двигатель и создать разрежение в насосе при помощи вакуумной системы 73…36кПа. Падение разрежения в насосе должно быть не более 13 кПа за 2.5 мин . Если насос не выдерживает испытания на вакуум ,необходимо произвести опрессовку насоса воздухом под давлением 200…300кПа или водой под давлением 1200…1300 кПа. Перед опрессовкой места соединений целесообразно смочить мыльным раствором.

 

Для измерения  разрежения в насосе необходимо использоватьприставной вакуумметр с соединительной головкой или резьбой для установки на всасывающий патрубок насоса или вакуумметр ,установленный на насосе .В этом случае на всасывающий патрубок устанавливают заглушку .

Гидроэлеватор Г-600А.

 

Предназначен  для забора воды из открытых водоисточников, находящихся ниже уровня насоса до 20 м и удалены от пожарного автомобиля на расстояние до 100 м. Гидроэлеватор может забирать воду из водоисточников с небольшой глубиной (5…10см). Это свойство гидроэлеваторов позволяет использовать их для откачки воды ,пролитой при тушении пожара .

 

Гидроэлеватор Г-600А состоит из корпуса , на котором шпильками закреплены колено и диффузор со смесительной камерой . Внутри корпуса установлен конический насадок , через который проходит поток рабочей жидкости , подаваемой от центробежного насоса ПА .Эжектируемая жидкость из открытого водоисточника через всасывающую сетку поступает в вакуумную камеру и диффузор. Для соединения гидроэлеватора пожарными рукавами предусмотрены на колене гидроэлеватора и диффузора муфтовые соединительные головки.

Техническая характеристика гидроэлеватора Г-600А

 

Производительность  при давлении в напорной линии  перед гидроэлеватором 0.8 Мпа(8 кгс/см2) 600л/мин

 

Рабочий расход воды при давлении 0.8 МПа 550л/мин 

 

Рабочее давление 0.2…1.2 МПа 

 

Давление  за гидроэлеватором при производительности 600 л/мин 0.17 МПа 

 

Условный  проход патрубка:

 Входного70мм

 Выходного  80мм 

 

Габариты ,не более:

 Длина680мм

 Ширина 290мм

 Высота 160мм

 Масса , не более 5.6кг

Техника безопасности при работе с пожарными насосами ПОТРО 01-2002

 

 Водителям  (мотористам) при работе на пожаре  запрещается без команды РТП  и должностных лиц перемещать  пожарные автомобили, мотопомпы, производить какие-либо перестановки автолестниц и автоподъемников, а также оставлять без надзора автомобили, мотопомпы и работающие насосы.

 

 При ТО  пожарных автомобилей на пожаре  водитель обязан:

 не допускать  резких перегибов на всасывающих  рукавах, при этом всасывающая  сетка должна быть полностью  погружена в воду и находиться  ниже уровня воды (не ниже 200 мм);

 смазывать  при работе насоса через каждый  час его подшипники и сальники (поворотом на 2 - 3 оборота крышек  колпачковых масленок при открытых краниках);

 проверять,  не подтекает ли вода через  соединения и сальники насоса, выкидные вентили, а также из  системы охлаждения двигателя  (основной и дополнительной), а  также масло из двигателя коробки  передач и коробки отбора мощности  и жидкость из узлов и систем  гидравлических приводов;

 следить,  чтобы температура воды в системе  охлаждения двигателя была 80 - 95 град. С, а также за давлением масла в двигателе. При средних оборотах последнего давление должно быть не менее 2,0 кг/см2;

 промывать  чистой водой в случае подачи  пены все внутренние полости  насоса и проходные каналы  пеносмесителя;

 открыть  краники и выпустить воду из  рабочей полости насоса, после  чего краники закрыть. 

 

ТО по возвращении  с пожара (учения) проводится закрепленным за автомобилем водителем и личным составом караула под руководством начальника караула, в малочисленных  частях - командиром отделения на посту  технического обслуживания подразделения  ГПС.

 

С наступлением холодов напорные патрубки и сливные  краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на "сухой" вакуум.


Информация о работе Виды пожарных насосов и их характеристики