Характеристика рекламы и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение общеэкономического значения рекламы, ее особенностей, негативных и положительных сторон.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, сущность и задачи рекламы;
Изучить виды рекламы;
Проанализировать роль рекламы.
Оценить приемы рекламного воздействия;
Рассмотреть модели рекламного воздействия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ "РЕКЛАМЫ" И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Реклама – что это такое?…..............................................................
Психология рекламы.......................................................................
Позитивные и негативные стороны рекламы.................................
Рекламный рынок……………………………………………………….
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1
2.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

КР - Реклама.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ "РЕКЛАМЫ" И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
    1. Реклама – что это такое?…..............................................................
    1. Психология рекламы.......................................................................
    2. Позитивные и негативные стороны рекламы.................................
    3. Рекламный рынок……………………………………………………….
    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1

2.2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время практически  все предприятия осознали, что  залогом долгосрочного и успешного  функционирования является реклама. В частности, переориентация производства на потребителя вызвала необходимость детального изучения его потребностей, вкусов и их корректировки в целях продвижения товаров на рынке. С другой стороны, обилие товаров на рынке, и их широкий ассортимент вызвал потребность у массового покупателя ориентации в этой массе товаров. Отвечая на эти потребности, в России за короткий срок стала создаваться инфраструктура рекламного бизнеса. Реклама должна ориентироваться в первую очередь на специфику потребителя, сформированную социально-культурной средой его жизнедеятельности. В этом отношении транспортирование западных рекламных технологий в российских условиях не гарантирует положительного эффекта.

Реклама, как неизменный и необходимый спутник рыночного производства, постепенно проникает во все сферы общества и становится составной частью социальных номинаций субъекта любого типа - индивида, группы, политического движения или лидера, сферы бизнеса или конкретного товара. Иными словами, рекламу следует рассматривать не только как массированный поток информации о товаре или деятельность, сопутствующую производству товаров, но и как определенный институт рыночного общества, в котором закрепляются новые формы социального.

Актуальность  выбранной темы заключается в том, что в последнее время экономическая ситуация, сложившаяся в России подразумевает наличие жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг, что предполагает профессиональное и грамотное отношение производителей к вопросу рекламы. Тем не менее, массированная реклама, которой снабжаются многие товары, не означает их однозначного «превосходства» над другими товарами, так как здесь имеет огромное значение и такой немаловажный фактор как восприятие рекламы потенциальным потребителем. Изучая нужды потребителя, можно создать более эффективную рекламу, затратив на продвижение своего товара гораздо меньшие деньги.

Целью написания курсовой работы является изучение общеэкономического значения рекламы, ее особенностей, негативных и положительных сторон.

Для реализации поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие, сущность и задачи рекламы;
  2. Изучить виды рекламы;
  3. Проанализировать роль рекламы.
  4. Оценить приемы рекламного воздействия;
  5. Рассмотреть модели рекламного воздействия.

Объектом исследования является: реклама организации название организации

Предмет исследования: психологические особенности восприятия рекламы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «РЕКЛАМА» И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

 

    1. Реклама – что это такое?

 

Термин “реклама” происходит от латинского «reclamare» – «громко кричать» или «извещать» – так на базарах и площадях Древней Греции и Древнего Рима более 2000 лет тому назад громко выкрикивались и расхваливались различные товары. Реклама в английском языке обозначается термином «advertising», что в переводе с английского означает уведомление и истолковывается как привлечение внимания потребителя к продукту (товару, услуге) и распространение советов, призывов, предложений, рекомендаций приобрести данный товар или услугу1.

Существует большое количество различных определений рекламы. Известный маркетолог Филипп Котлер дает следующее определение: «Реклама – любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг конкретного заказчика»2.

Авторы книги «Реклама: принципы и практика» У.Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти дают такое определение: «Реклама – оплаченная неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить к чему-то аудиторию или повлиять на нее»

В законе Российской Федерации  от 18.07.95 г. № 108-ФЗ «О рекламе» реклама  трактуется как «распространяемая  в любой форме, с помощью любых  средств информация о физическом и юридическом лице, товарах, идеях  и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для определенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний».

Таким образом, реклама – это распространяемая в любой форме информация о лице, товарах, услугах или общественном движении, оплаченная рекламодателем с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и увеличения сбыта3.

Различают экономические  и коммуникативные цели рекламы: первые прямо направлены на покупку товара, вторые – опосредованно. К экономическим целям относят:

  • поддержку сбыта товара;
  • формирование потребности в данном виде товара или услуги;
  • убеждение покупателя приобрести данный товар;
  • стимулирование спроса на конкретный товар и стимулирование сбыта;
  • объявление о льготных сделках, распродажах, снижениях цен;
  • сокращение сроков вывода на рынок нового товара или услуги;
  • понуждение потенциальных покупателей к посещению магазина, выставки.

 К коммуникативным целям относят:

  • ознакомление потребителей с новым продуктом, новой маркой или новым предприятием;
  • повышение уровня известности продукта;
  • влияние на привычки при потреблении продукта;
  • информирование потребителей (например, об изменении цен);
  • изменение имиджа в определенном направлении (модернизация, повышение привлекательности);
  • пробуждение любопытства, которое приводит людей в магазин даже без намерения приобрести продукт;
  • пробуждение желания последовать примеру других людей, которые уже приобрели продукт;
  • поддержание верности продукту;
  • улучшение мнения о предприятии и его продукции;
  • выделение собственных товаров среди конкурирующих товаров4.

«В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может эффективно решать следующие задачи:

  • информирование (формирование осведомленности и знания о новом товаре, о фирме-производителе, о конкретном мероприятии и т. п.);
  • увещевание (формирование предпочтения к товару или фирме; убеждение покупателя приобрести товар; поощрение факта покупки и т. д.);
  • напоминание (поддержание осведомленности и удержание в памяти потребителей информации о товаре; напоминание, где можно купить данный товар);
  • позиционирование (перепозиционирование) товара или фирмы;
  • удержание потребителей, лояльных к рекламируемому товару;
  • создание уникального образа фирмы, отличающегося от образов конкурентов» - пишет Бернадская Ю.С. в своей книге «Основы рекламы».

Существует достаточно большое  число критериев, по которым можно  классифицировать рекламу: по характеру  целевой аудитории, по месту распространения, по способу воздействия на аудиторию  и др. При классификации рекламы используются следующие критерии:

Виды рекламы по общепринятым нормам:

  • частная реклама;
  • неэтичная;
  • вводящая в заблуждение (недостоверная, недобросовестная, ненадлежащая).

Виды рекламы по использования  воздействия на чувства человека:

  • визуальная реклама;
  • звуковая реклама.

Виды рекламы по степени  использования образа рекламируемого объекта:

  • прямая;
  • косвенная;
  • скрытая.

Виды рекламы по характеру  подачи рекламного материала:

  • жесткая;
  • мягкая.

По характеру стратегического  направления рекламы:

  • коммерческая;
  • некоммерческая.

По выбору общего подхода  к решению рекламной задачи:

  • рациональная;
  • эмоциональная.

По характеру планирования рекламных акций:

  • медийная;
  • немедейная;
  • комплексная.

 

 

 

 

    1. Психология рекламы

 

Проблеме воздействий в рекламе  уделяется большое внимание, особая роль отдается осознаваемым и неосознаваемым воздействиям. Также детально рассматриваются  различия между рациональными воздействиями (основанными на логике и убеждающих аргументах) и нерациональными  (основанными  на эмоциях и чувствах).

Психологические воздействия, или  социальные влияния, широко распространены и проявляются в отношениях детей  и родителей, учеников и учителей, мужчин и женщин, начальников и  подчиненных, а также людей, абсолютно  не знакомых друг с другом. Рекламная  деятельность поэтому также может  рассматриваться с точки зрения психологических воздействий, или  социального влияния.

Проблема психологических воздействий (социальных влияний) в психологии рекламы  как отрасли научного знания крайне актуальна еще и потому, что  она связана с целым рядом  моментов этического характера. Ведь любое  воздействие, или влияние, предполагает изменение сознания человека, может  представлять некое препятствие  свободе выбора. Проблема психологических  воздействий в рекламе тесно  связана с проблемой выбора. Бизнесмены и рекламисты выбирают способы организации  рекламных кампаний, например, с  применением специальных технологий воздействия или без них, а  потребители сталкиваются с этой проблемой, когда подвергаются таким  воздействиям или, наоборот, обнаруживают необходимость самостоятельно принимать  решение.

Существуют разные психологические  методы рекламного воздействия:

  • Внушение - основной психологический метод воздействия, прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого  или на группу. При внушении осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом восприятии информации. Внушение носит, как правило, вербальный характер. Считается, что дети в большей степени поддаются внушению, чем взрослые; в большей мере оказываются подверженными внушению люди утомленные. Часто высказывается также точка зрения, что внушение предполагает многократное повторение одних и тех же внушающих установок в виде слов, текстов или многократное предъявление одних и тех же оптических образов. Причем, большое значение имеют динамические характеристики предъявления внушающих установок. Сила рекламного воздействия зависит от такого фактора, как повторяемость информации. Для достижения эффекта внушения недостаточно сообщить информацию только один раз. Следует стремиться к тому, чтобы внушаемое сообщение повторялось несколько раз, причем каждый раз в него вносилось нечто новое, изменялись способы и формы подачи содержания.
  • Подражание. Многие рекламисты обращают внимание на то, что подражание в рекламе оказывается наиболее эффективным в тех случаях, когда рекламируется то, что является для человека престижным, например, что он покупает с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность. По мнению Г. М. Андреевой: «подражание - это не простое принятие внешних черт поведения другого человека, но воспроизведение индивидом черт и образцов специально демонстрируемого кем-либо поведения». Подражание играет значительную роль в сфере рекламного воздействия на потребителей и существенно различается по своей природе. В частности, подражание рекламе подростками и взрослыми людьми происходит на основе различных психологических закономерностей. У взрослых подражание рекламному персонажу чаще определяется совпадением увиденного с тем, что обусловлено их ценностными ориентациями, а также мотивацией и потребностями, желанием быть похожим на преуспевающего авторитетного человека.
  • Заражение. Психическое заражение многие психологи определяют как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим воздействиям. Оно проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через прямую передачу определенного эмоционального состояния. Здесь индивид не испытывает преднамеренного давления, а бессознательно усваивает образцы поведения других людей, подчиняясь им. На практике феномен психического заражения как метод рекламного воздействия проявляется при проведении массовых мероприятий и особенно эффективен в молодежной среде.
  • Убеждение. Метод убеждения используется в современной рекламе очень широко. Убеждение часто основано на увеличении объема информации о рекламируемом товаре, на преувеличениях, на сравнении его достоинств с недостатками других (конкурирующих товаров), на заранее заготовленных вопросах и ответах, на демонстрации уникального торгового предложения или объекта (товара) в действии и др.
  • Стереотип. Среди методов психологического воздействия на человека многие авторы называют те, которые основаны на использовании стереотипов. Роль стереотипов в рекламе велика. Умение их использовать на практике является важным условием эффективной работы рекламиста и специалиста по PR. Однако для психологии рекламы как отрасли научного знания не менее важно определить значение стереотипа в системе психологических понятий, описывающих мышление и поведение человека.
  • Технология "25-го кадра". Феномен "25-го кадра" обсуждается в широкой печати с середины XX века. Специалисты в области киносъемки отмечают, что вклейки "25-го кадра" чаще всего заметны на киноэкране и узнаваемы при их многократном предъявлении. Известно, что, воспринимая окружающую действительность, человек концентрирует свое внимание лишь на отдельных ее проявлениях (объектах, характеристиках и т. д.). Несмотря на то, что в органы восприятия (слух, зрение и др.) поступает вся информация из внешнего мира, человек осознает и запоминает лишь ту, которая, была предметом его внимания. Таким образом, внимание связано с ориентировочной деятельностью. Оно выступает также неким внутренним ограничителем, фильтруя сигналы и защищая мозг от перегрузок. Внимание "наводит порядок" в сознании, что необходимо для осуществления целенаправленной умственной и практической деятельности. В настоящее время большинство специалистов в области маркетинга полагает, что возможные эффекты тахистоскопического предъявления рекламы, в частности, по технологии "25-го кадра", оказываются экономически невыгодными. То есть затраты, как правило, во много раз превышают возможный психологический эффект.
  • Рекламные шоу. Рекламные шоу сегодня наиболее часто используются в телевизионном варианте, что крайне эффективно с точки зрения воздействия при их распространении на многомиллионные аудитории. При проведении телевизионных рекламных шоу используется прием ускоренной речи ведущего, демонстрирующего товар. Быстрый темп речи лишает зрителей возможности осознать ситуацию психологического воздействия, посоветоваться с кем-либо, привлечь свой личный прошлый опыт и др. Эта проблема является одной из наиболее важных теоретических проблем современной психологии рекламной коммуникации. Ее решение определяет основные стратегии организации маркетинговых мероприятий на практике.
  • Нейролингвистическое программирование (НЛП) как некий вид психологической практики возникло относительно недавно, в начале 70-х годов XX века. Его основателями были Джон Гриндер - ассистент профессора лингвистики и Ричард Бэндлер - студент психологического факультета. Управление поведением человека может осуществляться в двух совершенно противоположных ситуациях. В одном случае человек добровольно и осознанно подчиняется психологическому воздействию со стороны, например, в процессе психотерапевтического лечения или в условиях обучения, развития способностей, избавления от вредных привычек. В другом случае воздействие осуществляется против воли человека, его стараются «заставить захотеть» выполнить несвойственное ему действие, поступок, например приобрести вещь, которая ему не нужна. Такое воздействие встречает со стороны любого человека крайне негативную реакцию. Она может быть и внешней, и внутренней или только внутренней. Психологическая защита, которую выстраивает человек, обладает различной степенью надежности. Но даже уступая однажды более сильной воле, он позже делает все, чтобы вновь не попасть под нежелательное влияние.
  • Социально-психологическая установка. В качестве модели психологического воздействия рекламы на потребителя в ряде случаев используется концепция психологической установки. Психологи различают психофизиологическую установку (set) и социально-психологическую установку (attitude). Социально-психологическая установка (attitude) возникает вследствие социальных контактов, социального воздействия. Она имеет сложную многокомпонентную структуру. Выделяют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий) компоненты установки. Исследование влияния установок на человека представляет интерес в связи с изучением отношения потребителей к рекламе. Установка, формирующая у потребителя определенное отношение к рекламе как глобальному социально-экономическому явлению, может повлиять на отношение к конкретной рекламе (телевизионному ролику, щиту, рекламному образу и пр.).
  • AIDA - модель рекламного воздействия, предложенная американцем Э. Левисом в 1896 году. AIDA расфшифровывается как Attention, Interest, Desire, Action. Внимание (attention) - рекламное сообщение должно привлекать внимание, не содержать лишних деталей и информации, все элементы должны работать для одной цели. Средствами привлечения внимания служат: запоминающийся заголовок, задевающая фотография, заманчивое предложение. Вокруг множество рекламных сообщений и ваше должно отличаться от других. Какие приемы привлекают внимание? Использование контрастов, яркое, оригинальное цветовое оформление; броский рисунок; курьезные решения в расположении обращения (например, помещение текста рекламного послания «вверх ногами»); шокирование аудитории. Интерес (interest) - после того, как внимание аудитории привлечено, обращение должно удержать ее интерес. Для этого оно может содержать обещание удовлетворения потребностей адресата, быть оригинальным, интересным но форме и лаконичным. Предложение должно содержать причину заинтересованности вашим предложением. Нужно найти такие "кнопки", на которые потребитель захочет нажать. Он должен сразу понять, какую выгоду он получает -  низкую цену, удобство, комфорт. 
    Желание (desire) - формирование желания, потребности. Для формирования желания прибегают к знанию психологии потребителя. Действие (action) -призывайте к действию - если вы завладели вниманием, привлекли интерес и вызвали желание - усилия будут напрасны, если вы не подтолкнете покупателя к действию, например, подтолкните к принятию решения, чтобы не упустить выгоду: «Позвоните сегодня же», «Требуйте в аптеках вашего города», «Приходите и убедитесь сами».

Информация о работе Характеристика рекламы и ее виды