Безопасность и охрана труда в КДЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:04, реферат

Краткое описание

Клинико-диагностическая лаборатория является диагностическим подразделением лечебно-профилактического учреждения и создается на правах отделения.
КДЛ, независимо от подчиненности и формы собственности, должна иметь сертификат на избранный вид деятельности.
Штаты КДЛ устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами с учетом местных условий или рассчитываются в соответствии с объемом работы (приложение 12 к приказу МЗ РФ №380).

Вложенные файлы: 1 файл

Безопасность и охрана труда в клинико.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

     Безопасность  и охрана труда  в клинико-диагностических  подразделениях и  бак. лабораториях

     Введение

     Клинико-диагностическая  лаборатория является диагностическим  подразделением лечебно-профилактического учреждения и создается на правах отделения.

     КДЛ, независимо от подчиненности и формы собственности, должна иметь сертификат на избранный вид деятельности.

     Штаты КДЛ устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами с учетом местных условий или рассчитываются в соответствии с объемом работы (приложение 12 к приказу МЗ РФ №380).

     Оснащение КДЛ осуществляется в соответствии с профилем и уровнем лечебно-профилактического учреждения (приложение 8 к приказу МЗ РФ № 380).

     КДЛ размещается в специально оборудованных  помещениях, полностью соответствующих требованиям правил по устройству, эксплуатации и технике безопасности.

     Значительное  увеличение номенклатуры, общего количества эксплуатируемой медицинской техники, а также внедрение в медицинскую практику многофункциональных комплексов и автоматизированных систем с использованием средств вычислительной техники и микропроцессоров требуют нового подхода к обеспечению безопасности применения изделий медицинской техники. Усложнение медицинской техники требует повышения квалификации обслуживающего персонала, то есть высокого уровня подготовки и обучения его. Персонал обязан знать и выполнять требования эксплуатационной документации, стандартов, инструкций, настоящих правил, а также обладать необходимыми навыками эксплуатации медицинской техники для обеспечения безопасности пациента, персонала и окружающей среды.

     При правильном использовании аппаратуры и ее периодичной проверке персонал может не только постоянно поддерживать высокую степень безопасности, но и помочь обнаружить потенциально опасные  дефекты прежде, чем они нанесут вред пациенту, персоналу.

     Настоящие (системы) и инструменты (в дальнейшем - изделия) в учреждениях здравоохранения.

     Безопасность  персонала и пациентов  при эксплуатации изделий медицинской  техники должна обеспечиваться:

    • конструкцией изделий медицинской техники, которые должны быть безопасны при использовании отдельно или в составе комплексов (систем) и удовлетворять требованиям стандартов и другой нормативно-технической документации (медико-техническим требованиям, техническим условиям и т.д.);
    • конструкцией и устройством электроустановок для питания электромедицинской аппаратуры, которые должны удовлетворять "Правилам устройства электроустановок" и другой нормативно-технической документации;
    • достаточной квалификацией специально обученного и аттестованного персонала, который должен знать и выполнять требования эксплуатационной документации и инструкции по технике безопасности;
    • системой технического обслуживания и ремонта изделий медицинской техники;
    • соответствием помещений, действующим строительным нормам и правилам, рациональной организацией работы;
    • применением установленных мер и средств защиты.

     Правила устанавливающие  общие требования по обеспечению

     безопасности  медицинского персонала, обслуживающего медицинские

     аппараты, приборы, оборудование и состоящие из них комплексы

     1.1. Область распространения и порядок применения правил

     Настоящие Правила распространяются на персонал, эксплуатирующий изделия медицинской  техники. Правила содержат общие  указания по безопасному применению изделий в учреждениях здравоохранения.

     Требования  настоящих Правил являются обязательными. Отступления от них не допускаются.

     Персонал  при работе должен также выполнять  требования соответствующих стандартов системы, а также стандартов безопасности труда и указания эксплуатационных документов на применяемые изделия медицинской техники.

     В медицинской практике могут применяться  только изделия, соответствующие требованиям  стандартов, технических условий  и другой нормативно-технической  документации, разрешенные к применению в установленном порядке.

     Защитные  средства, применяемые для обеспечения  безопасности персонала и пациентов  при эксплуатации некоторых видов  изделий медицинской техники (например, рентгеновских, физиотерапевтических и других аппаратов), должны удовлетворять  стандартам и другой нормативно-технической документации на эти средства.

     Средства  защиты подлежат осмотрам и испытаниям в установленные сроки и в  установленном порядке. 

     1.2. Требования к персоналу, эксплуатирующему медицинскую технику.

     К самостоятельной эксплуатации изделий медицинской техники допускается только специально обученный и аттестованный персонал не моложе 18 лет, пригодный по состоянию здоровья и квалификации к выполнению указанных работ.

     Руководители  структурных подразделений, эксплуатирующих  изделия медицинской техники, обязаны на основании настоящих Правил, эксплуатационной документации на изделия и конкретных условий работы разработать инструкции по технике безопасности и производственной санитарии по каждому участку работы, которые должны быть согласованы с инженером по охране труда и утверждены руководством учреждения здравоохранения совместно с профсоюзным комитетом.

     В помещениях, где постоянно эксплуатируется  медицинская техника, должны быть вывешены в доступном для персонала  месте, с учетом норм производственной санитарии, инструкции по технике безопасности, в которых должны быть четко сформулированы действия персонала в случае возникновения аварий, пожаров, электротравм.

     Руководители  структурных подразделений несут  ответственность за организацию правильной и безопасной эксплуатации медицинской техники, эффективность ее использования, осуществляют контроль за выполнением персоналом требований настоящих Правил и инструкций по технике безопасности. 

     1.3. Сопроводительные документы

     Документы, сопровождающие изделия медицинской техники, содержат важную информацию для персонала по безопасности и правильному применению, техническому обслуживанию и ремонту изделия. Как правило, сопроводительные документы состоят из паспорта, инструкции по эксплуатации и технического описания изделия.

     Полный  комплект сопроводительной документации должен храниться непосредственно  в отделении, эксплуатирующем данное изделие. Запрещается эксплуатация изделия без сопроводительных документов.

     Персонал  должен знать информацию, изложенную в сопроводительной документации, и руководствоваться ею при эксплуатации изделий медицинской техники.

     Требования  электробезопасности  при эксплуатации медицинской техники.

     Для защиты от поражения электрическим  током все доступные для прикосновения металлические части электромедицинской аппаратуры классов I и 01 должны быть занулены (при питании от сети с глухозаземленной нейтралью) или соединены с устройством защитного заземления перед подачей на аппаратуру сетевого питания при питании от сети с изолированной нейтралью.

     Непрерывность цепи между зажимом защитного  заземления на аппаратуре класса 01 и  заземляющей (зануляющей) клеммой на пусковом щитке или шине защитного  заземления должны проверяться персоналом в начале каждого рабочего дня (смены) и при техническом обслуживании. Запрещается подача сетевого питания на аппарат при нарушении непрерывности цепи.

     В помещениях, где эксплуатируется  электромедицинская аппаратура, в целях  электробезопасности радиаторы  и металлические трубы отопления, водопроводной, канализационной и газовой систем должны быть закрыты деревянными решетками, а полы должны быть нетокопроводящими.

     Персоналу запрещается включать электроприемки в электрическую сеть при поврежденной изоляции шнура (кабеля) питания и  корпуса штепсельной вилки, а также других дефектах, при которых возможно прикосновение персонала к частям, находящимся под напряжением.

     При обнаружении неисправности в  процессе эксплуатации электромедицинской аппаратуры персонал должен немедленно отключить неисправный аппарат от сети, сделать соответствующую запись в журнале технического обслуживания, доложить об этом заведующему отделением. Работать с этим аппаратом персонал может только после устранения неисправности и наличия соответствующей записи электромеханика в журнале техобслуживания.

     Запрещается выдергивать штепсельную вилку  из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

     Запрещается провозить тележки и наступать  на электрические кабели или шнуры  электроприемников.

     В медицинских учреждениях при  подключении изделий медицинской техники запрещается использование переходников и удлинителей, поэтому в помещениях должно предусматриваться достаточное число штепсельных розеток в соответствующих местах.

     Персоналу запрещается использовать электрическое  оборудование, не ознакомившись предварительно с принципом его работы и опасностями, которые могут возникнуть при эксплуатации.

     Персоналу запрещается устранять неисправности  в подключенном к сети аппарате.

Запрещается применять  в лечебных учреждениях электрические плитки с открытыми подогревателями (спиралями), электрообогреватели без защитных ограждающих устройств и другие электроприемники, имеющие доступные для прикосновения части под напряжением. 

     Требования  по предотвращению механических травм

     При несоблюдении персоналом указаний эксплуатационной документации по безопасности применения изделий медицинской техники и других нормативных документов возможны механические травмы движущимися частями из-за опрокидывания изделия, повреждения систем, поддерживающих пациента и подвешенных частей аппаратуры, в результате взрывов аппаратов ингаляционного наркоза, флаконов при разгрузке стерилизатора после стерилизации растворов, сосудов, находящихся под давлением, и в других случаях.

     Персонал  обязан знать и выполнять указания по безопасности эксплуатационной и другой нормативно-технической документации.

     В процессе эксплуатации изделий медицинской  техники должна быть исключена возможность  их падения (опрокидывания), персонал должен периодически проверять надежность крепления узлов и деталей изделия, функционирование защитных устройств, контролировать периодичность технического обслуживания изделий и при необходимости консультироваться у инженерно-технических работников о том, как обеспечить достаточный уровень безопасности. 

     Требования  безопасности при  эксплуатации аппаратов  ультравысокой (УВЧ) и сверхвысокой частот (СВЧ)

     Систематическое воздействие на обслуживающий персонал поля ультравысокой и сверхвысокой частот, интенсивность которого превышает  допустимые величины, нарушает функциональное состояние нервной и сердечно-сосудистой систем человека.

     ГОСТ 12.1.006-76(6) "Электромагнитные поля радиочастот. Общие требования безопасности" устанавливает предельно допустимые значения напряженности и плотности  потока энергии электромагнитного поля на рабочем месте персонала в диапазоне частот 60 кГц - 300 ГГц, а также методы контроля и основные способы и средства защиты от вредного воздействия этих полей на организм человека.

     При проведении процедур УВЧ-терапии необходима настройка терапевтического контура в резонанс с генератором, суммарный зазор между электродами и кожей пациента не должен превышать 6 см. Расстройка выходного контура для уменьшения выходной мощности аппарата недопустима.

     Эксплуатация  аппаратов УВЧ- и СВЧ-терапии с выходной мощностью более 100 Вт и с дистанционным методом облучения должна производиться в специально выделенных помещениях или в экранирующих кабинах, в которых размещаются аппараты и пациенты. Эксплуатация аппаратов с контактным расположением излучателей возможна в общем помещении.

     Запрещается пребывание персонала в зоне прямого  излучения аппаратов сантиметровых  и дециметровых волн.

     Для уменьшения излучения в окружающее пространство высокое напряжение на генератор должно подаваться только после установки излучателя непосредственно на облучаемый участок тела; перед прекращением процедуры следует сразу выключить высокое напряжение. Размеры и форма излучателя должны соответствовать облучаемому участку тела.

     Для защиты глаз пациента при облучении области головы СВЧ (за исключением лечения офтальмологических заболеваний) необходимо применение защитных очков типа ОРЗ-5.

     Персонал, подвергающийся при работе воздействию  СВЧ или УВЧ электромагнитных полей, ежегодно подлежит в целях  профилактики обязательному медицинскому осмотру. 

     Требования  безопасности по предупреждению воздействия химических

     факторов

     При эксплуатации медицинского лабораторного  оборудования на поверхность изделий  и в окружающее пространство возможно попадание вредных химических веществ, представляющих опасность для обслуживающего персонала. Требования безопасности определяются ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны", ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества" и "Правилами устройства, техники безопасности и производственной санитарии при работе в клинико-диагностических лабораториях ЛПУ системы Минздрава СССР".

Информация о работе Безопасность и охрана труда в КДЛ