Безопасность в быту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Подготовка учащихся к действиям в экстремальных ситуациях в повседневной жизни осуществляется при изучении тем: «Безопасность в быту», «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Активный отдых на природе», «Автономное существование человека в природной среде» [1, с.20].
При изучении темы «Безопасность в быту» необходимо рассмотреть следующие вопросы: пожар в жилище; электробезопасность; безопасное использование бытового газа; безопасность при использовании бытового газа; безопасность при использовании бытовой химии; безопасность при работе с инструментами; безопасность на занятиях физической культуры; безопасность и компьютер; затопление жилища [1, с.21].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В СОДЕРЖАНИИ
ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБЖ…………………………………………………….4
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ……….6
2.1 ФОРМЫ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ…………………………6
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ КАБИНЕТУ………………………10
ГЛАВА 3. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОБЖ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ........................................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....17
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПЧЕУ.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Экстремальные ситуации

 в повседневной  жизни в содержании 

школьного курса ОБЖ…………………………………………………….4

ГЛАВА 2. Методика проведения занятий

по подготовке учащихся  к действиям

в экстремальных ситуациях в повседневной жизни……….6

2.1 Формы методы  обучения школьников…………………………6

2.2 Организация  практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету………………………10

ГЛАВА 3. Внеклассное мероприятие по ОБЖ

для младших школьников........................................................................14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....17

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан [1, с.10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Экстремальные ситуации в повседневной жизни в содержании школьного курса ОБЖ

 

Подготовка учащихся к действиям в экстремальных ситуациях в повседневной жизни осуществляется при изучении тем: «Безопасность в быту», «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Активный отдых на природе», «Автономное существование человека в природной среде» [1, с.20].

При изучении темы «Безопасность в быту» необходимо рассмотреть следующие вопросы: пожар в жилище; электробезопасность; безопасное использование бытового газа; безопасность при использовании бытового газа; безопасность при использовании бытовой химии; безопасность при работе с инструментами; безопасность на занятиях физической культуры; безопасность и компьютер; затопление жилища [1, с.21].

Учащиеся усваивают причины возникновения опасной или ЧС в быту и общие правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать, занимаясь физической культурой и спортом, работая на компьютере, с инструментами [1, с.21].

На уроках учащимися изучаются правила обеспечения личной безопасности в ситуациях: возгорания электроприборов (телевизор, электрогирлянда); возникновение запаха газа; пожара в жилище; затопления в жилище; неосторожного обращения с препаратами бытовой химии [1, с.22].

При изучении опасностей и ЧС на дороге и транспорте (автотранспорте, железнодорожном, водном, авиатранспорте) рассматриваются вопросы: безопасности пешехода; безопасности в общественном и личном транспорте; безопасности в метро и на электричке; безопасного поведения на льду и водном транспорте; безопасности на борту авиалайнера; безопасного поведения в толпе.

Учащиеся усваивают рекомендации пешеходам, как уцелеть в толпе, как противостоять гололёду, поведения в поезде и на железной дороге, опытных спасателе на воде, эвакуации с тонущего судна, поведения на льду и отрабатывают правила обеспечения безопасности в ситуациях: пожара в общественном транспорте, самолёте; ЧС в метро; в случаях «панического бегства»; в ситуации «Человек за бортом»; пожара на судне» если провалился в холодную воду; если в полынье оказался человек [1, с.23].

При изучении опасных ситуаций криминогенного характера рассматриваются вопросы: как уберечь себя от преступлений; как защитить свой дом; криминальные ситуации на улице и в общественных местах.

Учащиеся отрабатывают правила предотвращения проникновения преступников в жилище, поведение в ситуациях: «если ты дома один»; если дверь квартиры кто-то пытается открыть снаружи; если квартиру ограбили, когда никого не было дома; опасностей, возникающих при позднем возвращении домой; если пристали незнакомые люди; на прогулке; при угрозе террористического акта [1, с.24].

При изучении темы активного отдыха на природе и безопасности изучаются экстремальные ситуации в природных условиях, меры безопасности при подготовке к турпоходу, путешествию по незнакомым местам, вводится понятие «акклиматизация» в условиях жаркого климата, горной местности, на Севере.

Учащиеся знакомятся с правилами обеспечения безопасности на природе во время угрозы, при купании в незнакомом водоёме.

При изучении темы автономного существования человека в природных условиях изучаются вопросы «выживания» человека в борьбе с силами природы [1, с.25].

Учащиеся усваивают правила ориентирования на местности, оборудования временного укрытия, разведение костра, рекомендации добывания воды, пищи и её приготовления в ситуациях потери ориентировки (если человек отстал от группы) [1, с.27].

ГЛАВА 2. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в экстремальных ситуациях в повседневной жизни

 

2.1 Формы методы  обучения школьников

чрезвычайный ситуация учащийся антропогенный

 

Учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптацию учеников 5 класса. Осуществляя образовательный процесс в 5 классе, необходимо относится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальной школы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.

Для развития познавательной деятельности необходимо использование для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объекта познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи [5, с.21].

Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям [1, с.48].

Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.

Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных [5, с.22].

Задания для самостоятельной организации учебной деятельности способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде.

Применение методов группового взаимодействия способствует овладению умениями совместной деятельности: согласованию и координации деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива [1, с.52].

Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание изучаемых тем, для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:

– традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала [1, с.62];

– широко применять словесные методы обучения – рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме [1, с.62];

– предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении – правильно действовать) [1, с.62];

– объяснение нового материала осуществлять с опорой на витагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации [1, с.62];

– закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах – при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т.д. [1, с.63];

 

– домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить., рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и т.д.) [1, с.64];

– использовать внеурочное время для закрепления учебного материала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке и участии обучаемых  в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях [1, с.64].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету

 

Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.

Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д. [1, с.82].

Подготовку школьников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется осуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательных учреждениях, организации общественно полезного труда, а также во время экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видов внеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательно провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий [1, с.83].

Общеобразовательные учреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и умений учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как в содержании курса, при изучении которого школьники получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности [1, с.83].

 

Во внеклассной работе с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГАИ, медицинскими работниками.

Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения [5, с.24].

Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельности учащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности [1, с.89].

Информация о работе Безопасность в быту