Основные моменты песочной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:10, дипломная работа

Краткое описание

За всю жизнь человек часто сталкивается с такими трудностями как стрессы на работе, депрессия, ссора с любимыми и близкими людьми, неудачные выходные и прочее.

Вложенные файлы: 1 файл

Osnovnye_momenty_pesochnoy_terapii.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Песочная  терапия.

 

За всю жизнь  человек часто сталкивается с  такими трудностями как стрессы  на работе, депрессия, ссора с любимыми и близкими людьми, неудачные выходные и прочее.

Каждый справляется  с этими проблемами различными способами. Например, кто-то прибегает к помощи друзей. А кто-то страдает в одиночестве. Существует еще один способ лечения от жизненных неурядиц - арт-терапия. Этот вид терапии сейчас получает широкое распространение и является очень модным направлением.

Арт-терапия – это вид лечения, который использует искусство в целях терапии. Другими словами это исцеление посредством любого творчества.

Творческая  деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность всё  потаённое, что не осознаётся.

Одним из видов  арт-терапии является песочная терапия, которая представляет собой уникальную возможность исследовать внутренний мир как ребенка так и взрослого с помощью нехитрых приспособлений, представленных в виде миниатюрных фигурок, подноса с песком и небольшого количества воды.

Основное достоинство песочной терапии состоит в том, что она позволяет создать свой собственный мир, почувствовать себя творцом, самому контролировать происходящие в этом мире события.

Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ и построить свою картину мира.

Обратимся к истории возникновения этого метода.

Вообще, использование песка для записи внутренних видений имеет длинную историю. Много коренных американцев, особенно племена навахо и хопи на юго-западе и в Южной Калифорнии интенсивно использовали песочные изображения в своем лечении.

Английский детский  психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею "техника построения мира" приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу под названием "Игра в детстве". Эту работу не мог оставить без внимания Карл Густав Юнг. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Дора Калфф полностью посвятила себя песочной игре и развивала этот метод в течение всей своей жизни, и теперь он продолжает существовать и расширяться. И в 1971 году на английском языке вышла ее книга "Песочная терапия".

Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в  России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

 

Для работы с клиентами, используя песочную терапию, необходимо уделить внимание быть созданию безопасного пространства, в котором материал бессознательного может быть проработан в игровой манере.

В комнате, где проводится работа по методу сэндплэя, на уровне стола устанавливается лоток с песком. Лоток - приблизительно 8-10 см глубиной и заполнен промытым, качественным песком. Основание лотка окрашено голубым, чтобы при желании можно было создать иллюзию воды на дне лотка. Комната для терапии должна иметь огромное количество разнообразных миниатюрных фигур: людей из различных исторических периодов и исполняющих различные функции, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания, священных зданий (типа церквей, храмов) и религиозных символов, мостов, автомобилей, вагонов, и еще много всего другого.

Материалы, из которых они изготовлены, могут быть самыми разнообразными; но необходимо также иметь камни, древесину, кусочки металла, стекло и цветные стеклянные бусины, морские ракушки, и другие виды сырья.

 

Основные  материалы, используемые в песочной терапии:

Самый главный используемый материал –  это песок.

Песок – это удивительный природный материал, способный передать многое за счет своей текучести, множества форм и способности жить собственной жизнью.

Считается, что песок поглощает  негативную психическую энергию. На Востоке, человек, прежде чем войти  в дом, опускает руки, в стоящий перед входом сосуд с песком, чтобы очиститься от дурных мыслей и чувств.

Так же в песочной терапии не обойтись без Воды.

Манипуляции с водой в  песочной терапии не требуют каких-либо физических усилий; ее невозможно контролировать; вода может выступать в качестве метафоры глубины, покоя, бурного движения, чистоты и т. д.

 

Вообще, песок и вода находятся друг с другом в определенных отношениях. Находясь в жидком виде, вода лишена какой-либо определенной формы. Песок является плотной субстанцией и также не имеет формы. Соединяясь, песок и вода могут образовывать устойчивые формы или превращаться в грязь в тех случаях, когда воды больше, чем песка.

При смешивании с водой  песок позволяет лепить устойчивые трехмерные формы, создавать поверхности  с различной текстурой, выкапывать ямы, зарывать и выкапывать предметы, а также, капая влажным песком, создавать фантастические замки.

Аналогичным образом, испытывая  сильные чувства, человек утрачивает равновесие.

 

Песочная терапия  – это путь в страну психологического здоровья.

Песочная терапия может  проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей. Для ребенка игра в песок – это один из самых естественных способов рассказать о себе и своих проблемах, преодолеть эмоциональное напряжение, научиться выражать свои эмоции и справляться с ними. Песочная терапия не требует от ребенка каких-то особых умений, как в случаях рисования или рассказывания историй.

Созданный ребенком ландшафт является "рельефом его души": во время игры свой внутренний мир  он выносит во внешнее пространство и обыгрывает его. Внутренняя жизнь ребенка подчас драматична, у него существуют мучительные нерешенные проблемы. Все это отражает созданный им рельеф.

Хорошие результаты песочная терапия дает в работе с  детьми дошкольного возраста, в частности, в случае задержки психического развития.

В работе со взрослыми песочная терапия используется в случаях, когда возникают проблемы принятия решения в важных жизненных ситуациях, острые и затяжные стрессовые реакции, депрессивные состояния, навязчивые общения на работе и дома, нарушения сна, психосоматические заболевания. Для взрослых песочная терапия – уникальная возможность обратиться к своей детской части, обратиться к непосредственным и живым ощущениям собственной жизни. Это возможность выразить в песочной картине те чувства, о которых трудно говорить, те мысли, которые подчас невозможно выразить словами, найти разные пути разрешения тревожащей ситуации и выбрать для себя лучший.

В семейной терапии работа с песочницей также является незаменимым инструментом психолога. Во многих случаях целесообразна работа со всей семьей, супружеской парой или парой мама + ребенок.

Игры  с песком создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Песочная терапия незаметно, но действенно решает многие вопросы, на которые в повседневной жизни у нас не находятся ответы. После таких занятий многие дети и взрослые становятся более уравновешенными, ответственными, общительными, у них появляются новые интересы, формируются правильные взгляды на происходящие события, слагаются жизненно-важные приоритеты.

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они  позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития ребёнка и терапии. Кроме  того, игры с песком, моделирование «миров» в подносе – прекрасный детский досуг, который может быть использован и при проведении детского дня рождения, и просто во время домашних детских игр.

Таким образом, песочная терапия активизирует ресурсы само исцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.


Информация о работе Основные моменты песочной терапии