Средовой объект и процесс проектирования. Предпроектный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:23, реферат

Краткое описание

Суть дизайнерской деятельности: с одной стороны, это комплекс знаний и навыков, преобразованные в метод проектирования, который в дальнейшем используется для создания дизайн-проекта; с другой - это мировоззрение проектировщика, его взгляд на объект проектирования и окружающий мир, а также умение обобщать, синтезировать, вычленять существенные взаимосвязи и закономерности.
В данной работе главной задачей является выявление наиболее эффективных методов проектирования и последовательности разработки дизайн-концепции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Средовой объект……………………………………………………..….4
Глава 2. Процесс проектирования………………………………………………..7
2.1 Проектирование……………………………………………………...…..7
2.2 Проектирование среды…………………………………………………11
2.3 Архитектурное проектирование…………………………………...….14
Глава 3. Предпроектный анализ территории………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….18
Примечание………………………………………………………………………19
Список используемых источников………………………………………….…20
Список к иллюстрациям………………………………………………….……21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Средовой объект и процесс проектирования. Предпроектный анализ.docx

— 358.37 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО Томский институт Бизнес

Факультет дизайна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Средовой объект и процесс проектирования. Предпроектный анализ »

 

Реферат по предмету типология форм архитектурной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнил: студент гр. 171

 

 

Проверил: старший преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2010

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….....3                                                              

Глава 1. Средовой объект……………………………………………………..….4

Глава 2. Процесс проектирования………………………………………………..7

2.1 Проектирование……………………………………………………...…..7

2.2 Проектирование среды…………………………………………………11

2.3 Архитектурное проектирование…………………………………...….14

Глава 3. Предпроектный анализ территории………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….18

Примечание………………………………………………………………………19

Список используемых источников………………………………………….…20

Список к иллюстрациям………………………………………………….……21

 

Введение

Суть дизайнерской деятельности: с одной стороны, это комплекс знаний и навыков, преобразованные  в метод проектирования, который  в дальнейшем используется для создания дизайн-проекта; с другой - это мировоззрение проектировщика, его взгляд на объект проектирования и окружающий мир, а также умение обобщать, синтезировать, вычленять существенные взаимосвязи и закономерности.

В данной работе главной  задачей является выявление наиболее эффективных методов проектирования и последовательности разработки дизайн-концепции.

В жизни современного общества инженерная деятельность играет все  возрастающую роль. Проблемы практического  использования научных знаний, повышения  эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня  инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной  культуры. В настоящее время великое  множество технических вузов  готовит целую армию инженеров  различного профиля для самых  разных областей народного хозяйства. Развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание  возможностей, границ и сущности своей  специальности не только в узком  смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, ее целей и задач, а также  изменений ее ориентаций в культуре ХХ века.

 

Глава 1. Средовой объект

К объектам в средовом дизайне  относят предметное наполнение и  технологическое оборудование, которые вместе с объемно-пространственной основой образуют особый дизайнерский объект – предметно-пространственный ансамбль.

Дизайн среды, используя  возможности архитектуры, создает  объекты, обладающие не только формальной целостностью, но и способные выражать смысл и характер образа жизни.

Комплексное, а тем более  ансамблевое, художественное проектирование дизайнерских объектов требует их приведения в систему, сводящуюся к определенным образом организованной группировки этих объектов, что и составляет суть такого явления, как типология.

Дизайн среды представляет собой сложный многостадийный процесс (предпроектный анализ, проектирование компонентов среды и среды в целом, учет видоизменений среды в процессе эксплуатации развития средовой ситуации), требующий привлечения специалистов различного профиля – от архитекторов, дизайнеров и художников до технологов и экономистов. Высшей формой дизайна среды является дизайн архитектурной среды, обращающий основное внимание на проектирование образно-художественных особенностей средового объекта, вытекающих из существа функциональных процессов и их общественной значимости.

Средовой подход (С.п.) – рассмотрение среды как результата освоения человеком его жизненного сооружения. Соответственно деятельность и поведение человека принимаются как определяющий фактор, связующий отдельные элементы среды в целостность. С точки зрения методики Д.с. – основная установка современного проектного мышления, принцип формирования нашего предметного и пространственного окружения как органического единства всей системы визуально-чувственных и функциональных условий места.

Комплексность проектной  работы с позиций С.п. отличает ее от других форм проектирования (архитектура, предметный дизайн и др.), привязывает  их результаты друг к другу и определяет основную цель творческой деятельности архитектора-дизайнера – достижение функционально-образного единства средовых объектов и систем. Выводя проектировщика к так называемому  «средовому искусству», этот подход выявляется в процессе концеп­туального, экологического и этнокультурного анализа аспектов проектной деятельности. Задача комплексного формирования средовых ситуаций выдвигает в качестве главной проблемы С.п. вопрос о синтезе средств видов творчества, участвующих в работе, при одновременном выделении среди них проектного лидера. Средовая ориентация деятельности архитектора-дизайнера предельно широка и касается самых различных областей материально-художественной культуры – архитектуры, промышленного дизайна, прикладного и оформительского искусства, искусства экспозиции, театра, кино, непосредственно формирующих окружающую нас предметно-визуальную реальность. Лидер при этом — очевидно, тот, кого выдвигает сама ситуация, ее сложившийся опорный контекст.

С другой стороны, специфика  этого похода исключает возможность  заранее заданной, однозначной иерархии факторов формирования среды в процессе проектной работы и предполагает относительное равноправие как  «случайных» условий и обстоятельств, так и объективных предпосылок  – функциональных и художественных задач, технологических особенностей, производственных возможностей и пр.

Средовой объект (С.о.) – целостное средовое образование, характерное органичным единством пространственных условий, предметного наполнения и особенностей процесса, для которого оно предназначено.

Как правило, С.о. имеет сложное  строение, включая ряд С.о. меньшего ранга и более узкого назначения, каждый со своими параметрами пространства и оснащения (например, здание —  группа помещений этого здания — отдельное помещение — фрагмент помещения), будучи при этом частью более крупной средовой структуры или цепочки структур («улица — район — город»),

В отличие от средовых систем последовательность С.о., принадлежащих  к общей структуре, связана с  относительным единством природы  их ведущих слагаемых, прежде всего  с непрерывностью, «перетеканием» пространственной основы. Морфологически различаются узловые (локальные, компактные) и линейные (вытянутые вдоль одной оси) С.о., каждый со своими особенностями архитектурно-дизайнерского проектирования; другие типы классификаций (по степени развития, функции, масштабу и пр.).

Системный подход в проектировании отмечен целым рядом отличительных  признаков: концептуальностью, целостностью, комплектностью и некоторыми другими. Однако есть аспект системности, представляющий наибольший интерес. Это – надежность проекта с точки зрения гарантированности  положительных последствий, которые  будут вызваны появлением нового изделия, системы или сооружения. Труднее всего определить, какие  ценности – социальные, экономические, технологические и т.д. получает человек и общество от проекта.

Вся система проектного дела выступает как источник конкретных конструктивных идей и как арсенал  средств для реализации планов интенсификации производства и планов социального развития предприятий и объектов непроизводственной сферы.

Задача контролирования  социальных последствий ставится так: определить через морфологию «настоящего» проекта будущую ценность реализованного и эксплуатируемого объекта.

 

 

 

 

Глава 2. Процесс проектирования

2.1 Проектирование

Проектирование – есть процесс последовательных попыток  решить негативную ситуацию с помощью  конструирования целостных морфологических образований.

Отличительной чертой проектирования является создание конструктивных образов  – упорядоченных подобий материально-пространственных структур, фиксируемых через определение  их формы, через морфологию предполагаемых искусственных объектов (артефактов).

Проектировщик творчески  относиться к исходным данным: первоначальным требованиям, ограничениям к критериям. Он должен неоднократно переформулировать  поставленную задачу и изменить состав исходных данных, прежде чем будет  найден путь решения проблемы.

Проектировщик, делая очередную  попытку решить проблему, стремится  привнести в соответствие упорядоченные  и неупорядоченные факты конструируемого  целостного образования.

Процесс проектирования осуществляется рядом параллельно идущих действий: осознание проблемы, построение объекта  проектирования, генерирование решений, обоснование принимаемого проектного варианта. Центральным является конструирование  целостных структур.

При переходе от проектирования отдельных вещей к проектированию системных объектов дизайнер сталкивается с новым кругом профессиональных проблем. В системном объекте  дизайнер сталкивается не только с  множеством разных вещей, но и с множеством невещественных предметов (функция, деятельность). Свести проектирование системного объекта  к проектированию суммы отдельных  вещей – значит отказаться от специфики  проектирования системного объекта.

Пространственный подход – акцент делается не на единичном объекте, а на целом, образованном множеством отношений между вещами.

«Среда» - ключевое понятие  происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов  и целей творческой деятельности в проектной культуре. Образ среды  ориентирован на единство «причины»  проектирования - функции – и  «следствия» проектной деятельности – комплекса материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи.

«Предметные» интерьеры  ближе к понятию «среда», т.к. их архитектурная основа только обозначена, задумана как абстрактная сцена.

В средовом дизайне типология  расчленяет совокупность окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы, которые составляются в узнаваемы последовательности (классы, ряды). Они показывают как, меняются интегральные свойства этих ситуаций при изменении какой-либо одной из особенностей – размера, геометрического строения, функции, стадии развития и т.д.

Среда – органичное взаимодействие осуществляемой деятельности и предметно-пространственных характеристик какого-либо места.

Размеры и строение средового  пространства дают базовые ощущения о самочувствии человека в среде.

Относительно независимо от визуальных параметров формируют  характер среды ее эксплуатационные качества. Неудобство, дискомфорт разрушают  положительные свойства среды; понимание  ценности или оригинальности устройства элементов обстановки делает среду  интереснее, значительнее. Т.е. в комплекс средовых воздействий структуры, назначения и облика в целом вплетаются нюансы чисто «дизайнерского» происхождения. Причем и визуальные, и функционально-психологические  причины нашего отношения к среде  тесно взаимосвязаны.

Существенно размежевание средовых систем по признаку «интерьер здания (сооружения)» и «городская среда (открытое пространство)». Это –  частный случай «размерного» ряда типов  среды.

Комната – отдельный, самостоятельный  интерьер, со своими границами и  наполнением. Группа помещений разного  назначения (спальня + туалет + прихожая + кухня) образуют следующее средовое звено – комплексный средовой объект, единую систему интерьеров, объединенную принадлежностью одному «хозяину».

Последующие уровни – поэтажные  секции, дом в целом, дом с принадлежащим  ему двором, квартал, район – развивают  начальные средовые структуры дальше, вливая в них новые элементы и  системы, предназначенные для все  большего количества людей, организованных в разного рода сообщества потребителей.

Средовой объект – самостоятельный  интерьер или тесно связанный  общим назначением и художественным смыслом комплекс интерьеров. Главное  их свойство – активная эмоционально-зрительная связь лежащих рядом пространственных фрагментов, непрерывность их взаимодействия. Например, фойе театра или зал в  музее, театр или музей целиком.

Средовые системы состоят  из близких по функции и облику средовых объектов, разделенных значительными  объемными или пространственными  преградами иного значения и художественного  содержания. Например, цепочка станций  метрополитена, городская сеть магазинов  крупной фирмы.

Проектная практика дает нам  еще и другие комплексные варианты типологии средовых образований. Например, интегральные формы - когда ведущая  функция столь значительна, что  ей подчиняются все характеристики средовых систем и их элементов (транспортная среда, среда для эксперимента в  экстремальных условиях). Могут различаться  и узко специализированные средовые комплексы (системы ориентации в городском пространстве).

В современной дизайнерской деятельности все большее распространение  получает дизайн архитектурной среды, который разделяют на интерьеры  и дизайн внешней архитектурной  среды.

Информация о работе Средовой объект и процесс проектирования. Предпроектный анализ